20.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Джекман

Послания Апостола Иоанна

1 Послание Иоанна 4:13—21 15. Основания для уверенности

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

В те годы, когда радио Великобритании только начинало свою работу, Джордж Бернард Шоу как-то принял участие в передаче, посвященной особенностям английского языка. Он, в частности, упомянул о том, что в английском языке есть лишь два слова, начинающиеся со звука «ш», хотя в их написании отсутствует соответствующее сочетание букв. Одна из слушательниц прислала на радио письмо, в котором утверждала, что это неверно. Такое слово только одно — «sugar» — сахар (русская транскрипция этого слова — «шугэ», прим. перев). В ответ она получила открытку, на которой было написано всего одно предложение: «Мадам, вы уверены?» (английское слово «sure», которое переводится как «уверены», имеет русскую транскрипцию «шуэ»; именно эти два слова по правилам произношения английского языка не должны начинаться со звука «ш» — прим. пе-рев.). Быть уверенным в чем-то — рискованное дело, и в вопросах духовной жизни больше, чем в какой-либо другой области. Тем не менее, Иоанн настойчиво повторяет — Бог хочет, чтобы мы не испытывали никаких сомнений по поводу того, что принадлежим Ему и что наши духовные переживания подлинны, а не являются плодом воображения.

Уверенность, которая должна присутствовать в душе каждого христианина, покоится на убежденности в том, о чем говорилось в последних строках предыдущего раздела и к чему Иоанн возвращается здесь в стихах 13, 15 и 16, а именно, что «мы пребываем в Нем и Он в нас». Эта идея не проста для понимания, поскольку, воспитанные в рамках нашей культуры, мы привыкли судить об окружающей действительности на основании своих ощущений. Мы не можем видеть Бога (ст. 12а), потому что Он — дух (Ин. 4:24). Бог не является материальным объектом, Его свойства не могут быть изучены и проанализированы с помощью наших органов чувств; Бог -безграничное, вечное существо. Мы не можем полагаться в этом вопросе на свои ощущения, потому что они заведомо субъективны и легко могут ввести нас в заблуждение. Принцип «если мне кажется, что это так, значит, на самом деле это так и есть» не может служить надежным основанием для понимания духовной реальности. Все обычные методы, к которым мы могли бы прибегнуть, чтобы с уверенностью утверждать что-либо в этой сфере, не дали бы никакого результата. В таком случае, каким образом мы можем быть в чем-то уверены? В нескольких последующих стихах Иоанн предоставляет нам пять доказательств, на которые мы должны опираться, чтобы обрести уверенность.

1. Бог дал нам Духа Святого (ст. 13)

Мы вновь возвращаемся к уже сказанному и повторяем то доказательство, о котором упоминалось в стихе 3:24, правда, с небольшим отличием. Там Иоанн утверждал, что Бог дал нам Духа Святого, в то время как здесь он говорит, что Бог дал нам от Духа Своего. Это различие, безусловно, не должно вводить нас в заблуждение. Ни в коем случае не следует понимать это так, что Иоанн во втором отрывке отказывается от своих прежних слов или что Дух Святой в каком-то смысле может быть разделен на части. Ту же самую ошибку мы допускаем, если думаем, что вот сейчас в нас мало Святого Духа и хорошо бы иметь Его побольше, как будто мы получаем Его «порциями». Дух Святой — единое и неделимое существо; необходимо понять: если Он пребывает в одном христианине, это не означает, что Он не может одновременно пребывать во всех остальных. Поэтому невозможно иметь, скажем, 60% Святого Духа. Более того, вообще невозможно, чтобы кто-то имел Его меньше или больше, чем любой из нас.

Как только произошло наше второе рождение, мы получили Духа Святого — жизнь Бога в нашей душе. Эта мысль в Новом Завете повторяется снова и снова, начиная от описания того, что произошло в день Пятидесятницы, и дальше. В тот день Петр сказал: «... покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Де-ян. 2:38-39). Следовательно, нет причин удивляться словам Павла: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9); эти слова являются логическим продолжением всего сказанного прежде и равным образом соответствуют истине. Христос вознесся на небеса, оставив церкви на земле Свой величайший дар — Духа Святого, источник всех других даров и благодати, без которого мы, Божьи дети, не могли бы жить в этом мире. Таким образом, если мы говорим, что «исполнены Духом» (Еф. 5:18), это следует понимать так: Бог, поселившийся в нашей душе, направляет нас в жизни и дает нам силы преобразить нашу жизнь во всех ее аспектах при условии, конечно, что мы отбрасываем все преграды, препятствующие Его живому, динамичному влиянию. Именно благодаря Духу Святому мы обретаем возможность проявлять Божью любовь в своих взаимоотношениях с братьями-христианами, потому что Он прикладывает все усилия к тому, чтобы мы как можно больше уподобились Христу. Поскольку Бог есть любовь, где бы и как бы Святой Дух ни действовал, все результаты этого влияния всегда проявляются в любви.

Бог, живущий в сердцах людей, всегда оставляет неизгладимые следы Своего влияния на их жизнь — праведность, милосердие и любовь. Всякий раз, когда верующий испытывает внутреннее побуждение проявить бескорыстную любовь к другим, в то время как раньше это чувство пугало и потому он подавлял или игнорировал его, это значит, что Дух Святой совершает Свою работу в душе этого человека. Вот откуда приходит подлинное ощущение уверенности в спасении. Однако не нужно забывать, что любое, даже самое хорошее дело может иметь негативные последствия, если у вас неправильный подход к нему. Если кто-то называет себя христианином, но не находит времени для братского общения с другими, или критикует церковь, не видя смысла в ее существовании, или замыкается в своей внутренней приверженности к Богу, не стремясь разделить ее с другими, мы должны задаться вопросом — не заблуждается ли этот человек в отношении того, что любовь Бога действительно живет в его душе? Там, где живет Бог, Дух Святой совершает Свою работу, это неизменно смягчает горечь, облегчает столкновение с суровой действительностью и приумножает любовь.

2. У нас есть свидетельства Апостолов (ст. 14)

Ощущение присутствия Святого Духа в душе, являющееся доказательством того, что мы и вправду дети Божьи, вплотную соприкасается с другим доказательством, а именно, свидетельством Апостолов. Первый уполномочил вторых, но и то, и другое равно необходимо. Господь наш Иисус Христос учил тому же Своих учеников, объединяя оба эти свидетельства: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26-27). Совершенно очевидно, что местоимение мы в стихе 14 относится ко всем Апостолам, точно так же, как и в начале этого Послания. Такова была их уникальная привилегия и одновременно обязанность — свидетельствовать о том, что они видели и слышали. В самом деле, все сходятся во мнении, что воскресший Господь специально дал возможность Апостолам увидеть определенные вещи и уполномочил их свидетельствовать об увиденном, это было основным испытанием, выпавшим на долю Апостолов Нового Завета. Существовали и другие «посланцы» (apostoloi), уполномоченные выполнять особые задачи христианства, например, миссию; но те одиннадцать, которые были с самого начала, вместе с присоединившимися позже Матфеем (Деян. 1:26), Иаковом, братом Господним (Гал. 1:19) и Павлом стоят особняком. Интересно, что, отстаивая подлинность своего собственного апостольства, Павел приводит в качестве доказательства тот факт, что он «видел Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 9:1). Наша уверенность, следовательно, основывается на свидетельствах Апостолов. Мы не видели Господа нашего Иисуса, а они видели. Своими собственными глазами видели они, как вечное Слово проявило Себя во времени и пространстве, воплотившись в Иисусе. Вот что говорит об этом Петр: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16).

Вновь обратите внимание на то, как много из того, о чем уже говорилось, удается Иоанну вместить в одно короткое предложение. Решительно, один за другим он вколачивает гвозди в гроб гностицизма. Сын, Который предсуществовал всегда, был послан Отцом в мир. Он пришел, чтобы спасти мир ценой самой настоящей человеческой смерти на кресте. Вот те факты, которые действительно имеют значение. Присутствие в нас Духа Святого и свидетельства Апостолов как доказательства связаны воедино. Тем самым подчеркивается, что не может быть никакого разделения между Духом Святым и Словом. Дух Святой, который внушил авторам Слова то, что они написали, использовал Слово как инструмент, предназначенный для того, чтобы укрепить нас в вере и дать нам жизнь вечную. С другой стороны, реальность работы Духа Святого в нашей душе подтверждается тем, что мы понимаем непреходящую ценность великого откровения Божьего — Священного Писания.

3. Нам доподлинно известно, что Иисус - Сын Божий (ст. 15)

Рассматривая этот стих в сопоставлении со стихом 12, мы вновь обнаруживаем сочетание истины и любви, столь характерное для Иоанна. Ударение здесь делается на внешнем исповедании того, что стало нашим внутренним убеждением. Только верой в Иисуса как Сына Божьего может человек воссоединиться с Богом. Наша связь с Богом, следовательно, зависит от веры в Его воплощение, зафиксированное историей, то есть, в то, что Иисус есть Сын Божий.

Очевидно, что, говоря об «исповедании», Иоанн имеет в виду нечто большее, чем просто интеллектуальное восприятие некоего исторического факта; однако сегодня это является тем минимумом, без которого невозможно обойтись. Вера, обеспечивающая спасение, зависит не только от присутствия в нашей душе обычного человеческого чувства теплоты и расположения ко Христу, какие бы ни существовали по этому поводу представления у некоторых евангелистов. Она зависит от признания той части доктрины, которая имеет отношение к личности Христа, и от этого же фактически зависит все наше понимание Бога. Последующим доказательством того, что мы пребываем в Боге, будет наша жизнь, несущая на себе отпечаток веры во Христа как в Бога, что проявится в соблюдении Его заповедей и возрастании в Нем, преображающем наш характер. Нельзя отбросить ни веру, ни любовь. Они неразделимы. Понимание этого и являлось той целью, ради которой было сформулировано христианское вероучение. Церковь всегда знала, что ее членов необходимо учить и поддерживать для того, чтобы их вера была правильной и чтобы при этом оказался затронут не только ум, но и сердце. Нужно почаще напоминать себе об этом, особенно в наши дни. Сейчас основы веры и христианской доктрины слишком часто отвергаются, поскольку проистекающие из них ограничения и запреты воспринимаются как неприемлемые. Некоторые христиане вообще с недоверием относятся к любой установке веры, поскольку, как они говорят: «Завтра Бог может потребовать от нас верить во что-то другое». Если мы хотим пребывать в Боге, наша вера должна уходить корнями в ту истину, которую Он открыл нам. Только тогда она будет подлинной, а не станет всего лишь плодом праздных размышлений.

Возрадуемся же, если мы можем от чистого сердца, с открытой душой и со всей нашей преданностью присоединиться к святым всех эпох, повторяя вслед за ними: «Верую... во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, от Которого все произошло. Ради нас и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося...» («Символ Веры»). Вот что дает нам основание для уверенности.

4. Благодаря любви Божьей мы «имеем дерзновение» (ст. 16-19)

Богословские знания и догматические убеждения подтверждаются живым опытом, который, со своей стороны, углубляет их. Когда мужчина и женщина вступают в брак, чтобы жить вместе как муж и жена, клятвы, которыми они обмениваются, включают в себя очень важное обещание поддерживать друг друга, что бы ни случилось: «В радости и в горе; в богатстве и в бедности; в болезни и в здоровье». Это проявление их любви друг к другу, которая в дальнейшем станет сильнее по мере того, как ее подлинность будет подвергаться испытаниям на практике. Настоящая любовь, безусловно, заслуживает доверия, но в полной мере она способна проявить себя только в том случае, если опирается на общую веру.

Наши переживания и опыт, связанные с Божьей любовью, во многом подобны тому, о чем только что говорилось. Бог неизменен, и Его любовь также постоянно пребывает с нами, если, конечно, каждый наш день проходит под знаком доверия и повиновения Ему. Вот почему, все время ощущая на себе влияние божественной любви, мы постепенно усваиваем ее уроки, все больше и больше обретая уверенность в том, что Бог действительно любит нас. Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее (ст. 16). Глагол rely, употребленный в первоисточнике и в русском тексте переведенный как «уверовали», в НМВ стоит в настоящем времени и в форме, указывающей на то, что действие еще продолжается (верим). Счастливые супруги спустя несколько лет совместной жизни, в течение которых между ними царило согласие и взаимопонимание, затрагивающее практически все сферы жизни, начинают так чутко чувствовать друг друга, что часто им даже не приходится облекать свои мысли в слова. Подобная тесная духовная связь с Богом возможна только в том случае, если мы уверовали в Него и пребываем в Нем. Если мы согласны с этим, тогда нам нужно сделать следующий шаг — отдать себе отчет в необходимости изучения Божьего Слова. Чем больше мы ощущаем Его любовь, тем полнее и глубже становится наша вера в нее. Испытания, через которые иногда нам приходится пройти, вызваны тем, что Бог, поселившийся в нашей душе, хочет,' чтобы мы уверовали в Него непоколебимо и доверяли Ему всецело. Он знает, что подобные переживания способствуют очищению нашей души, доверие крепнет, привязанность к Нему возрастает, ибо мы желаем быть ближе ко Христу.

Стих 17 развивает ту же тему, которую Иоанн затронул в стихе 12, а именно, что Бог всегда прикладывает усилия к тому, чтобы Его любовь достигла в нас совершенства. Ведь наш любящий небесный Отец Сам «совершенен», может ли Он удовлетвориться чем-то меньшим для Своих детей? «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» — такими словами Павел приободрял Филиппийцев (Флп. 1:6). В стихе 12 Иоанн делает ударение на то, что если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Здесь же основным мотивом является перспектива, уходящая в будущее. Работа Бога завершается, когда «любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда». Мысль, связывающая эти стихи между собой, состоит в том, что чем успешнее мы возрастаем во Христе, тем большего совершенства достигает в нас Божья любовь. И это не несбыточная мечта, потому что мы поступаем в мире сем, как Он. Пусть мы пока на земле, а Он — на небесах; в Своей благодати и любви Бог хочет, чтобы мы еще здесь знали о том наследии, которое нас ожидает и в полной мере будет принадлежать нам в тот день, когда мы увидим Его своими собственными глазами. Мы уже благословлены «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). Мы уже знаем Христа, «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Христос — жизнь наша (Кол. 3:4) уже сейчас, в этом мире. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:16-17). Любовь, которую щедро дает нам Бог, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (3:1) — это та самая любовь, которую Он питает к Своему единородному Сыну. Вот почему, если все это действительно принадлежит нам благодатью Божьей, мы не должны бояться Суда.

Страх и любовь взаимоисключают друг друга (ст. 18). Если бы нами владел страх, что основная цель Бога наказать нас, вся полнота Его неизменной любви не была бы доступна нашему пониманию. Все мы — чьи-нибудь дети, и часто переносим наш опыт взаимоотношений с родителями на свое общение с Богом, а это нередко порождает определенные проблемы. Если в понятие любви к нам, присущее нашим родителям, не входила необходимость дисциплинирования и определенных ограничений, связанных /с формированием нашего характера, или если они не сумели внушить нам уверенность в том, что ничто на свете не способно поколебать их любовь, это легко могло способствовать развитию у нас отношения к Богу, исполненного страхом и благодарностью. Всякий раз, когда на нас обрушатся какие-нибудь неприятности, мы будем удивляться и негодовать. Может быть, все это в целом и нельзя назвать негативным отношением к Богу, но это не любовь. Как много христиан беспомощно барахтаются в липкой паутине страха! Будучи нередко весьма чувствительными и страдающими от одиночества людьми, они постоянно живут в ожидании некоего бедствия, которое, подобно карающему мечу, вот-вот опустится на их плечи как возмездие за прошлые грехи или за то, что они пока еще не очень успешно возрастают в вере. Результатом обычно становится своеобразный паралич воли. Воображение рисует им разгневанного Бога с розгой в руке, предназначенной для того, чтобы бить их при каждом промахе. Они сумели убедить себя в том, что только такое отношение допустимо и правильно. Ничего удивительного, что дьявол мгновенно оказывается рядом, отягощает смущенную душу дополнительными обвинениями и вкрадчиво нашептывает, что вряд ли можно, рассчитывать на то, что Бог и дальше будет тратить Свое время на столь никчемного, никуда не годного человека. Это еще вопрос, можно ли таких людей вообще считать христианами!

Но Бог, Который есть любовь, хочет, чтобы Его дети «имели дерзновение». Вернемся к стихам 3:1-2 и перечитаем их с новой радостью открытия. Мы можем «иметь дерзновение» благодаря Иисусу, Сыну Божьему. Он пролил Свою кровь за наше спасение, за то, чтобы мы могли называть Бога «Отцом» и знали, что Он принимает нас такими, какие мы есть, ради Своего возлюбленного Сына. Наказание — противоестественное, чуждое понятие в отношении того, кто прощен и любим. Один из современных вариантов Нового Завета прекрасно выражает ту же мысль: «Совершенная любовь Бога исключает страх в любой форме». Если мы пребываем во Христе, то уподобляемся Ему. Можно ли вообразить себе, чтобы Господь наш Иисус испытывал раболепный страх перед Своим Отцом? Конечно, нет. Тогда, не теряя смирения и искренности, мы можем и должны стать такими же смелыми, как Иисус, иметь такое же дерзновение, не боясь, свободно выражать свои мысли. Он возлюбил нас «любовью вечною» (Иер. 31:3), которая никогда не обманывает и никогда не проходит. Если нас не покидает страх перед Отцом, перед какими-то Его действиями в отношении нас, это значит, что на самом деле мы не любим Его. Такое возможно, только в том случае если мы не верим, что Он любит нас.

Русский вариант стиха 19 выглядит таким образом: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Местоимение «Его» отсутствует в первоисточнике, оно добавлено более поздними редакторами Библии, полагавшими, что глагол «любить» нуждается в указании конкретного объекта. Издатели НМВ в данном случае считают более правильным следовать оригиналу, поэтому там слово «Его» отсутствует. Выделяя стих 19 как самостоятельный, составители всех современных вариантов Библии рассматривают его в качестве переходной ступени к двум последующим стихам, где говорится о любви христианина к своим братьям. В самом деле, Иоанн хочет подчеркнуть, что, любя наших братьев, которых видим, мы прежде всего проявляем таким образом любовь к Богу, Которого видеть не можем. Он обращает наше внимание не только на это обстоятельство, но также и на то, что чувство любви и к Богу, и к братьями нашим само по себе возникнуть не может, поскольку оно является ответной реакцией на любовь Бога. Фактически, зарождение любви к кому бы то ни было в нашей душе обусловлено тем, что Бог «прежде возлюбил нас». Это нам необходимо понять. Бог возлюбил нас так сильно, что послал Господа Иисуса на смерть за наши грехи. Таким образом, Христос вместо нас понес наказание и «счет полностью оплачен»; ничего больше платить не надо. И это все было сделано ради нас! Необходимо, чтобы эта мысль целиком овладела каждым из нас, проникла до самой глубины души, и тогда трудно представить себе, чтобы была возможна другая реакция на нее, кроме любви. Из сказанного Иоанном мы узнаем, что чем сильнее наша любовь к Богу и чем больше она проявляется в любви к нашим братьям-христианам, в особенности к тем, кто слаб и немощен, тем менее вероятно, что страх уловит нас з свои сети. Страх — порождение зависимости, рабства; любовь -дитя свободы. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

5. Мы любим братьев своих (ст. 20-21)

Мысль, заключенная в этих завершающих стихах, также призванных дать нам основание для уверенности в любви Бога, возвращает нас к стиху 4:7, с которого начинается этот раздел Послания. Если любовь Божья овладевает нашей душой, заполняя ее целиком, то Бог дает нам также желание и возможность воплотить ее в жизнь, сделать так, чтобы Его любовь проявила себя через наши отношения с другими людьми. Еще раз Иоанн напоминает, что именно это является наилучшей проверкой христианской веры. Легче всего заявить о своей христианской приверженности или утверждать: «Я люблю Бога». Но если при этом мы не любим своих братьев и сестер, все наши громкие слова — ложь. Самым лучшим проявлением любви к Богу, Которого мы не можем видеть, будут не слова, а дела любви по отношению к Его детям, которые рядом с нами и которых мы видим.

Не повинны ли сегодня мы, христиане, именно в этом, весьма серьезном грехе? Мы можем сколько угодно рассуждать о любви к Богу и с величайшим энтузиазмом поклоняться Ему, но это ничего не стоит, если мы позволяем себе злословить по поводу того, как ведут себя другие христиане? «Им ничего не стоит подумать о другом человеке плохо, — говорим мы, — они с таким трудом и неохотой несут свое бремя, не столь уж тяжкое, все жалуются, что то у них плохо, и это не так!» Такое отсутствие любви, понимания и сочувствия вопиющим образом противоречит нашим заявлениям и говорит о том, как мы на самом деле относимся к Божьим заповедям. Зачастую именно необходимость отказаться от подобных высказываний и даже мыслей по отношению к другим становится главным камнем преткновения для тех, кто ищет дорогу к Иисусу и чьи попытки примкнуть к христианскому движению по этой причине часто оканчиваются неудачей. Есть много церквей и христианских общин, прихожанам которых не мешало бы принести к стопам Божьим свое раскаяние и сожаление по этому поводу, честно признать свои недостатки и молить Его о том, чтобы Он в Своем милосердии и благодати помог им измениться.

Давайте придерживаться простого и понятного учения Священного Писания. Если мы не любим других христиан, которых хорошо знаем и постоянно видим, встречаясь с ними в тех кругах, где протекает наша жизнь, мы не можем быть любящими и по отношению к Богу. Чувство симпатии к ним, возникающее у нас время от времени, часто носит оттенок сентиментальности и не имеет никакого отношения к реальной жизненной ситуации каждого из этих людей. Не теплые чувства или слова должны служить доказательством истинной любви, а дела, рука помощи, протянутая в трудную минуту. Самое поразительное, что, проявляя практическую заботу и любовь по отношению к другим, мы, таким образом, обретаем новые основания для своей собственной уверенности. Бог накладывает на нас определенные обязательства, о чем говорится в стихе 21. Все самое важное сконцентрировано здесь, в законе любви нашего Господа. Никто не может любить Бога, не соблюдая Его заповедей. Мы созданы по Его образу и подобию, и Он желал бы, чтобы мы были как можно ближе к этому образу, чтобы Его любовь проявлялась в том, как мы любим друг друга. Пламмер цитирует слова Паскаля: «Чтобы любить людей, нужно знать их, но чтобы знать Бога, необходимо любить Его» 1. Это, без сомнения, так и есть, но Иоанн настойчиво повторяет нам снова и снова, что любящий Бога должен любить и брата своего.

1 Пламмер, с. 109.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.