03.12.2009
Скачать в других форматах:

Корнелис Г. Врейхденгил

Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам

1. В похвалу славы Его

Ефесянам 1,1-14

Дополнительный отрывок: Иоанна 15,1-17

                        Вступление

В первой главе Послания Павел воспевает невыразимую славу и неизмеримое богатство Божьей благодати. Три раза, как припев в этой ликующей песне звучит: "в похвалу славы Его" (стихи 6,12 и 14).

Воспев Бога за все Его духовные благословения (ст. 3), Павел в последующих стихах воспевает содержание этих благословений. В стихах 4-6 он упоминает избирательный труд Отца. В стихах 7-10 он говорит об искупительной работе Сына. И в стихах 11-14 речь идет о запечатляющем труде Святого Духа. Триединый Бог дарует Свою благодать Церкви лишь во Христе и Христом. Десять раз мы находим в тексте выражение "во Христе", "в Нем" и "в Возлюбленном" в различных вариантах.

                        Разбор

                             "Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа..." (ст. 1-2)

Когда мы пишем письмо, мы обычно ставим имя и фамилию внизу. Во времена Павла было принято начинать письмо именем и адресом. Павел - автор. Он называет себя апостолом, т.е. посланником Иисуса Христа. Христос призвал его на пути в Дамаск и послал на" труд как пионера и строителя Царства Божьего. Павел зависел только от Христа, пославшего его. К апостольскому служению он был призван непосредственным и исключительным способом. Не по человеческому самоволию, а "волею Божиею", то есть своим посланничеством он обязан только своему Учителю, и на это он опирается в трудные времена, в этом источник его силы и этому подчинена его воля.

После имени автора и сообщения об Источнике его авторитета указан адрес получателя письма: "святым и верным во Христе Иисусе". Это не два вида людей, а два свойства. Этими словами Павел характеризует членов церкви. Слово "святой" указывает на Божье дело спасения, в то время как слово "верный" указывает на следствие этого труда - человек, принявший спасение. Слово "святой" говорит об отделенности от мира, о пребывании во Христе и в новой жизни. Русское слово "верный", употребленное в этом стихе, является переводом греческого глагола со значением "убеждать". Следовательно, верным, то есть верующим, является тот человек, который, дав себя убедить, в последствии вполне уверен в том, что полностью может полагаться на то, в чем его убедили. Значит, суть веры - надежда на Иисуса Христа. Это указывает на тесное общение с Господом Иисусом. В своем Послании Павел обращает наше внимание на суть Церкви - людей, призванных из этого мира к общению со Христом (1 Кор. 1,2).

Сообщив свое имя и адрес получателя, автор продолжает письмо собственным приветствием, которое он использует в большинстве своих посланий: "Благодать вам и мир..." (ст. 2). Слово "благодать" говорит о милости Бога и о жертвоприношении Его единородного Сына Иисуса Христа. Оно свидетельствует о возвышенном и чудесном Боге, Который в Своей доброте, любви и снисхождении хочет иметь дело с грешным человеком и благословить его. Слово "мир" указывает не только на примирение после борьбы, но и на покой и радость. "Мир" относится к нашему отношению как с Богом, так и с ближним. По содержанию слово "мир" надо понимать, как еврейское "шалом". Между благодатью и миром существует взаимосвязь. В "благодати" Бог снисходит к человеку, в "мире" человек покоится в Боге. Оба дара мы получаем от Бога, Который во Христе является Отцом верующих, и от Господа Иисуса Христа, проявляющегося здесь как Посредник, через Которого мы можем иметь общение с Богом и получать благодать.

                             Восхваление Бога (ст. 3)

Собственно Послание начинается восхвалением Бога за Его искупительный труд, совершенный во Христе. В одном длинном предложении (ст. 3-14) Павел прославляет Бога. Обратите внимание на игру слов - благословен и благословивший. Церковь славит Бога - словом и хождением! - а Бог благословляет Свою Церковь. Благословлять Бога в этом случае значит "возвеличивать, славить, хвалить". А благословение Церкви Богом означает, что Он дарует Свои духовные, т.е. определенные Святым Духом прекрасные, святые благословения во Христе. Выражение "во Христе" - играет роль ключевого слова всего раздела. Эти приобретенные Христом благословения мы получаем верой, через живую связь с Ним. Выражение "в небесах" еще раз подтверждает их небесную действительность. Там эти благословения надежно сохраняются (ср. Евр. 10,34). Последующие стихи ясно показывают, что они не остаются там, а даруются верующим.

                             Избраны Отцом (ст. 4-6)

Самым личным подарком Бога Отца человеку является Его избрание, которое предшествовало созданию мира. Значит, создание мира было средством к достижению цели - избранию. Притом самым главным было не вечное спасение (хотя и это, конечно, истина), а служение Богу - жить свято и непорочно перед Ним. Такое служение христианина способствует также миру: это соль земли, город на горе!

Избрание во Христе означает, что центр избрания - не человек, а лишь Он. В верующих должна проявляться Его слава.

Слово "непорочны" подразумевает жертвенное животное и говорит нам о том, чтобы мы пожертвовали Господу свою жизнь. Бог возвел Своих детей в славное положение - жить свято "пред Ним", то есть перед Его лицом. В этом мы зависимы только от Его суждения.

Второе благословение Отца - вечное предопределение к усыновлению (ст. 5). Тут цель избрания становится еще яснее: через Христа Он усыновляет рабов греха. Какой дар благодати! Это возможно лишь посредством нового творения - возрождения. Это возможно лишь через Иисуса Христа, Который приобрел это Своей смертью на кресте. В Своем избрании и предопределении Бог не принял в расчет ничего человеческого. Глубочайшая причина Его благодатных благодеяний находится в благоволении воли Его.

Взглянув на вечный совет Божий, Павел начинает первый припев своей ликующей песни: "В похвалу славы благодати Своей..." (ст. 6). Слава и благодарение Богу за то, что Он хочет проявлять людям Свою благодать, достигшую высшей точки в послании Его возлюбленного Сына (Иоан. 3,16).

                             Искуплены Сыном (ст. 7-10)

Бог воплотился в Иисусе Христе, Который приобрел искупление. Стихи 7-8 говорят об искуплении человека, в то время как стихи 9-10 более указывают на искупление вселенной. Искупление - это избавление раба от власти его господина. Иисус искупил рабов греха (см. 1 Петр. 1,18). Это было целью Его пришествия на землю (Мтф. 20,27-28). Он избавляет от рабского служения (от власти лукавого, разлучающего нас с Богом) и отпускает на свободу детей Божьих.

А какой же выкуп? Это не серебро или золото, а Его Кровь (1 Петр. 1,19), то есть Его жизнь. В этом слове вкратце изложены все Его страдания и смерть на кресте. Эта Кровь напоминает нам также об исходе евреев из Египта (Исх. 12,22). К спасению относится и "прощение грехов". Это указывает нам на большие, ужасные грехи и на незаслуженность прощения. Какое богатство благодати Его!

Эту благодать Он даровал "в преизбытке" (ст. 8). Он даровал много разных видов премудрости и разумения, понимание подлинного значения и ценности вещей, а особенно премудрость Евангелия, через которое мы познаем искупление Кровью Христовой. Разумение относится к нашему заданию, вытекающему из познания Христа - освящению жизни.

В девятом стихе объясняется, почему Бог дал нам эти дары. Через них Он хотел открыть нам "тайну Своей воли". Это Его скрытый план спасения - искупление Своей Церкви, а также мира. Посвящение в этот план - одно из духовных дарований (ст. 3). Обычно мы делимся своими планами лишь с лучшими друзьями. Какое великое преимущество, что Бог открывает нам Свои тайны спасения!

К этой тайне относится и конечная цель мира (ст. 10). Бог определил особенные периоды во времени, в которые Он выполняет Свой великий труд. Эти периоды весьма различны - вступление во владение Ханааном, время пророков, рождение Христа, Его второе пришествие и так далее. Но как ни различны эти периоды, Бог использует их для того, чтобы соединить все под одним Главой - Христом - и Его владычеством (см. ст. 22).

Выражение "все небесное и земное" включает в себя буквально все: ангелов и людей, планеты и звезды, да и животных и растения (ср. 2 Петр. 3,13). Какие колоссальные благословения приобрел Сын - искупление грешников и падшего творения (см. также Рим. 8,19-22).

                             Запечатлены Святым Духом (ст. 11-14)

Благословение Святого Духа заключается в том, что Он осуществляет совершенное Отцом и Сыном в практической жизни христианина (см. Иоан. 16,14). Святой Дух совершает, так сказать, творческий труд в преобразовании людей и созидании Церкви Божьей. В день Пятидесятницы Церковь стала видимой для внешнего мира. Она уже была избрана Отцом и искуплена Сыном, но присоединение к новозаветной Церкви Святым Духом началось только в тот день. Подготовление Церкви началось еще во времена Ветхого Завета, об этом говорят стихи 11 и 12. А сейчас Церковь получает залог окончательного спасения в день воскресения. Об этом говорят стихи 13 и 14.

Времени совершенства и исполнения Божьего плана предшествовали времена подготовки и надежды. Павел проводит различие между "вами" и "нами". "Мы" - это Израиль, или, точнее, верующие дети Израиля, истинные израильтяне, образующие ствол новозаветной Церкви (см. Рим. 9-11 гл.), которые были призваны первыми, искренней верой ожидали избавления Израиля и "уповали на Христа" (ст. 12). "Вы" - это те, кому Павел пишет это Послание, христиане из язычников.

Израиль являлся Божьим уделом, Его народом (Втор. 4,20). Это можно было бы перевести: "Жребий выпал нам". Значит, Израиль был избран как народ обетования не по своим заслугам. Факт, что Бог в Своем вечном плане определил, чтобы израильтяне "ранее уповали на Христа", был для них весьма важным знаком отличия и честью. До Своего пришествия во плоти Христос являлся таким же существенным фундаментом надежды Своих детей, каким Он стал потом для новозаветной Церкви.

В день Пятидесятницы наступил новый период. После пришествия на эту землю Христа и излияния Святого Духа верующие из язычников получили равные права с уповающими и верующими израильтянами. Это очень ясно видно из стиха 13: "В Нем и вы...", то есть и верующие из язычников - во Христе.

И они услышали слово истины и уверовали! Значит, только слушать недостаточно! Слово истины является не только объективной истиной Евангелия, но и истиной субъективной, испытанной сердцем. Эти элементы неразделимы.

Павел повторяет это другими словами: "благовествование вашего спасения". В благовестии погибающим и виновным проповедуется спасение. Но Евангелие не только весть о спасении, которая проповедуется, оно само есть сила ко спасению. Слово Божье имеет силу спасать. Каждого уверовавшего: во-первых, иудея, потом и еллина!

После того, как человек поверил в услышанное Евангелие, Святой Дух ставит печать подлинности (ст. 13), знак собственности. На что или на кого налагается эта печать подлинности - на уверовавшего или на обетование Евангелия? На обоих! Это обетование запечатлевается в верующих, так что они знают, что принадлежат Богу. Ведь верующий знает это только на основании обетовании Евангелия - прощения грехов, усыновления, вечного наследия. Поэтому запечатление здесь и называется действием обетованного Святого Духа.

Однако по содержанию дар Духа Святого еще богаче! "...Который есть залог наследия нашего". За слушанием Евангелия следуют не только уверование и запечатление Святым Духом, но и первый залог назначенного для нас наследия - полное спасение. Как написано: "...для искупления удела". Итак, получение Святого Духа - залог наследия. Залог - это задаток, который гарантирует оплату полной суммы. Так как залог наследия (искупление) уже заплачен вперед, значит, в принципе мы уже сейчас владельцы его, но нам еще надо ждать полной оплаты, полного обладания (будущее спасение).

В этом разделе слово "искупление" имеет два значения. В стихе 7 оно означает избавление от власти греха, в стихе 14 указывает на окончательное избавление в воскресении мертвых при втором пришествии Иисуса, когда мы полностью будем владеть наследием (ср. Рим. 8,23).

Итак, чем отличается запечатление Святым Духом от залога (задатка) Святого Духа? Что касается избавления от власти греха, Дух Христов есть печать, но относительно полного, окончательного спасения и вечного наследия, которым верующие идут навстречу, Святой Дух есть задаток. Значит, запечатление относится к прошлому, а задаток к будущему, к завершению.

Бог дал Своего Духа как залог. А Его Сын верой вселился в сердца Его детей, запечатленных в Нем. Как, Бог с Ним не дарует им и всего? Конечно, дарует! Аллилуйя, в похвалу славы Его!

                        Примечания и вопросы

1. В данном разделе апостол Павел пишет о работе всей Троицы, но все же в центре внимания - Христос, потому что мы неоднократно читаем "во Христе", "в Нем", "в Возлюбленном". Имеет ли это какое-то значение для проповеди в наше время? Как, согласно Священному Писанию, надо проповедовать:

о Троице - об Отце, Сыне и Святом Духе;

христоцентрически - в центре Христос;

антропоцентрически - в центре человек;

христологически - исключительно о Христе?

2. Важный признак призвания апостола в том, что он был свидетелем дела Христа, во всяком случае, видел Христа. Павел по сути является тринадцатым апостолом. Почему он в посланиях часто защищает свой апостольский авторитет (см. Рим. 1,1; 1 Кор. 1,1; Гал. 1,1)? Важны ли в этой связи 1 Кор. 15,8 и Д.Ап. 9,26-31?

3. Сана апостола в его особенном смысле в настоящее время нет. Имеет ли этот сан в более общем смысле какое-то значение для нас (Еф. 6,15)?

4. Павел пишет святым и верным во Христе Иисусе. Можно ли связать слово "верный" с крещением?

5. Есть ли истинная вера "верой в Христа Иисуса", или возможна истинная вера и без познания Его? Сознание собственной греховности предшествует вере или является ее плодом?

6. Наиважнейший смысл нашей жизни - возвеличивать и прославлять Бога! Прославление Бога должно быть целью всех наших мыслей, слов, поступков, проповедей, библейских разборов и так далее. Так ли это у нас? К какому заключению мы должны прийти, если наш ответ на этот вопрос "нет" (см. Откр. 2,16; Мрк. 1,15; Иез. 18,30-32)? Это слова только для тех, кто не боится Господа?

7. Выражения "искупление Кровию Его", "прощение грехов", "примирение" вместе образуют суть Евангелия. Они не равны и указывают на различные дела. Искупление говорит об освобождении от власти греха, прощение указывает на снятие вины и греха, примирение выражает восстановление хороших отношений с Богом. Цена всех троих одинакова - Кровь Иисуса. Павел говорит, что искупление мы имеем. Это, конечно, не означает, что благодать прощения и искупления - малозначительные вещи. Со стороны Бога это одноразовое, законченное, навсегда действительное благодеяние. А со стороны человека? Что делать с виной греха, которую мы берем на себя каждый день?

9. Слово "все" (ст. 10) порой ошибочно используют, как указание на доктрину универсального примирения, согласно которой все люди, и даже сатана и его демоны, будут спасены. Доктрина общего примирения учит, что каждый желающий может спастись. Чему верим мы?

10. Стихи 11-12 ясно говорят о том, что сначала к спасению призван Израиль и только потом язычники (ср. Д.Ап. 1,8). Найдите еще несколько мест в Писании, ясно указывающих на это. Подумайте о Павле! После дня Пятидесятницы эта ситуация изменилась. Каково положение сейчас? Уступает ли Израиль язычникам (см. Рим. 11,11 и 25), или они равны (Рим. 10,12)?

11. Скажите своими словами, в чем заключается запечатление Святым Духом. Каждый ли истинный верующий знает, что запечатлен (ср. Еф. 4,30)?

12. Напишите духовные благословения, которые подразумевает стих 3 (на основании стихов 4-14):

от Отца (ст. 4-6)

1. .................................. (4)

2. .................................. (5)

в Сыне (ст. 7-10)

1. .................................. (7)

2. .................................. (7)

3. .................................. (8)

4. .................................. (9)

Святым Духом (ст. 11-14)

1. .................................. (11)

2. .................................. (13)

3. .................................. (14)

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.