24.01.2010
Скачать в других форматах:

Майкл Уилкок

Откровение Иоанна Богослова

4:1-8:1  СЦЕНА 2: СТРАДАНИЯ РАДИ ЦЕРКВИ

 

Семь печатей снимаются

ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ

В сцене 1 мы видели, как Библия, подобно хорошему учителю, повторяет свои уроки на разные лады, чтобы запечатлеть их в нашем сознании. Если прием повторения используется с целью подчеркнуть важность сказанного, то, следовательно, чем чаще повторение, тем важнее должен быть урок.

Однако, если мы с таким допущением приступим к сцене 2, то это повлечет за собой некоторые трудности. Мы увидим, насколько часты повторения одного определенного рода. Даже чаще, чем истории или образы, в книге повторяются одни и те же числа. Вы, возможно, задавались вопросом, почему в сцене 1 церкви, светильники, звезды и духи - все появлялись группами по семь. Здесь мы видим не только двадцать четыре старца и четырех шестикрылых животных, но и еще семь светильников и книгу с семью печатями. По мере чтения мы столкнемся с широким ассортиментом чисел, как простых, так и сложных. В обычной жизни мы делаем различие между числами статистическими, отвечающими на вопрос «сколько?» (например, 1200 человек на собрании), и символическими, которые означают нечто отличное от простого количества (например, 12.00 часов, то есть полдень). В Откровении числа, скорее всего, несут не статистическую нагрузку, вряд ли мы станем более духовными, узнав, сколько там было старцев, животных и крыльев. Иначе обстоит дело с Ветхим Заветом. Там божественный замысел искупления подготавливается и «проигрывается» на арене реального исторического опыта Израиля. Поэтому нас не удивляют числа, отражающие чисто статистические данные. Они являются частью конкретных исторических свидетельств. Но сейчас для Божьего замысла «пришла полнота времен». Откровение с помощью своего богатого образного языка подводит итог, раскрывая для нас духовное значение этого замысла и его влияние на мироздание. Гораздо вероятнее, что числа в такой книге будут нести на себе символическую, а не статистическую нагрузку. И ясно, что эти повторяющиеся числа-символы чрезвычайно важны. Иначе в драме не было бы их столько.

Проблема состоит в следующем: что они значат? «И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли...» (7:1). Читая это, мы ощущаем себя невежественными иностранцами, в смятении листающими разговорник в надежде найти в нем значение слов, которые Иоанн, уроженец этой страны, с такой настойчивостью употребляет. Похоже, он действительно полагает, что мы должны понимать, куда он клонит.

Некоторые комментаторы заходят слишком далеко. Они обращаются с этой книгой, как с математической головоломкой. Такой подход не может быть правильным. Откровение обещает открыть свои тайны любому христианину, читающему книгу со смиренным сердцем; при этом ему не нужно быть гением в математике или специалистом-историком. Все, в чем он нуждается, - это Слово и Свидетель. Поэтому мы должны остерегаться приписывать числам значение, выходящее за рамки сказанного нам о них Богом. Подумайте, к примеру, о расчетах, с помощью которых некоторые «доказывают», что 144.000 (7:4) представляют собой всю Церковь Христову. В соответствии с Писанием, говорят они, 3 является числом Бога; 4 означает творение, или мир; 3 умножить на 4 равно 12. 12 означает Церковь, через которую Бог действует в мире; 12 в квадрате равняется 144 всей Церкви; 10 означает полноту и завершенность; 10 в кубе равняется 1000 -трехмерной полноте; 12 в квадрате умножить на 10 в кубе равняется 144.000. Следовательно, это вся Церковь во всей ее полноте.

Отстаивать такие вещи, однако, не то же самое, что объяснять их. Когда нам говорят: «Это означает то-то», мы по-прежнему имеем право спросить: «Почему?». Библия, возможно, подтверждает некоторые шаги из вышеприведенной логической цепочки. Но где она говорит нам, что 3 умножить на 4 означает одно, а 3 плюс 4 другое? И почему 12 надо возводить в квадрат, а 10 - в куб, а не наоборот! И какие десятки в Библии являются неоспоримыми символами полноты? Количество египетских язв, ветхозаветных законов, отколовшихся колен Израиля и прокаженных Евангелия может либо не нести никакой смысловой нагрузки, либо значить нечто прямо противоположное!

Все, что мы можем честно сказать, так это то, что если число 144.000, как нам кажется с учетом контекста, символизирует всю Церковь, то такое толкование подкрепляется связями, которые мы усматриваем между некоторыми из его факторов (3, 4 и 10) и некоторыми из основополагающих библейских идей.

Следовательно, мы будем с осторожностью подходить к трем числам, появляющимся в сцене 2. Мы посмотрим, придает ли им Писание значение, которое нам нужно иметь в виду, если мы хотим правильно понять преподанный нам автором урок.

а. Двадцать четыре (4:4)

Собственно говоря, единственное место в Библии, где встречается число двадцать четыре, - это Откровение. Здесь оно упоминается шесть раз в связи со старцами, окружающими Божий престол1. Число двенадцать, однако, встречается часто и неизменно наводит на мысль о «двенадцати коленах сынов Израиле-вых» и «двенадцати апостолах Агнца». О тех и других говорится в 21:12-14. Там перед нами предстает град Божий, на его воротах - имена первых, а на стенах -имена последних. Между ними существует связь. Первые - костяк Божьего народа в ветхозаветные времена, а последние - в новозаветные.

Так или иначе, они названы «старцами» (в английском тексте «старейшинами», дальнейшее рассуждение основывается на этом - прим. перев.) Старейшинами обычно называют руководителей церкви. Поэтому вряд ли подлежит сомнению, что эти двадцать четыре символизируют всю Церковь Божью, как до прихода Христа, так и после.

Против такого толкования выдвигались возражения. Основанием для них служило утверждение, что Божьи люди не будут восседать вокруг престола Божьего, не будут облачены в белые одежды праведности и не получат венца до дня Страшного суда; и так как этот день в книге описывается гораздо позже, а на этой стадии Церковь на земле еще не победила и продолжает пребывать в состоянии войны, то, должно быть, старцы символизируют ангелов или каких-то других небесных существ. Возражение это стоит обсудить, но не потому, что оно имеет под собой основания, а потому что оно служит наглядным свидетельством непонимания временной структуры Откровения. Об этом мы поговорим позднее. А сейчас мы просто заметим, что порядок событий в изложении Иоанна может совпадать - а в некоторых случаях может и не совпадать - с тем порядком, в котором они исторически происходили. Во всех случаях совсем не обязательно,

1 Двадцать четыре «подразделения» израильских священников (1 Пар. 24) подтверждают выдвинутое здесь предположение, что они символизируют людей Божьих, поклоняющихся в Храме.

чтобы старцы символизировали церковь-победительницу. Из Послания к Ефесянам 2:6 мы узнаем, что «на небесах» (то есть на уровне духовной реальности) мы уже восседаем вместе с Христом (и сам Иоанн утверждает это в 1:5,6), в то время как Церковь на земле по-прежнему является воинственной.

б. Семь (4:5)

В отличие от числа двадцать четыре, число семь появляется часто на протяжении всей Библии. Традиционно ему приписывалось значение полноты, так же, как выражение «проплыть семь морей» означает пересечь все океаны мира. В поддержку этой идеи можно привести целый ряд примеров из Библии. Но тщательное рассмотрение всех случаев, когда в Библии встречается число семь, наводит на мысль о более неоднозначной возможности толкования.

Хотя семерки попадаются повсюду, но их плотность особенно возрастает в главах, описывающих ветхозаветную религию, - дни и годы, жертвенники и жертвенные   животные,  окропления   водой,   елеем  и кровью - все это раз за разом встречается группами по семь. Нам не сказано, почему это так. Создается впечатление,  что просто все виды деятельности человека, связанные с его функционированием как живого существа и его взаимоотношениями со своим Создателем, группируются по семь. Затем использование того же самого числа из религиозной сферы начинает распространяться и на общественные взаимоотношения: семь - корень основного еврейского слова, обозначающего клятву. Поэтому взаимное доверие также основано на священной семерке. Более того, семерку мы встречаем на самой первой странице Библии. Когда Бог творил мир, то шесть дней Он работал, а в седьмой отдыхал. И мы уже начали замечать, что и здесь, в Откровении, стоит затихнуть шуму непосредственного исторического контекста, начинает звучать семитактный ритм музыки вечности.

И снова нам не сказано, почему это так. Просто это так. Сотворение, религия, общество - все связано с числом семь. Не только дети на пляжах с нетерпением ждут каждой седьмой волны, чтобы посмотреть, не больше ли она остальных; ученые в лабораториях и политики в тоталитарных государствах также ломают себе голову, почему всякое человеческое учреждение таинственным образом подвержено циклу семикратных вибраций и начинает давать сбои, если «неделя», состоящая из рабочих дней и дня (или дней) отдыха, содержит в себе более семи дней. Может ли быть такое, что семерка символизирует не полноту вещи, а ее суть! Хотя семь церквей в Азии не выступают от имени Церкви в целом, но это потому, что они символизируют не столько всю Церковь, сколько реальную церковь. И если семь посланий показывают церковь, как она есть, то семь печатей показывают мир, как он есть. То же самое относится к семи трубам и семи чашам. Первое символизирует Божье предупреждение в его реальном виде, а второе - Его суд.

Если все это так, то не подлежит сомнению, что семерки в книге Иоанна появились не случайно. Драматурги-классики Англии традиционно писали пятистопным ямбом; французские драматурги - шестистрочными рифмующимися куплетами, а семитактный ритм вполне естественен для Божьего голоса. Выясняется, что даже в тех сценах Откровения, в которых отсутствует ярко выраженное деление, значение выступает наиболее выпукло при разделении сцены на семь частей.

0. Четыре (4:6; 7:1)

Число двадцать четыре встречается в Библии достаточно редко, а семь достаточно часто, чтобы мы могли получить довольно четкое представление о символическом значении этих чисел. Другое дело с четверками. Мы находим их изрядное количество; но прежде всего надо определить, какие из них имеют символическое значение, а какие - статистическое. Затем уже необходимо разобраться, что мы должны понимать под теми из них, которые являются символами.

Возьмем, к примеру, четырехрогого козла из видения Даниила (Дан. 8:8). «Рога» означают царей, пришедших на смену Александру Македонскому; но говорит ли число четыре о чем-то большем, нежели простой факт, что царей было четверо? Или возьмем видение Петра (Деян. 10:11). Он увидел привязанное за четыре угла спускаемое с неба полотно, полное нечистых животных. Полотно символизировало собой языческий мир; но было ли у него четыре угла, потому что четверка символизирует мир, как предполагают некоторые, или просто потцму, что у большинства полотен четыре угла? Подобные случаи появления числа четыре не очень помогают истолковать его значение, когда мы сталкиваемся с ним в Откровении. В поисках смысла нам придется обратиться куда-то еще.

Все самые важные «четверки» книги впервые возникают в этой сцене. Если они символизируют что-то, то это, возможно, сотворенный мир. Опираясь, без сомнения, на всемирно признанные направления стрелок компаса - север, юг, восток и запад, - Библия (как и мы) говорит о четырех сторонах света и четырех небесных ветрах. Естественно, что и ангелов, стоящих по краям земли и удерживающих ветры, также четыре (7:1).

Следует ли нам усмотреть аналогичное значение в четырех шестикрылых животных в 4:6?

' В старом переводе АВ слово «животные» в 4:6 переведено как «звери». Это послужило, причиной недоразумения - «животных» стали путать с действительно «звериными» созданиями из 13:1 и других мест Откровения. В первоисточнике Иоанн использует два различных греческих слова.

 

В данном случае их имя поможет нам больше, чем их количество. Пророк Иезекииль в своем первом видении видел животных, подобных этим (Иез. 1). Хотя то, что каждое животное имело по шести крыл, заставляет вспомнить серафимов из видения Исайи (Ис. 6), но большая часть описания   все-таки  совпадает  с  описанием  существ, которых видел Иезекииль. В другом месте он называет их херувимами (Иез. 10:20). Библейские херувимы весьма далеки  от  пухлых   младенцев с  крылышками  и ямочками на щеках. Это величественные существа. Их присутствие является видимым признаком присутствия Бога. И когда в Псалме 17:11  говорится, что Он «воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра», мы начинаем усматривать связь между четырьмя животными в 4:6 и четырьмя ветрами в 7:1.  Мы можем называть эти существа «природой». Нужно только не забывать, что природа - это гигантское сооружение, пульсирующее благодаря непрекращающейся деятельности Бога. Во всех случаях они могут символизировать и то, что Павел называет «невидимое Его, вечная сила Его и Божество», которые «чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Возможно, что их лица (4:7; Иез.  1:10) символизируют Его величие, Его силу, Его мудрость; Его высоту, а их бесчисленные глаза означают, что  Он  без  устали  следит  за  всеми  частями Своего творения. Поэтому естественно, что этих частей - четыре. Это соответствует направлениям стрелки компаса и четырем сторонам света. Они обозначают весь Божий мир, так же, как двадцать четыре старца обозначают Божью Церковь.

 

1. СЦЕНА 2 ОТКРЫВАЕТСЯ:

ТВОРЕНИЕ, ЦЕНТРОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ХРИСТОС

(4:1-5:14)

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как-бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

4:2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. 9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, живущему во веки веков, 10 Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: 11 Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

5:1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. 2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? 3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. 4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. 5 И один из старцев сказал мне: не плач, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. 6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как-бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

5:8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых; 9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

5:11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

5:13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

Во второй сцене мы видим запечатанную книгу (5:1). Но только в главе 6 печати снимаются. Сначала сцену необходимо «обставить декорациями», и для этого Иоанну потребовалось две полных главы.

Прежде чем пытаться представить себе то, о чем οι говорит, нужно обратить внимание на два высказыва ния в открывающем сцену стихе (4:1). Значение эти: высказываний не столь очевидно, как может показать ся.

Во-первых, что это за «небо», на которое взгляну; Иоанн? В Библии это слово используется для обозначе ния (1) области, в которой летают птицы, и (2) области где сияют звезды.  Но вознесение Иоанна не такоп рода, которое может быть совершено с помощью воз душного шара или космического корабля; он был воз несен так же, как в свое время и Павел, «до третьего неба» (2 Кор. 12:2), в область пребывания Бога. Но ι этом случае у слова имеются три других значения Обозначает ли оно здесь (3) место совершенства, которое существует даже сейчас, наряду с нашим несовершенным миром; или (4) совершенный порядок вещей, который воцарится после того, как с этим миром будет покончено; или (5) «небеса» из Послания к Ефесянам (на  него  уже  делалась  ссылка  во  введении -к  этой сцене), обозначающие не место, в котором отсутствует зло, а сферу духовной реальности, где маски сняты и где добро и зло предстают в своем истинном виде? Так как видение включает в себя существующий тварный мир  и  Церковь,  которая все еще  живет  на  земле  и которая должна молиться Богу, чтобы вступить в общение с Ним (5:8,10,13), то наиболее вероятное значение -последнее из пяти.

Это проливает свет на другую неясную фразу из 4:1: «чему надлежит быть после сего». Разумеется, речь идет о будущем. Но можно ли сказать, что о ближайшем будущем, свидетелем которого станет Иоанн? Или о всей последующей истории Церкви? Или имеется в виду наше будущее (при этом надо помнить, что мы имеем дело с пророчествами, ни одно из которых еще не исполнилось)?

Должным образом понять эти главы помогает выраженное в очень живописной форме предположение Гейрда. Голос, звучащий в 4:1, «призывает Иоанна в комнату, где находится пульт управления Главной Штаб-квартиры. Комната увешана картами, на которых чьей-то рукой помещены скопления флажков... Сейчас военное время, и флажки символизируют боевые подразделения. Перемещения флажков могут означать одно из двух: или на поле битвы произошли перемены, которые должны быть отражены на карте, или отдан приказ о передвижении войск, и тогда флажки передвигаются на новые позиции, которые боевым подразделениям предстоит занять... Странные и сложные символы видения Иоанна, подобно флажкам в этой иллюстрации, являются зримыми двойниками земных реалий; и эти символы также могут либо отображать планы Того, Кто определяет ситуацию (то есть показывать, чему предстоит произойти), либо быть описательными (показывать, что уже произошло)»1.

Сама по себе фраза «чему надлежит быть после сего» совсем не обязательно означает что-нибудь, кроме событий, которые произойдут «от этого момента (от момента получения Иоанном своего видбния) и дальше». И если, согласно аналогии Гейрда, положение флажков на карте Откровения отражает события как прошлого, так и будущего (а здесь мы, по всей видимости, имеем дело с последним случаем), тогда начинающиеся здесь видбния являются небесной картой всеобщей войны, а не планом предполагаемых операций.

Так что же Иоанн увидел?

Сначала глава 4 фокусирует наше внимание на престоле, где восседает вечный Бог. Возможно, «фокусирует» - неудачное слово. Ведь так трудно увидеть ясно то, что находится в самом сердце этого ослепительного великолепия. И все же, хотя и трудно разглядеть само солнце, но озаряемый им мир имеет достаточно четкие очертания. Перед престолом стоят семь светильников и стеклянное, подобное кристаллу, «море»; престол окружен четырьмя «животными» и престолами двадцати четырех старцев.

Конечно, Иоанн видел не только это. Само Присутствие на престоле, животные, радуга, окружающая престол, - все это не могло не напомнить ему чудеса видбния Иезекииля (Иез. 1); и радуга сияла уже в таком далеком прошлом - во дни потопа (Быт. 9:12). Гром и молния напомнили Божье откровение на горе Синай (Исх. 19:16). В иерусалимском храме были и семисвечник, и «море» (большой медный резервуар для ритуальных омовений) (Исх. 25:31 и далее; 2 Пар. 4:2-6). Кроме этого, Иоанн, должно быть, видел и их внутренний смысл: величие, милосердие, славу, чистоту и власть Бога. Картина, по сути, представляет собой сплав многих ветхозаветных образов божественной истины. Бог-Творец в ней предстает как достойный всеобщей хвалы (4:11). Все существующее находится под Его верховным правлением; именно поэтому божественный престол является центральным и основополагающим образом видения (4:2).

Глава 5 дополняет видение, перенося драму Нового Завета на арену Ветхого. Центральное место теперь занимает Иисус Христос, Сын Божий, Он здесь для того, чтобы взять запечатанную книгу и снять с нее печати. В Своем величии Он подобен льву. Семь рогов и очей показывают, что Он есть «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24). В то же время Он, подобно агнцу, смирен, «Его раны видны свыше, прославленные в красоте»1. И эти раны также делают Его достойным хвалы. Его окружают не только старцы и животные. Есть еще и внешний круг, состоящий из множества ангелов; а еще дальше - все творение возносит свою хвалу Богу.

 

1  Гейрд, с. 60, 61.

М. Бридже и Г. Тринг.82

 

Мы считаем, что старцы и животные символизируют Божий народ и Божий мир. Естественный мир, проклятый вместе с человеком (Быт. 3:17), также подлежит искуплению, подобно человеку (Рим. 8:19-21). Поэтому природа присоединяется к Церкви в ее хвале Богу. Для всех Он не только Создатель (4:11), но и Искупитель (5:9,10). Их песня даже больше исполнена хвалы, чем песня ангелов. Они, хотя и славят закланного Агнца, но «не знают Христа как Спасителя, а поклоняются Ему как Царю».

Что означает книга с семью печатями? По этому поводу выдвигалось множество предположений; возможно, самое разумное - подождать, пока Он откроет книгу, и тогда мы увидим, что же это такое! Но каким бы ни оказалось значение самой книги, сразу возникает вопрос: какой смысл заложен в том, что ее открывает Агнец? Просто ли Он раскрывает для нас ее содержание или, если учесть скорбь, которая возникает при мысли о том, что она может остаться закрытой (ст. 4), за этим стоит нечто большее? Многие комментаторы замечают, что именно искупительная смерть Христа дает Ему право снять печати (ст. 9). Рассматривая крест главным образом как великое достижение, они делают вывод, что описанные в главе 6 события также в каком-то смысле являются «достижениями» Христа. То есть, Он их не просто раскрыл для нас, а Сам послужил их причиной. Однако язык главы 5 станет более понятен, если на Его действия посмотреть как на раскрытие внутреннего смысла событий. Христос указывает нам на место, которое эти события занимают в Божественном порядке вещей. Христу незачем говорить нам, что мир полон бед и несчастий. Мы это и так знаем. Но мы нуждаемся в Его объяснении истории, иначе эти беды и несчастья будут лишены для нас всякого смысла.

Можно связать эту мысль с одним событием в земной жизни Христа. Тогда, в самом начале Своего служения (так же, как и здесь, в начале Откровения), Он в субботний день «пришел в синагогу». Там, перед собравшимися старейшинами, Он «встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи» (Лк. 4:16,17). В отрывке из Ветхого Завета, который Он прочитал, говорилось, что Божий замысел для человечества исполнится в личности Его Самого. Только в распятом Христе можно найти ответ на загадку жизни; ни ангел «на небесах», ни человек «на земле», ни учитель прошлого, ныне находящийся «под землей», - никто не в состоянии объяснить ее - только Лев от колена Иудина, корень Давидов, еврей из Назарета, Который в то же время есть Агнец Божий.

Можно взглянуть на всю сцену, как на диаграмму (если это не покажется читателю слишком прозаическим). Тогда она представляет собой серию концентрических кругов. От каждой точки каждого круга проведен радиус хвалы в направлении центра: а в центре, рядом с престолом Отца, находится Христос. В сцене 1 Он был окружен светильниками. Так будет и на протяжении всей драмы. Причина, по которой расстановке действующих лиц и предметов на сцене придается такое значение, станет ясна по мере развертывания действия. Именно к действию, к открытию запечатанной семью печатями книги, мы сейчас обращаемся.

 

2. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: ПОБЕДА (6:1,2)

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Видения, следующие за снятием первых четырех печатей, связаны между собой (подобно серии внутри серии). Их связывает целый ряд общих черт. Об этом мы поговорим позже, а пока речь пойдет об отличительных чертах каждого видбния.

Многие комментаторы связывают стих 2 с одной из сцен драмы. Эта сцена «разыгрывается» значительно позже. В 19:11, так же, как и здесь, появляется на белом коне победитель в венце. Там он назван Царем Царей, Господом господствующих, Словом Божьим, то есть, Иисусом Христом. На основании этого делается предположение, что всадник в 6:2 - также Иисус Христос1.

Затем, если мы зададимся вопросом, что Христос делает в обществе таких ужасных созданий, как второй, третий и четвертый всадники, нам следует вспомнить Евангелие от Марка 13:10 и параллельные этому стиху места, где говорится, что с течением времени нам следует ожидать не только распространения зла, но также и распространения побеждающего Евангелия.

Мы можем счесть, а можем и не счесть это доказательство достаточным для того, чтобы назвать первого

У него другой венец и другое оружие, но это сравнительно неважно, если есть веские причины для такой идентификации. Нельзя также считать серьезным возражение, что если Христос-Агнец снимает печати, то Он не может в то же время быть одним из всадников. Различные функции одной и той же реальности могут потребовать для своего описания сразу несколько символов; мы уже видели, например, как Христос держит правой рукой семь звезд и одновременно кладет ее на голову Иоанну (1:16-17).

 

всадника Иисусом Христом. К этому вопросу мы еще вернемся. Однако во всех случаях, основная суть записанного Иоанном состоит в том, что за снятием первой печати следует победа.

3. ВТОРАЯ ПЕЧАТЬ: ВРАЖДА (6:3,4)

И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее : иди и смотри. 4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Если первый всадник - Христос и всепобеждающее Евангелие, то, может быть второй выступает в контрастной роли зла, символизируя войну в мире? Или он означает раскол среди людей, возникающий, когда одни принимают Евангелие, а другие отвергают его? (Мф. 10:34-36). Или это образ гонений Церкви? Если, с другой стороны, первый всадник - не Христос, то, может быть, это персонифицированная слава войны, в то время как второй - ее ужасы?

В поддержку всех этих взглядов выдвигались библейские доказательства, некоторые из которых содержатся непосредственно в стихе 4. Например, при более точном переводе вместо слова «убивали» следует ставить «резали». Тогда «меч» может означать' нож, которым закалывают жертву. Однако, если мы обратимся к тексту, то увидим, что всадник просто забирает мир. Если попытаться снова посмотреть на происходящее глазами Иоанна, то на данный момент можно удовлетвориться следующим утверждением: в видении дан образ вражды и конфликта.

 

 

4. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ: СКУДОСТЬ (6:5,6)

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороний, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Третье видбние со всеми своими ссылками на меры веса, деньги и цены описывает экономическую ситуацию; это не голод в полном смысле этого слова, но, определенно, недостаток, скудость. Хиниксы и динарии (ПС В) не слишком много значат для нас; ИБ передает это лучше: «Порция кукурузы за дневное жалованье, и три порции ячменя за дневное жалованье». Можно получить хорошую пищу (пшеницу или кукурузу) - но вместо всего жалованья, которое человек заработал за день! Если он захочет не только есть сам, но и накормить семью, то ему придется удовлетвориться худшей пищей - ячменем. Но здесь даже речи не идет об одежде и крове. Однако в елее и вине недостатка нет. Символизируют ли елей и вино роскошь, черную икру и шампанское, которые даже в самые тяжкие времена неизменно украшают столы богатых? Или это такие продукты, которые стараются не использовать даже тогда, когда запасы всей остальной пищи подходят к концу, и в таком случае третий всадник символизирует частичные трудности, а не полный голод? Но так или иначе, описанную ситуацию можно охарактеризовать по крайней мере как ситуацию серьезных экономических трудностей и имущественного неравенства.

 

5. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ: СМЕРТЬ (6:7,8)

И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умервщлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Значение четвертого всадника и его спутника достаточно прозрачно. Люди убивали друг друга в конфликтах, символом которых стал рыжий конь, вышедший после снятия второй печати. Но там мы были свидетелями вражды причины конфликтов, в то время как здесь видим смерть - следствие.

Стереть с лица земли четверть человеческого рода... Это бедствие первой величины. Так мы думаем, пока не обратим внимание, что в тексте нет никаких указаний на однократное катастрофическое событие. В конце концов, всякий человек рано или поздно умирает. Здесь, вероятно, имеется в виду относительное количество смертей, являющееся неизбежным следствием войны, голода и тому подобных несчастий.

6. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ: СТРАДАНИЕ БОЖЬИХ СВИДЕТЕЛЕЙ (6:9-11)

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святыйи истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? 11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, как и они, дополнят число.

На  данной  стадии  три  фразы,  характеризующие события после снятия пятой печати, требуют комментария.

«К подножию жертвенника» выливалась кровь жертв (Лев. 4:7). Мученики, отдавшие свою жизнь, «потому что душа тела в крови» (а английском тексте и современных переводах - «жизнь тела», прим. перев.), возможно, символизируют всех, каким-либо образом пострадавших за Христа. Всякое такое проявление преданности есть жертва, угодная Богу.

«Живущие на земле», или, как более точно сказано в ИБ, «обитатели земли» - термин, присущий только Откровению. Он обозначает не человечество в целом, а тех, «кто чувствуют себя в своей тарелке при существующем порядке вещей»1, в противоположность тем, кто держится Слова и Божьего Свидетеля. Иоанн, будучи на «небесах», видит все в черно-белом цвете. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). Нет ничейной полосы, и все люди являются либо гражданами небесного Царства (Флп. 3:20), либо обитателями земли.

«Отомсти за нашу кровь», - вопиют души Божьих свидетелей. В свете всего, сказанного выше, их вопль кажется не только оправданным, но и справедливым. Ибо живущие на земле - это те, кто необратимо предан делу зла. Крики мучеников выражают не личную мстительность, а вполне оправданное желание увидеть торжество справедливости.

 

7. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ:

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ (6:12-17)

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; 14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; 15 И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 Ибо пришел великий день г icea Его, и кто может устоять?

Здесь по крайней мере сразу ясно, о чем идет речь. Комментаторы иногда склонны делать догматические заявления, типа «Конечно, χ = у», хотя стоит лишь чуть-чуть задуматься, и становится ясным, что никаким «конечно» там даже и не пахнет. Но здесь в значении ошибиться невозможно. Нити библейских ссылок на описанные в этом абзаце события собираются воедино во властной речи Самого Христа (Мк. 13 и параллельные места). Он говорит о parousia - Своем возвращении на землю и о снятии покрывала с Божьего лица. В стихе 17 этот день назван «великим днем гнева Его».

Вопросы о том, следует ли понимать землетрясение, помрачившееся солнце и тому подобное буквально, в данном случае не столь важны. В этот день придет конец всему мирозданию, как мы его знаем (Евр. 12:26), конец галактикам, планетам и небесным телам, также и человеческим учреждениям, которые они могут символизировать.

 

Гейрд, с. 88.

 

Теперь мы вернемся к первым четырем печатям. Мы рассмотрим не те черты, которые отличают их друг от друга, а те, которые являются для них общими.

Один повторяющийся образец может заставить нас пересмотреть наше представление о первом всаднике как об Иисусе Христе. Это представление главным образом основано на видении, описанном в 19:11, - на тринадцать глав позднее, оно еще впереди, то есть, сам Иоанн еще некоторое время его не увидит. Разве не логичнее будет связать значение печати 1 со значением печатей 2, 3, и 4? Если он еще не увидел белого всадника, символизирующего Христа, то разве не более естественным будет предположение, что все четыре всадника из главы 6 символизируют злые силы?

Как бы злы они ни были, именно Бог позволяет им выезжать; каждому из них «дана» власть (ср. Иов 1:12; 2:6). Можно, конечно, сказать, что и Христу власть была дана Отцом (Мф. 28:18); но Его дар являлся чем-то несравненно большим, чем просто разрешение, в то время как слово «дано», повторяющееся в 6:1-8 в разных вариациях, означает, что власть первого всадника того же рода, что и власть остальных трех. Это снова наводит на мысль, что он символизирует собой какое-то зло, а не побеждающее Евангелие Христа.

Третье связующее звено между видениями - на этот раз между всеми шестью» а не только между первыми четырьмя, - сходство между ними и отрывком из Евангелия, на который уже делалась ссылка, - Мк. 13 (параллельные места: Мф. 24; Лк. 21). Особенно это заметно при сравнении Мф. 24 с рассматриваемой нами главой из Откровения. Нам не следует удивляться тому, что эти отрывки перекликаются между собой. Ведь в обоих случаях одна и та же личность занимается одним и тем же вопросом. Там говорит Иисус; здесь Агнец открывает книгу. В обоих случаях Он открывает нам нечто, что произойдет в будущем (4:1; Мф. 24:3). Так как Он - «свидетель верный» (1:5), то истина, о которой Он свидетельствует, должна отличаться последовательностью. Так оно и есть. Особенно ясно проступает эта связь при описании событий, связанных со снятием шестой печати (6:12-17 = Мф. 24:29-30). Но события, сопровождающие снятие второй, третьей и четвертой печатей, также без труда можно связать с предшествующей частью данного отрывка из Евангелия. Фактически, нам совершенно не нужно что-то выискивать в тексте, чтобы с уверенностью утверждать, что Христос не только в обоих местах излагает одну и ту же тему, но и сохраняет порядок изложения. Главы сходятся шаг за шагом, подобно двум сторонам молнии. В согласии с этой параллелью, всадник, появляющийся вслед за снятием первой печати, символизирует земную· войну, а не побеждающее Евангелие; бедствия, о которых говорится в Евангелии от Матфея 24:7, - те же самые, что сопровождают и снятие печатей 2, 3 и 4; о страдающей Церкви (Мф. 24:9-12), которая тем не менее несет нерушимое свидетельство о своем верховном Господе (Мф. 24:13,14), говорится при снятии печати 5. Мы пропускаем то место в Евангелии от Матфея (24:15-28), где говорится о падении Иерусалима, поскольку к тому времени, как были написаны пророчества Откровения 6, это событие уже миновало; и переходим к стихам 29 и 30, которые перекликаются, как мы уже заметили, с печатью 6'.

В свете сказанного в 24 главе Евангелия от Матфея мы начинаем понимать общий смысл этой сцены. Что сулит будущее? Победу и вражду, скудость и смерть; «Но это еще не конец... Все это начало болезней» (Мф. 24:6,8).

Если брать за основу традиционную точку зрения, согласно которой сын Зеведеев, автор четвертого Евангелия, и автор Откровения -одно и то же лицо, то Мф. 24 и Отк. 6 являются, по сути, одной и той же речью. То, что Иоанн слышал «во плоти» на горе Елеонской, но по различным причинам не включил в свое Евангелие, теперь он увидел «в духе». Эта была та же самая весть, но на этот раз повторенная в зримых формах драмы. Она и должна была быть включена в Откровение. (В дальнейшем мы продолжим сравнение этих двух отрывков.)

 

Здесь надо поговорить об одном часто встречающемся недопонимании. «Войны и военные слухи» считают предвестниками близкого конца. Однако нужно обратить внимание: Христос подчеркивает, что это не так. Ужасающие события первых четырех печатей, которые те, кому придется при них жить, могут счесть признаками пришествия Христа и кончины века (Мф. 24:3), по сути, являются вполне заурядными историческими событиями. Четвертый всадник скакал по земле на протяжении всей истории человечества и будет продолжать это делать.

Это может также послужить объяснением возгласа четырех животных, который они издавали при снятии печатей. В согласии со многими толкованиями, животные являются чем-то большим, нежели четверка персонажей, по счастливой случайности оказавшихся под рукой, чтобы «доложить» о появлении всадников. Но почему? И почему они зовут: «Иди!»? Они зовут не Иоанна: он уже был призван взойти туда, откуда может обозревать всю сцену (4:1) Ч Они не зовут также и всадников: мы помним, что животные, вероятно, символизируют природу, Божий мир. Поэтому с трудом верится, что они станут приветствовать крушение этого мира. Так или иначе, трое из четырех коней не «идут» вовсе, они просто предстают пред нами. К кому тогда взывают животные? Есть Некто, чей приход и обещан, и желанен. Прислушайтесь к зову в 22:20: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» Прислушайтесь к эху этих слов в 1:6,7: «Аминь. Се, грядет с облаками». В первой и последней главе Откровения использовано одно и то же греческое слово (переведенное как «гряду» и «грядет»). То же самое слово произносят и животные2. За призывом следует вопль душ,

1    Они   говорят   просто   «Иди!»   (ПСВ).   Перевод   «Иди   и   смотри» неточен.

2   В  17:1  и 21:9 использовано другое слово. (В синодальном пере воде в этом случае дан перевод «иди»  - прим.  перев.).

 

находящихся под жертвенником: «Доколе?» И Божий народ, и Божье творение жаждут прихода Христа, чтобы Он избавил их от страданий (Рим. 8:19-22).

По мере того как Агнец распечатывает книгу истории, нам открывается картина страдающего мира. Но если Он управляет всем, то уж, конечно, Церковь будет избавлена от этих бед? Разве Иезекииль, угрожая теми же «четырьмя тяжкими казнями», что и в стихе 8, не обещает тем не менее, что верный будет избавлен (Иез. 14:21,22)? Но после снятия печати 5 (также и в Мф. 24:9-12) становится ясно: нет, Церковь не исключение. Нападения снаружи и внутри будут до определенного предела испытывать тех, кто готов положить все, даже жизнь, за Слово и Свидетеля Божьего. Но как долго это будет продолжаться? Неужели никогда не будет отдыха Его страдающим людям? И ответ снова - нет, в этом мире не будет. Только когда этот мир прекратит свое существование и окончательно дополнится число тех, кто свидетельствует о Христе и страдает за Него, настанет день отмщения. Иными словам, зло будет цвести пышным цветом, принося · страдания миру в целом и церкви в частности. Это будет длиться все время от видения Иоанна до пришествия Христа (Печать 6 = Мф. 24:14,29,30). Печати 1-5 изображают различные аспекты всей истории; печать 6 описывает день, который положит ей конец.

Теперь мы можем понять, почему арена этих драматических событий описана столь подробно. В главе 6 Иоанну показана череда бед и несчастий, которые в ходе истории будут проноситься из конца в конец мира, и у многих может сложиться впечатление, что силы зла полностью бесконтрольны. Даже церковь не защищена от них; поэтому и у христиан может появиться искушение сказать так же, как сказал впавший в отчаяние англичанин в анархические времена царствования короля Стивена: «Бог и Его ангелы спят».

Обстановка в главах 4 и 5, следовательно, призвана запечатлеть в сознании Иоанна, а через него - и в нашем сознании, кто же на самом деле властвует над всем происходящим. Христос является центром не только Церкви (сцена 1), но и мира в целом. Именно за Ним остается последнее слово. Бог по-прежнему восседает на престоле.

Чтобы еще раз убедить в этом христиан, в главе 7 окончательно проясняется основная истина глав 4 и 5 и содержащийся в них урок. Этот урок заключается в следующем: хотя христиане будут проходить через временные страдания, их вечное спасение сомнению не подлежит.

8. И ВСЕ ЖЕ ЦЕРКОВЬ УНИЧТОЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО! (7:1-17)

И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 3 Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израи-левых. 5 Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; 6 Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффа-лимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манас-сиина запечатлено двенадцать тысяч; 7 Из колена Симео-нова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; 8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. 10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу.'

11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? 14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца; 15 За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них; 16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: 17 Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их.

а. Запечатление: когда? (ст. 1-3)

«И после сего», после событий главы 6, следуют события главы 7. Так ли это? Опасно предполагать, что порядок, в котором Иоанн их описывает, соответствует порядку, в котором они будут происходить; и здесь мы имеем примечательный пример такой опасности. Ибо глава 6, без сомнения, описывает то, что «вредит земле», в то время как «после сего» перед нами предстоит видение еще не поврежденной земли (7:3). Глава 7 может следовать за главой 6 в видбниях Иоанна, но не похоже, чтобы таков был и фактический порядок событий. Не потребуется много усилий, чтобы найти тонкие различия между главами и прийти к следующему выводу: в согласии с неким таинственным порядком событий, сначала человечество будет страдать (глава 6), затем Церковь будет запечатлена, и затем уже последует «вред», наносимый неодушевленному творению, -земле, и морю, и деревьям. Ибо печать 6, которой завершается глава 6, - наиболее примечательная деталь этой сцены. За ее снятием следуют события, сопровождающие приход Христа; с Его Вторым пришествием история мира заканчивается; после этого земле уже не будет наноситься никакого вреда - поскольку не будет земли, которой можно вредить.

Таким образом, нам вновь приходится вернуться к простым словам, сказанным в 7:1. Иоанн не говорит: «После снятия шести печатей с книги следует запечат-ление рабов Божьих, а после этого наносится вред земле». Он говорит: «После снятия шести печатей я видел...» Мы уже достаточно часто встречались с тем, как Иоанн заново наводит «резкость своего бинокля», то же самое происходит и сейчас - резкость снова меняется. Что открыли нам шесть печатей? Фактически, они явили пугающую картину всеохватывающего вреда, нанесенного земле, символом которого является ужасный всадник. В главе 7 резкость увеличивается, видимая нами плоскость приближается к Богу. Там, где раньше мы видели четырех всадников, слыша при этом туманный намек на полученное ими от Бога позволение выехать, теперь мы видим четыре ветра, имеющих власть вредить земле, но удерживаемых четырьмя ангелами Божьими. Это новый взгляд на уже известное, и аналогичные видения из пророчества Исайи подкрепляют такую точку зрения. В этих видениях четыре влекомые конями колесницы связываются с четырьмя ветрами Божьими (Зах. 6:1-5). Но затем в наше сознание входит следующая истина: благодаря Божьему контролю над всадниками/ветрами Его Церковь была запечатлена и обезопасена еще до их появления.

В Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля, имеется параллельное этому место. Там человеку, «одетому в льняную одежду», сказано «сделать знак на челах» людей, сохранивших верность, прежде чем шесть «карателей торода» поразят их «губительным орудием» Его гнева (9:1-4). В Новом Завете объяснение этому дает Павел в своем Послании к Ефесянам 1:13 и далее. Мы были запечатлены обещанным Святым Духом, когда впервые возложили свое упование на Христа. С этого момента и далее, наша окончательная сохранность гарантирована. Поэтому, когда начинают дуть иссушающие ветры, то раб Божий оказывается неподвластным их губительному влиянию, поскольку уже заранее был запечатлен. Всадники выезжают, чтобы творить разрушения; но Церковь уничтожить невозможно.

б. Запечатление: кто будет запечатлен? (ст. 4-12)

По поводу этих стихов было много споров. Кто эти 144.000 из стиха 4, кто эти бесчисленные толпы из стиха 9, и как они между собой связаны? Но эта головоломка менее трудна, чем может показаться. В стихе 3 нам говорится, кто подлежит запечатлению: Божьи рабы. У нас нет никаких оснований, чтобы каким-то образом ограничивать их круг. Все рабы Божьи, как ветхозаветные, так и новозаветные, все верующие люди, запечатлены (Рим. 4:11; Еф. 1:13 и далее). Если мы -Его рабы, то к нам это относится в той же мере, что и ко всем остальным (1:1). Мы тоже запечатлены.

Но если это так, то почему в стихе 4 запечатленные описываются как 144.000 израильтян! Это описание породило массу теорий, столь же диких, сколь и ненужных. Простой факт состоит в том, что если мы Божьи рабы, то мы были запечатлены. Если далее сказано, что нас 144.000, хотя мы прекрасно знаем, что нас миллионы, то следует предположить, что это число является еще одним символическим числом Откровения. И действительно, оно выглядит слишком стилизованным, подозрительно ровным и «причесанным», чтобы являться чем-нибудь еще. Гораздо вероятнее, что значение такого числа символическое, а не статистическое. Если далее мы обнаруживаем, что о нас говорится как о 144.000 израильтян, в то время как большинство из нас - язычники, то это звучит в унисон с характерным для Нового Завета учением. Согласно ему к христианской Церкви применимы все звания и привилегии Израиля. Отголоски этого учения мы уже заметили в 3:9'. Если мы видим, что число нас, запечатленных, определено столь строго, и странным образом каждое из двенадцати колен, независимо от того, большое оно или малое, составляет 12.000; если колена перечисляются в порядке, который нигде больше в Библии не встречается; и если одно из них (Даново) просто пропущено, а пробел компенсируется включением потомков одного из сыновей Иосифа, также как и сам Иосиф; то остается сделать вывод, что описание действительно очень стилизовано. Но такого рода описания следует ожидать, если мы имеем дело с «диаграммой»

' Стоит полностью процитировать обзор библейских свидетельств в пользу этого, сделанный Моррисом в его комментарии к 7:4: «О церкви можно говорить как о «двенадцати коленах» (Иак. 1:1: ср. Мф. 19:28, Лк. 22:30). Вероятно, с этой же мыслью писалось 1 Послание Петра (см. 1:1 - обращение к «рассеянию»). Христиане становятся истинными иудеями (Рим. 11:29), а Церковь - «Израилем Божиим» (Тал. 6:16). Описания ветхозаветного Израиля собраны вместе и применены к Церкви (1 Пет. 2:9 и далее; ср. Еф. 1:11,14). Именно Церковь представляет собой «род особенный» (Тит. 2:14), принадлежащий Христу. Христиане есть «семя Авраамово» (Гал. 3:29) и «обрезание» (Флп. 3:3). Многие придерживаются мнения, что под «Израилем по плоти» (1 Кор. 10:18) подразумевается «Израиль по духу». В Откровении Иоанн также говорит о тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но -сборище сатанинское» (2:9; ср. 3:9). Он рассматривает Новый Иерусалим как духовный дом христиан (21:2 и подобные места), на воротах которого написаны имена двенадцати колен (21:12)» (Моррис, с. 114).

 

Церкви. Как и в любой диаграмме, в ней ясность одного рода достигается за счет пренебрежения точностью в каком-то другом аспекте; также как проекция на карте не отражает реального расстояния - оно приносится в жертву действительному изображению местности в целом, или наоборот.

Что же можно сказать о бесчисленном множестве людей в стихе 9? Какая взаимосвязь существует между ними и 144.000? Это одни и те же люди. Ибо кем бы еще ни являлись эти облаченные в белые одежды люди, они, безусловно, есть рабы Божьи; а если это так, то они запечатлены (ст. 3); а если они запечатлены, то они и есть эти 144.000. Но как такое возможно - как может ограниченное число людей, причем израильтян, быть тем же самым, что и бесчисленное множество, собранное из всех народов? Чтобы понять это, нам нужно вновь встать на место Иоанна. То, что он услышал, было голосом с неба, провозглашающим результаты «переписи» Божьего народа, произведенной Самим Богом. Не однажды в ветхозаветные времена и, что примечательно, когда Христос пришел в мир (Лк. 2:1-7), Божьи люди должны были подвергнуться  переписи.  А  здесь  мы   видим  подсчет Самого Бога. Итоговое число может быть символическим, но это по-прежнему число. Если Бог может сосчитать волосы у нас на головах (Мф. 10:30), то вряд ли Ему не под силу сосчитать сами головы! «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19), а то, что услышал Иоанн, было провозглашенное Богом их общее количество, символически выраженное как «144.000». А видел он, с другой стороны, их фактическое общее количество. Бог его знает определенно, а для человека оно - бесчисленное множество. Аналогично и следующее: с точки зрения Бога, они все «Израиль», Его народ; с нашей точки зрения, они пришли отовсюду, от всякого народа под небесами.

Теперь в третий раз происходит смена ведущих актеров. Мы видели, как ангелы, старцы и животные из глав 4 и 5 уступают место всадникам главы 6; тем, в свою очередь, приходят на смену удерживающие четыре ветра ангелы из 7:1-10; и теперь, в 7:11,12, мы вновь возвращаемся к действующим лицам, с которых сцена началась. Божьи люди, чье окончательное искупление гарантировано тем, что они запечатлены, сейчас символизируются не святыми, находящимися под жертвенником (6:9 и далее), и не бесчисленными «144.000» (7:4,9), а вновь двадцатью четырьмя старцами, которые впервые появились в 4:4. Божий мир, которому не может быть причинено вреда до тех пор, пока и он не будет так же запечатлен (это гарантирует искупление и ему, а его искупление зависит от искупления людей), символизируется четырьмя животными, которые впервые появляются в 4:6. И сейчас в поле нашего зрения вновь попадают также и мириады ангельских существ - зрителей. «Великое собрание станет воспевать Его победу, благодаря за спасение Иисуса - нашего Царя»1 - так звучала песня искупленных в стихе 10; здесь перед нами открывается еще более гигантская панорама, и мы видим, как все творение поклоняется Богу и хвалит Его за все, что Он сделал на протяжении всех веков.

«Поэтому вместе с Ангелами и Архангелами и со всеми, живущими на небесах, мы хвалим и возвеличиваем Твое славное Имя, вечно превознося Тебя и говоря: Свят, свят, свят Господь Саваоф, небо и земля исполнены Твоей славы; слава Тебе, о Боже Всевышний. Аминь»2.

в. Запечатление: почему? (ст. 13-17)

Один из старцев спрашивает Иоанна, кто такие эти люди, облаченные в белые одежды. Затем он сам дает ответ на свой вопрос. Он объясняет, что привело их туда, где они находятся. «Это те, которые пришли от великой

ОТКРОВЕНИЕ 7:1-17

скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца... За это они пребывают ныне пред престолом Бога» (14,15).

Некоторые на этом основании делают вывод, что люди в белых одеждах - только те, кто умерли, или по крайней мере пострадали от физических преследований за свою веру. Другие полагают, что «скорбь» означает конкретное событие, которому еще предстоит совершиться в будущем. Тем самым они еще более сужают круг тех, кто через него пройдет'. В согласии с обеими этими точками зрения фраза «это те, которые пришли от великой скорби» противоречит выдвинутому ранее предположению, что бесчисленная толпа целиком состоит из рабов Божьих.

Однако эта фраза в большей степени разъясняет вопрос, чем усложняет его. Почему они стоят перед престолом Божьим? Что дает им право там находиться? Два факта: первый - что они омыли свои одежды, и второй - что прошли через великую скорбь. К этому множеству людей причисляется тот, кто был очищен от своей прежней греховной жизни (событие прошлого) и получил неотторжимый дар новой жизни, которую ничто не в состоянии угасить (происходит в настоящем).

Ибо видение, описанное в стихах 13-17, «относится не только к блаженным, находящимся на небесах, но и к жизни христианской души в мире, здесь и сейчас.

1    Ч. Уэсли.

2    Святое Причастие, Книга литургии.

 

В греческом тексте Иоанна перед словом «скорбь» употреблен определенный артикль. Но считать на этом основании, что Иоанн имеет в виду конкретное событие, а не просто «скорбь», которая является уделом многих христиан, - значит слишком вольно обращаться с текстом и приписывать ему то, что в нем не содержится; ср,» 1:9; Деян. 14:22.

 

И кто из тех, кому в его земном странствии была дарована возможность увидеть хотя бы отблеск «неисследимых богатств Христовых», сможет назвать язык провидца вычурным?»1. Главный смысл этой сцены заключается в том, что Божьи люди пребывают в безопасности среди бед и треволнений этой жизни. «Больше счастья, но не больше безопасности у прославленных 'духов на небесах»2. Именно здесь и сейчас, в этой жизни, они служат в Божьем храме - и не в hieron - внешнем дворе, а в naos, находящемся в самом сердце святилища. Именно в этой жизни Он простирает над ними Свою скинию, Свой шатер (ст. 15). Скиния и храм, которые в Ветхом Завете были местом обитания исключительно Самого Бога, ныне являются местом обитания Его людей, и им принадлежат обещания девяностого Псалма:

«Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится... Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:1,5,6).

Конечно, ни в Псалме 90, ни в Откровении 7 не подразумевается, что христиане находятся в особого рода изоляции и их поэтому не может коснуться никакая беда. За печатями 1-4, показавшими нам страдания мира, последовала печать 5, которая напомнила нам, что Церковь тоже должна страдать. Невозможно будет избежать страданий, пока не настанет конец этого мира, показанный нам печатью 6. Но христианин имеет внутреннюю безопасность, которую не могут поколебать внешние испытания. «Никакое зло не может произойти с человеком, возлюбленным Господом, - писал Сперджен. - Несчастье для него не несчастье, а только принявшее загадочную форму добро. Утраты обогащают его, болезнь становится его лекарством, поношения и упреки делают ему честь, смерть для него - приобретение» '. Руперт Брук, поэт совершенно другого рода, нежели псалмопевец, тем не менее идеально, подобно чистому эху, передает значение Псалма:

Безопасен будет мой путь,

У меня есть тайная броня, ее не пробьет никакая стрела смерти;

Я в безопасности, когда кругом тревога; в безопасности, когда люди оступаются;

И если это бедное тело умрет, моя безопасность достигнет зенита.

 

9. СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ:

«САМОЕ ЛУЧШЕЕ - БЕЗМОЛВИЕ» (8:1)

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

Печать 6 показала нам конец истории; и хотя мы поняли, что не всегда можно поставить знак равенства между последовательностью видений Иоанна и последовательностью изображенных в них исторических событий, все-таки трудно себе представить, что печать 7 показывает нам нечто иное, чем события, которые последуют за концом нашей истории. Однако, когда печать 7 снимается, наступает безмолвие. Это безмолвие служит подтверждением нашего толкования сцены 2. Ибо в этой сцене Бог открывает Иоанну, что предстоит пережить Церкви в этом мире; поэтому естественно, что на данный момент Богу нечего сказать о том, что будет после конца света. Это и есть седьмая печать; то есть, существует иной, грядущий мир; но откровения относительно этого грядущего мира будут даны в дальнейших сценах.

1    Мэйкок, с. 89.

2    А.  М. Топлэди.

 

1  Ч.   X.   Сперджен,   Сокровище Давида,  о   Псалме   90:9,10  -   С. Н. Spurgeon, Treasury of David, on Ps. 91:9,10

 

А нам тем временем следу ет твердо запомнить: до тех пор пока существует этот мир, Церкви не следует рассчитывать на то, что ее минуют беды и несчастья, общие для всего человечества; но Бог по-прежнему на престоле, Христос по-прежнему в центре всего, и Его люди не могут погибнуть.

Итак, воцаряется получасовое молчание. По сравнению с историей и вечностью, полчаса - это ничто. Но в драме, изображающей историю и ъечность, - это долгий промежуток. И Иоанн может размышлять над сценой 2, пока она не закончится и не начнется сцена 3.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.