03.12.2009
Скачать в других форматах:

Джон Стотт

Портрет проповедника

1. Домоправитель (управляющий)

                        Проповедь и полномочие проповедника

"О чём говорить и какое место Писания избрать основанием?" - это первый важный вопрос, возникающий у проповедника. На этот основательный вопрос, касающийся источника и содержания проповеди, даются различные неверные ответы, поэтому я должен коснуться его и таким образом начать рассмотрение темы с ее отрицательной стороны.

                        Он не пророк

Во-первых, христианский проповедник не является пророком. Это значит, что он не получает свою весть непосредственно от Бога как первичное откровение. Ныне, однако, встречаются люди, свободно употребляющие слово "пророк". Нередко можно услышать, как об особенно ревностно, пылко и убежденно проповедующем говорят, что он, якобы, говорит с пророческим жаром. В некоторых случаях проповедника называют пророком и считают, что он обладает пророческой проницательностью тогда, когда он опознаёт знамения времени и видит руку Божью в свершении мировых событий. К тому же относятся истолкования социальных и политических тенденций. Но я считаю слово "пророк" здесь неуместным.

Кто же тогда пророк? В Ветхом Завете он рассматривается как непосредственный выразитель Божий. Когда Бог повелел, чтобы Аарон говорил фараоку то, что скажет ему Моисей, Он дал Моисею следующее объяснение: "Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком". И далее Бог говорит: "Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога" (Исх. 7:1; 4:15-16). Из этого мы ясно видим, что пророк являлся "устами" Божьими, которыми Бог говорил свои слова людям. Подобно Бог описывает пророка, который восстанет и будет подобен Моисею: "И вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ... Пророк тот будет говорить Моим именем" (Втор. 18:18-19). Пророк говорил не свои слова и не от своего имени, но он говорил Божьи слова и от Божьего имени. Пророков наполняло глубокое сознание, что Бог говорит им и открывает им Свои тайны (Ам. 3:7-8). Из этого сознания исходят знакомые нам пророческие изречения: "И было слово Господне к ...", "Так говорит Господь", "Слушайте слово Господне", "Уста Господни изрекли это".

Существенным признаком пророка являлось не предсказывание будущих событий, не толкование современных действий Божьих, но то, что он говорил слово Божье. Это же подтверждает Петр: "Ибо никогда пророчество (и тут он имеет ввиду истинное пророчество в противоположность лжи лжепророков, о которой он говорит позже) не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21).

Таким образом христианский проповедник не пророк. Он не получает непосредственных откровений. Его задача состоит в том, чтобы ясно передать и объяснить откровение данное однажды для всех. Как бы прекрасно он ни проповедовал в силе Духа Святого, проповедник все же не вдохновлен Духом в том смысле, как были вдохновлены пророки. Не без основания Петр наставляет проповедующих Слово: "Говорит ли кто, говори как слова Божии" (1 Пет. 4:11). Но он не должен делать это так, как будто он сам пророк или как будто он получил новое Божье откровение, а как домоправитель (1 Пет. 4:10), о чем мы позже еще будем рассуждать. Он является домоправителем, которому доверены Священные Писания, "Слово Божие" (Рим. 3:2). Слова: "... был глагол Божий к ..." встречаются в Библии последний раз в связи с Иоанном Крестителем (Лук. 3:2). Он был истинным пророком. В новозаветном периоде также известны пророки, как например, Агав (Деян. 21:10), и пророчество упоминается как духовный дар (Рим. 12:6; 1 Кор. 12:10, 29; Еф. 4:11), но этот дар больше не проявляется в Церкви. Так как записанное Слово ныне всем доступно, нет надобности больше возвещать Слово Божье через пророков. В наши дни Слово Божье не приходит к нам; оно уже пришло раз и навсегда, а теперь люди должны прийти к Нему.

                        Он не апостол

Во-вторых, христианский проповедник не является апостолом. Разумеется, что Церковь является "апостольской", так как создана на основании апостольского учения, а также потому что она послана в мир для проповеди Евангелия. Но миссионеров, которые основывают церкви, не следует называть "апостолами". Неверно, например, называть Годсена Тейлора (1832-1905) "апостолом Китая" или Адонирама Джадсона (1788-1850) "апостолом Бирмы" в таком же смысле, как апостол Павел называется "апостолом язычников". Последнее исследование этого вопроса показало, что апостолы были уникальны в своем роде. Карл Генрих Ренгсторф показывает в своей статье "Апостольство" в известном богословском словаре Герхарда Киттеля, что апостолы Иисуса приблизительно соответствуют иудейским шалиахам, которые посылались как особые посланники в иудейскую диаспору. Они имели все полномочия учить народ, так что могли говорить: "Кто послан от имени определенной личности, принимается за саму эту личность". Ренгсторф пишет: "... в то время, как другие глаголы примерно обозначают "послание", обозначение слова апостеллейн содержит мысль особого назначения: как миссии или передачи, полномочия и ответственности". Слово апостолос, по Ренгсторфу, всегда обозначает человека, который является посланником, послом, обладающим действительными полномочиями. Греческое слово апостолос является обозначением для внешней формы; смыл и истинное значение этого слова нам открываются лишь в слове шалиах из раввинского словаря.

Норвал Гельденгуйс в своей ценной книге "Наивысший авторитет" продолжает эту мысль Ренгсторфа и приходит к логическому выводу: новозаветный апостол "избран и послан как уполномоченный представитель Пославшего его и ему доверено особое поручение". Называя избранных двенадцать учеников "апостолами", Иисус дал понять, что они будут "Его представителями и получат поручение учить и действовать от Его имени и Его авторитетом". Он дал им особую власть (Лук. 9:1,2,10), о чем они позже заявляли, что обладают ею и проявляют ее. Павел также утверждал, что он - равный тем двенадцати апостолам, так как он был призван непосредственно воскресшим Иисусом. Заявляя, что "единственным основанием апостольства является личное поручение", к чему следует добавить необходимость встречи с воскресшим Иисусом, Гельденгуйс приходит к выводу: "Никогда больше не будет человека, обладающего всеми этими качествами, чтобы считаться шалиахом Иисуса". Ренгсторф говорит: "Мы не знаем, сколько апостолов существовало в период первых христиан, но их должно было быть довольно много". Он замечает далее, что апостольское служение "ограничено временем первого поколения, и что оно не воздвигнуто в ранг церковных чинов". И далее: "Каждый апостол одновременно ученик, но не каждый ученик апостол". Гельденгуйс приводит слова Альфреда Пламмера из его статьи "Апостолы" в "Словаре апостольской церкви" Гейстингса: "Передача такого необыкновенного призвания вообще невозможна".

Сказанное доказательство приводит нас к мысли, что между ветхозаветными пророками и новозаветными апостолами имеется параллельная связь, на которую также указывает Ренгсторф: "Связь сознания апостола с сознанием пророка во всяком случае подтверждает тот факт, что то, что он проповедует, является откровением, и это предохраняет от всякого человеческого извращения (коррупции)". "Ап. Павел, подобно пророку, является служителем своей проповеди". - "Мы имеем все основания видеть параллель между апостолами и пророками, так как обе группы являются носителями откровений". (См. Еф. 2:20, 3:5).

В той же степени, как слово "пророк" должно быть применено для обозначения только тех мужей Ветхого и Нового Завета, к которым Слово Божье приходило непосредственно - независимо, пережило ли пророчество их или нет, слово "апостол" применимо только к Двенадцати и к Павлу, которых Иисус избрал Своими шалиахами, и которые были наделены особым авторитетом. Эти мужи занимали уникальное положение. У них нет преемников.

                        Он не лжепророк и не лжеапостол

В-третьих, христианский проповедник не является - или не должен являться - лжепророком или лжеапостолом. (Выражение "лжеапостолы" встречается только в 2 Кор. 11:13, но сравни Отк. 2:2. Ренгсторф говорит: "Павел описывает этим выражением того, кто выдавал себя за апостола Христа, хотя не был Им уполномочен".) Об обоих мы читаем в Священном Писании, и разница между истинным и ложным хорошо объясняется в 23 главе книги пророка Иеремии. Истинный пророк "стоял в совете Господа и видел и слышал Слово Его". Он внимал Его Слову и исполнял Его (ст. 18,22). Лжепророки же, напротив, "рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних" (ст. 16). Они пророчествуют "ложь, ... обман своего сердца" (ст. 26). Они пророчествуют ложь во имя Божье (ст. 25). Противоположность эта ясно объяснена в 28 стихе: "Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого - Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? - говорит Господь". Сказано также, что слушавшие пророка слышали либо слова человеческие либо "слова живого Бога" (ст. 36).

Невзирая на то что ныне, строго говоря, нет ни апостолов, ни пророков, мы вынуждены считаться с тем, что есть лжепророки и лжеапостолы. Они говорят придуманные ими слова вместо Слова Божья. Их проповедь обоснована на человеческой мысли. Речь идет о людях, охотно высказывающих свое мнение о религии, этике, богословии и политике. Они, может быть, и читают тот или иной текст из Библии в начале их проповеди, но текст этот не имеет совсем или же имеет мало отношения к последующей речи. Они даже не делают попытки для истолкования текста в его связи с контекстом. Правильно сказано, что текст, не рассматриваемый в его контексте, является только предлогом. Очень часто эти проповедники, как и лжепророки Ветхого Завета, говорят красивые слова и восклицают: "Мир, мир!", а мира нет" (Иер. 6:14; 8:11; ср. с 23:17). Они говорят на тему, которую приятно слушать, и которая льстит человеку, так как они боятся кого-нибудь оскорбить (ср. Иер. 5:30,31).

                        Он не суеслов

В-четвертвых, христианский проповедник не есть "суеслов". Это слово употребили философы Афин в Ареопаге при их нападках на Павла. Они спросили с презрением: "Что хочет сказать этот "суеслов?" (Деян. 17:18). Соответствующее греческое слово спермологос означает нечто вроде "клевателя зерен". Оно употреблялось, как мне кажется, Аристофаном и Аристотелем для описания клюющих зерна птиц, особенно, когда речь шла о грачах. В переносном смысле этим словом называли дворников или уличных мальчишек, одним словом, людей, подбирающих обрывки бумаг и мусор, т.е. тряпичников или старьевщиков. Исходя из этого стали называть так пустословов и болтунов, т.е. людей, схватывающих и передающих частички каких-либо знаний. "Суеслов" распространяет различные мысли подобно старьевщику, собирая повсюду разного рода обломки и рванье. Его проповеди действительно походят на рваный мешок.

Это, конечно, не должно означать, что цитировать чьи-то изречения или писания в проповеди недопустимо. Напротив, мудрый проповедник даже заведет книгу или папку для изречений, которые стоит хранить, и которые особенно понятно и ясно описывают определенную истину. Если чужие выражения употребляются мудро и честно, а также с необходимым признанием, они могут порой вносить ясность, придавать весомость предмету изложения и приводить к правильному заключению.

Подкрепляя проповедь примерами, я сейчас употреблю чужое изречение, хотя не могу сказать, кому принадлежит это остроумное замечание: "Заимствование чужих мыслей без указания имени автора называется "плагиатом"; употребление же выражений, которые на устах у тысячей, называется "исследованием"!

Обдуманное и осторожное цитирование других источников не обязательно означает "суесловие". Существенным признаком суеслова является отсутствие собственного мнения. Его точка зрения зависит каждый раз от того, с кем последним он говорил. Он просто передает мысли других без исследования или взвешивания или усваивания их. Он употребляет только свой "язык", как это делали лжепророки, которых Иеремия так строго обличал, а не свой ум или сердце (Иер. 23:30,31).

                        Он домоправитель (управляющий)

Кто же тогда проповедник? Он является домостроителем (управляющим). "Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным" (1 Кор. 4:1,2). Домостроитель является поверенным и управляющим имением другого. Так и проповедник - домостроитель тайн Божьих, т.е. самих Божьих откровений Себя, которые Бог доверил людям, и которые сохранены для нас в Писании. Проповедь христианского проповедника исходит таким образом не непосредственно из уст Божьих, как, например, у пророка и апостола. Она также не плод собственных мыслей, как у лжепророков. Она не основывается на мыслях чужого ума и словах чужих уст, как у суесловов. Источником его проповеди является однажды открытое, а теперь записанное, Слово Божье, а проповедник является домостроителем Его.

Слово "домоправитель" употреблялось в античном мире чаще, чем сегодня. В библейские времена каждый зажиточный домовладелец имел управляющего, который управлял его хозяйством и вел надсмотр за его имением, его полями или виноградниками, его имуществом и рабами. В Ветхом Завете мы несколько раз встречаемся с управляющими. (Ср. Быт. 15:2. Это мог быть Елиезар, которому было поручено искать жену Исааку - Быт. 24). Для этого понятия в еврейском языке не существует особого слова, но труд управляющего существовал, хотя он в разных местах назывался по-разному. Особенно часто управляющий встречается в дворянских семьях и при царских дворах в Иудее, Египте и Вавилоне. Иосиф, будучи в Египте, имел управляющего. Ему была поручена забота о гостях Иосифа. Управляющий заботился о том, чтобы гости были обеспечены водой для мытья ног и кормом для их ослов. Он был ответствен за приготовление пищи. Он был также обязан запасать пищу для покупающих и собирать плату за проданное. Он имел в своем подчинении рабов (Быт. 43:16,24; 44:1-13). Подобным образом иудейские цари имели царедворца, который управлял царским имением. (У Давида были служащие, которые описаны в 1 Пар. 28:1 как заведующие "всем имением и стадами царя и сыновей его". Один из высокопоставленных служащих Соломона был "Ахисар - начальник над домом царским" - 3 Цар. 4:6). Во время царствования Езекии царедворцем был Севна (Ис. 22:15). Он был по-видимому честолюбивым человеком, который любил "великолепные колесницы" и, может быть, даже обогащался за счет царского имущества. Но Бог сказал Севне, что он будет свергнут со своего места и замещен Елиакимом, сыном Хелкииным: "И одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его ..." (Ис. 22:21,22). Из этого ясно, что управляющий обладал большим авторитетом в имении и по-отцовски надзирал за домочадцами. Символом этого служения несомненно являлся ключ к кладовым.

Начальник евнухов при дворе Навуходоносора в Вавилоне отдал Даниила и его трех друзей на попечение человеку, Амелсару (Дан. 1:11). Это слово, вероятно, означает не имя, а должность - "надзиратель" или "управляющий". Его обязанностью было обучение мужчин для службы во дворце и обеспечение их дневными рационами; от его распоряжения зависело, будут ли они получать царскую пищу и вино или же питаться овощами, как это попросил Даниил (Дан. 1:8-16).

Эти примеры из Ветхого Завета находят также свои параллели в Новом Завете. Ирод Антипа имел домоправителя при своем дворе. Его звали Хуза. Его жена Иоанна была ученицей Иисуса, служившей Ему имением своим (Лук. 8:3). В некоторых притчах, которые рассказал Господь, речь также идет о большом доме, в котором домоправитель занимает ответственное положение. В притче о работниках в винограднике господин и хозяин виноградника поручает "управителю" выплатить плату работникам (Матф. 20:1,8). "Неверный домоправитель" состоял на службе у одного богатого человека. Этому хозяину было донесено, что домоправитель расточает его имение. По всей вероятности, домоправитель был ответственным за доставку для имения всего необходимого. Он же и оплачивал счета. Это видно из того, что он мог уменьшить долг должников своего хозяина, и из того, что он мог до этого времени скрыть свой обман (Лук. 16:1-9).

Теперь мы имеем приблизительное представление, как обстояли дела в библейские времена в имениях состоятельных людей. Для лучшего понимания рассмотрим далее группу слов, родственных с глаголом ойкео, что означает "жить" (в смысле места жительства, квартиры). Известно пять важных слов. Во-первых, слово ойкия или ойкос, обозначающее "дом". (Ойкия означает весь дом, ойкос - квартиру в нем, оба слова употреблялись для дома или здания, пригодного для жилья.) Во-вторых, мы имеем слово ойкеой, принадлежащее к семье или хозяйству. В Новом Завете оно употребляется в связи с чисто внешним вопросом только один раз, именно в 1 Тим. 5:8, где апостол говорит: "Если же кто о своих и особенно о домашних "ойкейон" не печется, тот ... хуже неверного". (Слово ойкиакос мы находим только в Матф. 10:25,36. Слова ойкос и ойкия применялись для обитателей дома и для здания, для хозяйства и для дома (ср. ойкос в Деян. 7:10; 10:2 и ойкия в Иоан. 4:53 и Фил. 4:22). В-третьих, известно слово ойкодэспотэс - глава имения, господин дома, называемый в Map. 14:14 также "хозяином дома". (В Матф. 10:25 делается различие между "хозяином дома" и "домашними".) Он управляет и руководит имением; смысл глагола ойкодэспотэо указывает на его обязанности; он встречается в 1 Тим. 5:14. В-четвертых, мы имеем слово ойкетэс - домашний слуга или, как его называют в Африке, "домашний мальчишка". Раба обычно называли дулос, но ойкетэс обозначает именно того слугу, раба, который работает в доме. Соответствующее латинское слово доместикус первоначально означало всех живущих под одной крышей, в одном и том же домус (доме), но позднее приобрело смысл слуги. (Ойкетес встречается в Новом Завете четыре раза. (Лук. 16:13; Деян. 10:7; Рим. 14:4; 1 Пет. 2:18). Ср. ойкетеия в Матф. 24:45, здесь это слово имеет обобщающий характер для слуг или для домашнего персонала.)

В-пятых, слово ойкономос - домоправитель или управляющий, обязанностью которого является ойкономия - домоправление. (В притче о неверном домоправителе (Лук. 16:1-9) имена существительные: ойкономос (домоправитель) и ойкономиа (домоправление) находятся вместе с глаголом ойкономеин (действовать) как управляющий. Впоследствии этот греческий глагол означал: "делать приготовления", "совершать сделку", "вести дела" или "руководить".) Эти слова происходят от слов ойкос - дом, и немо - управлять, заведовать. Отсюда происходят и наши слова "экономия, экономика, экономный". Объяснение, данное в словаре Гримма и Тайера, так поучительно, что мы цитируем его здесь целиком: "Управляющий хозяйством или домашними делами, особенно домоправитель, хозяйственник, надзиратель ..., которого владелец дома назначил вести его дела и контролировать все приходы и расходы, задачей которого является давать каждому слуге и даже несовершеннолетним детям хозяина должную им долю". Кем бы ни был управляющий - рабом или свободным гражданином - он нес тяжелую ответственность и посредничал между господином дома и его хозяйством. (Неверный домоправитель был, вероятно, свободным человеком (Лук. 16:1-9). Управляющие в Матф. 24:25 и Лук. 12:42,43 называются рабами.) Это слово употребляется в Рим. 16:23 в связи с Ерастом, который был, по всей вероятности, казначеем (казнохранителем) в Коринфе. В Гал. 4:2 сказано, что к ребенку были приставлены эпитропой и ойкономой. Первые были его законными опекунами и учителями, а вторые управляли его имением, имуществом, пока ребенок не достигал совершеннолетия.

Эти пять слов вместе взятых описывают социальное положение зажиточной семьи. В ойкос (доме) жили ойкейой (члены семейства или хозяйства), включая детей и рабов. Главой семьи был ойкодэспотэс (глава семейства или хозяйства), который имел ойкетай (слуг) и ойкономос (управляющего) - эконома. Управляющий контролировал слуг и отвечал за питание всех членов хозяйства. Он занимался также всеми хозяйственными делами в доме и на поле и управлял имуществом своего хозяина.

Нет ничего удивительного в том, что первые христиане видели в этом образе жизни картину христианской церкви. Бога они называли "Отцом", и так как отец обычно является главой семьи, поэтому они естественно рассматривали христианскую семью как Божье хозяйство. Но эту картину нельзя истолковать со всеми ее деталями. Также и употребление этого слова в Новом Завете не везде одинаково. Бог всегда глава семьи, церковь же иногда называется домом, в котором Он живёт, другой раз Его семейством или хозяйством, "своим по вере" (Гал. 6:10), иногда она состоит из слуг, которые отчитываются за свою работу перед Богом (Рим. 14:4). [Скиния была Божьим ойкосом (Map. 2:26), а также и храмом (Map. 11:17). Сегодня Его Церковь ("церковь" в смысле людей) является Его храмом (1 Кор. 3:16; 6:19; Еф. 2:21,22), ср. Евр. 10:21. Ойкос в 1 Тим. 3:15; 1 Пет. 4:17 (ср. Евр. 3:2-6) и ойкейос в Гал. 6:10; Еф. 2:19.]

Все христиане также являются Божьими домоправителями, которым даны некоторые "блага" для того, чтобы их употребить не в собственную пользу, но для пользы всего семейства. Притчи о талантах и о минах показывают, как христианин должен совершенствовать и употреблять дары, которые дал ему Христос. Он должен использовать каждую возможность и становиться при этом все более ревностным (Матф. 25:14-30; Лук. 19:12-27). Управляющий не должен прятать или же расточать имущество своего хозяина. Он должен употреблять его для семейства. Мы, христиане, являемся управляющими многоразличной, разнообразной (дословно: многообразной, многоцветной) благодати Божьей, как писал апостол Петр (1 Пет. 4:10). Петр объясняет также, что мы должны служить друг другу каждый тем даром, который мы получили. Он дальше приводит два практических примера: говорить и служить. Первый из них особо важен для нас.

Христианское служение - это святое домоправительство. Ап. Павел называл епископа Божьим домоправителем (Тит. 1:7). Себя самого и Аполлоса он рассматривал как "домостроителей (домоправителей) тайн Божиих" (1 Кор. 4:1). И хотя Павел был управляющим особой тайны, которая была доверена ему лично (Еф. 3:1-3, 7-9), мы можем это применять не только к апостолам, так как Павел и Аполлоса называет этим именем, а Аполлос не был апостолом, как Павел. Управляющими "домостроителями" называются все те, которые имеют преимущество проповедовать Слово Божье, и особенно те, которые целиком посвятили свою жизнь этому служению. В пятой главе мы увидим, что Коринфяне оказывали своим начальникам, настоятелям чрезмерное уважение. Павел укорял их за поклонение личности. Он как бы говорит: "Вот как они должны видеть нас. Мы лишь Христовы слуги и управляющие имуществом Другого". Мы занимаем в хозяйстве Бога только такую подчиненную должность. "Имущество", которым управляет христианский проповедник, называется "тайны Божии". Мюстэрион в Новом Завете - это не темная, необъяснимая загадка, нет, это - истина, которая стала понятной только потому, что Бог Сам раскрыл ее. Эта истина была сокрыта, но Бог раскрыл ее и ввел в нее людей. Таким образом Божьи тайны являются Божьими раскрытыми тайнами, в которых Он Сам раскрывается людям, и которые составляют Священное Писание. [Обратите внимание на то, что Христос употребляет то же самое слово в связи с Царством Божьим (Матф. 13:11).] Этими раскрытыми тайнами заведует христианский проповедник, и его задачей является передать эти тайны членам семьи.

Из этого наглядного изображения управителя большого семейства христианский проповедник может извлечь четыре важных вывода, которые говорят о разных аспектах верности, требующихся от управляющего.

                        Побуждение и весть проповедника

Первый вывод относится к источнику инициативы проповедника в его труде. Проповедовать очень тяжело. Проповедник часто может отчаиваться, падать духом. Ему необходимы сильные стимулы для подкрепления его усталой души. Конечно, он здесь может найти ободрение. Павел тоже находил здесь ободрение и побуждение к работе. Он был управляющим (домостроителем) Божьими тайнами (1 Кор. 4:1). Евангелие было святым, ему доверенным долгом. Об этом он несколько раз повторяет в своих посланиях. (Ср. 1 Фес. 2:4; обратите внимание на то, что Павел часто напоминает Тимофею о "вверенном" ему.) Этот доверенный ему долг лежал бременем на нем. "Я исполняю ... вверенное мне служение", пишет он, и слово, которое он здесь употребляет, опять же оикономия, управление (1 Кор. 9:17). И еще раз он говорит: "это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" и "я должен" благовествовать (1 Кор. 9:16; Рим. 1:14). Он писал: "От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным" (1 Кор. 4:2). Управляющему что-то доверили, и он должен оправдать это доверие. Хозяин дома полагается на него. Члены семьи ожидают от него, что он будет о них заботиться. Он не может оставить их на произвол судьбы.

Второй вывод. Пример домоправителя указывает, какой должна быть суть проповеди. Итак, если эта метафора учит чему-нибудь, то она учит, что проповедник не передает свои собственные знания и истины - они ему даны. Никто не ожидает, чтобы управляющий платил все домашние расходы из собственного кармана. Точно так же, проповедник не должен составлять свою проповедь своей собственной изобретательностью. Эту истину мы много раз находим в Новом Завете. Часто указывается на то, что проповедник должен говорить ту весть, которая ему дана. Проповедник - это сеятель, который сеет определенное семя, и ""это" семя есть Слово Божие" (Лук. 8:11). Он - вестник, и ему сказано, какие добрые вести он должен возвещать. Он участвует в постройке дома в той части, которая ему предназначена. Фундамент уже положен. Строительные материалы поступают по мере надобности (1 Кор. 3:10-15). (Согласно 11 стиху основание уже положено.) В переносном смысле он управляющий имуществом, которое ему доверил глава семьи и хозяйства.

По отношению к имуществу от управляющего ожидается верность. Он должен хранить имущество от повреждения. Он должен обходиться с имуществом добросовестно и употреблять его для ведения хозяйства. Апостол напоминает Тимофею об его ответственности и серьезно наставляет его: "храни преданное тебе!" (1 Тим. 6:20). Ему было доверено драгоценное благовестив. Это был "ценный залог". Он должен стоять и охранять его, как стража вокруг города или как сторож в тюрьме (1 Тим. 1:11; 6:20; 2 Тим. 1:12,14). (Ср. 1 Тим. 1:4, где человеческие вымыслы противопоставляются "благовестию Божьему".) Если мы хорошие домостроители, то мы не будем и пытаться извращать Слово Божие (2 Кор. 4:2) или искажать Его (2 Кор. 2:17). Нашей задачей является раскрытие истины (2 Кор. 4:2; ср. Деян. 4:29,31; Фил. 1:14; 2 Тим. 4:2; Евр. 13:7). Здесь уже ясно видно, в чем заключается истинная проповедь. Проповедь - это обнародование (фанеросис) истины, которая записана в Святом Писании. Поэтому каждая проповедь должна объяснять, истолковывать содержание текста. Проповедник может брать примеры из политической, нравственной или из социальной жизни, чтобы лучше осветить библейские истины, которые он хочет объяснить. Но кафедра - это не место для высказывания просто политических комментариев, нравственных увещеваний, или социальных дебатов. Наша задача - проповедовать Слово Божие и ничто другое (Кол. 1:25).

Кроме того, мы призваны проповедовать Слово Божье во всей его полноте. Это было стремление апостола Павла. Как управляющий Бога он видел свою задачу в распространении Слова Божья, то есть он проповедовал Слово Божье во всей его широте. Он мог в присутствии пресвитеров из Эфеса сказать: "я не упускал возвещать вам всю волю Божию" (Деян. 20:27). Только немногие проповедники могут сказать такое о себе! Большинство проповедников имеют свои любимые темы. Мы ищем и выбираем те места из Писания и те учения, которые нам подходят, а все, что нам не подходит или что мы находим тяжелым, мы просто оставляем в стороне. Таким образом мы виноваты перед членами нашей "семьи", потому что мы утаиваем от них то, что Сам Бог, Хозяин дома, предусмотрел для них в Своей мудрости и в Своем великодушии. Некоторые не только отнимают что-то, но они даже добавляют кое-что к Писанию, в то время как другие даже противоречат тому, что написано в Слове Божьем.

Я хочу привести пример из повседневной жизни. Англичане любят есть на завтрак жареное яичко с беконом. Предположим, что господин дома дал управляющему яйца и бекон для того, чтобы все живущие в доме в последующие четыре дня получали эту еду к завтраку. В понедельник утром управляющий взял яйца и бекон и выбросил все в мусорное ведро, а вместо того приготовил на завтрак рыбу. Это было противоречие, и господин был раздражен. Во вторник утром управляющий дал им только яйца без бекона. Таким образом он частично лишил их завтрака, который им полагался. Господин был и на этот раз раздражен. В среду утром он дал им яйца с беконом и с колбасой. Это - добавка, и господин все ещё был недоволен. Наконец в четверг утром он дал им яйца с беконом, ничего другого, не больше и не меньше. На этот раз господин дома был очень доволен.

Очень важно, чтобы в хозяйстве Бога были верные управляющие, которые проповедовали бы Слово Божье планомерно, как из Ветхого, так и из Нового Завета; не только все известные места Писания, но и менее знакомые; не только те стихи из Библии, которые подтверждают мнение проповедника, но и другие. Сегодня нам нужны такие люди, как Чарлз Симеон из Кэмбриджа, который написал следующее: "Я не сторонник систематиков теологии. Я стремлюсь к тому, чтобы ориентироваться в моих религиозных убеждениях только по Библии, и чтобы преданно придерживаться Библии. Никакой части Слова Божья я не хочу искажать в пользу человеческого мнения, а хочу придать тот смысл, который, мне кажется, придал Сам Великий Автор этой книги". Таким образом он был свободен от всех "сетей человеческих систем", так что он мог проповедовать Слово Божье в его полноте, как оно записано, без смягчения, без приукрашивания и без страха, не обращая внимания на то, чье мировоззрение он при этом проповедовал. Только такое верное преподавание всего Слова Божья сохранит нас и наши общины от различных фантастических, прихотливых идей и представлений (которые присущи или нам или отдельным членам общины), и от более опасного фанатизма и нелепостей. Только так мы сможем учить других различать то, что ясно проявлено, и что нет. Мы не будем бояться стать догматиками в том, что явно проявлено, и согласимся с тем, что отдельные места Писания могут остаться для нас сокрытыми (Втор. 29:29).

Наряду с этим церковь нуждается в членах, которые не будут "младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения" (Еф. 4:14), а возрастающими в познании Бога и Его Слова и, таким образом, будут в состоянии противостоять утонченным посягательствам современных лжеучений. Но это возможно только тогда, когда Слово Божье проповедуется как единое целое и в то же время основательно, систематически и поучительно.

Такое добросовестное обучение невозможно без тщательного планирования на много месяцев вперед. Надо будет также проверить сферу наших проповедей: не упустили ли мы важных истин и не сконцентрировали ли мы наше внимание только на определенных истинах. Один из способов избежать упущений в изучении одних книг Писания и предавания чрезмерного внимания другим заключается в том, чтобы изучать целые книги из Библии или, по крайней мере, целые главы в течение определенного времени, подробно их разбирая и при этом ничего не упуская. Другой способ заключается в том, чтобы систематически преподать цикл проповедей, широко обсуждая и разбирая при этом некоторые точки зрения относительно рассматриваемой истины. При этом нечего бояться, что члены церкви не выдержат такого обучения. Я вспоминаю здесь слова христианского проповедника Ричарда Бэкстера (1615-1691): "О, если бы вы стремились познать Бога и небесные истины, так как вы приобретаете знание для вашей профессии! Тогда вы бы уже давно этим занялись и вы не считались бы ни с какими препятствиями для достижения этой цели. Вы считаете семь лет не слишком много для приобретения специальности в то время, как вы ни одного дня из семи не употребляете для того, чтобы изучать духовные истины, которые необходимы для спасения вашей души".

Мы убедительно просим проповедника прилагать все силы к тому, чтобы проповедовать всё Слово Божье подробно и основательно. Это не значит, что его проповедь должна быть сухой, безинтересной, лишенной воображения. Тот же самый Павел, который говорил: "Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию", сказал также следующее: "я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы" (Деян. 20:20,27). Конечно, "все Писание ...полезно" (2 Тим. 3:16), но не все одинаково полезно в одно и то же время, одним и тем же людям. Умный управляющий будет подавать на стол разнообразную еду. Он будет стремиться к тому, чтобы узнавать потребности доверенных ему людей и, учитывая это, подавать им соответствующую пищу. Управляющий не отвечает за то, что хранится в кладовых. Это обязанность хозяина. Но он несет ответственность за то, что нужно взять из кладовой, когда и сколько. Верность управляющего проявляются здесь не по отношению к хозяину и не к имуществу, но по отношению к домашним. Поэтому Иисус сказал: "Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?" (Лук. 12:42). Разум и верность управляющего проявляются в том, что он дает членам семьи правильную пищу в соответствующее время. Его задачей является давать семье питание из кладовой, которая доверена ему. Так как он отвечает за пропитание семьи, он применяет всю свою кулинарную способность, чтобы пища была приготовлена аппетитно. Он даже уговаривает их есть ее, как это делает мать со своими детьми. Так что хороший управляющий будет знать потребности и вкусы членов семьи так, как он знает, что находится в кладовых.

Все это очень важно. Для проповедника не достаточно только знания Слова Божья; ему также необходимо знать людей, которым он проповедует это Слово. Ему запрещено извращать Слово Божье с целью привлечения слушателей. Проповедник не должен разбавлять сильное лекарство Слова Божья, чтобы оно было "вкуснее". Но он должен стремиться к тому, чтобы преподнести людям Слово Божье в таком виде, чтобы Оно было приемлемо. Прежде всего он должен говорить ясно и просто. Наверно Павел имел это ввиду, когда он сказал Тимофею, чтобы он был "... делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15). Слово орфотомоунта обозначает дословно: прямо рубить. Это слово употребляется в связи с дорожными работами, и мы находим его в Прит. 3:6: "Он направит стези твои". Объяснение Слова Божья должно быть так просто, прямо понятно, как прямая дорога. Тогда совсем нетрудно следовать за ходом наших мыслей. Объяснение можно сравнить с дорогой спасенных, о которой Исайя говорит: "идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся" (Ис. 35:8). Объяснять Слово Божье простым способом не так уж легко. Для этого требуются основательные знания, как мы увидим дальше, не только Библии, но и характера человека и среды, в которой он живет. Проповедника, объясняющего Слово Божье, можно сравнить с архитектором, строящим мост между Словом Божьим и разумом человека. Он должен прилагать все силы к тому, чтобы объяснять Писание как можно проще и точнее, применяя Слово Божье практически, чтобы истина достигала слушателей при помощи такого моста.

                        Авторитет и дисциплина проповедника

В-третьих, метафора управляющего раскрывает нам вид авторитета проповедника. Проповедник пользуется определенным авторитетом. Этого мы не должны бояться или стыдиться. Не надо думать, что авторитет и смирение - несовместимые понятия. Профессор Джеймс Стюарт пишет: "Ошибочно полагать, что смирение исключает твердость и силу убеждения". Г. К. Честертон писал однажды о "перемещении смирения" и мудро сказал по этому поводу следующее:

"Мы страдаем сегодня оттого, что смирение находится не на своем месте. Скромность переместилась от честолюбия к убеждениям, где она не должна быть. Человек должен подвергать сомнению свое мышление и действия, но он должен быть убежден в истине, однако все стало наоборот. Сейчас мы воспитываем людей настолько умственно скромных, что они не верят даже в таблицу умножения". Мы всегда должны быть скромными и самоотверженными. Но застенчивость в деле защиты Евангельских убеждений недопустима.

В чем же заключается авторитет проповедника? Его авторитет - не авторитет пророка. Христианский проповедник не может сказать: "Так говорит Господь", как начинали свою речь пророки, когда они передавали прямую весть от Бога. Он ни в коем случае не может осмелиться сказать: "Истинно, истинно говорю вам", как это говорил Сын Божий, который имел неоспоримый Божий авторитет, и как это делают некоторые ложные пророки, осмеливающиеся пророчествовать от своего имени. Также мы не должны быть такими современными "суесловами", которые всегда повторяют: "Самые лучшие современные ученые считают ...", ссылаясь на какой-либо человеческий авторитет, хотя цитаты могут быть вполне подходящими. Наоборот, нашей формулой, если мы пользуемся ею вообще, должна быть широко известная, часто повторяемая, вполне подходящая фраза доктора Билли Грэма: "Библия говорит".

Это настоящий авторитет. Правда, это не непосредственный авторитет, как у пророков и апостолов, которые могли давать приказания и ожидать их исполнения (например Павел в 2 Фес. 3), но все же это авторитет Божий. Правда также, что проповедник, авторитетно проповедуя Слово Божье, должен сам подчиняться авторитету Слова Божья. Занимая в общине особое положение, он все же один из ее членов. Хотя он в проповеди имеет право обращаться к слушателям прямо как "Я - вы", он часто будет предпочитать употреблять вместо первого лица, множественное число - "Мы", зная, что это Слово, которое он проповедует, касается и его самого. И все же он может говорить с авторитетом от Бога.

Я убежден в том, что чем больше проповедник "трепетал" перед Словом Божьим (к пр. Езд. 9:4; 10:3; Ис. 66:2,5) и чувствовал его авторитет в своей совести и своей жизни, тем больше он в состоянии авторитетно проповедовать Слово Божье другим. На примере управляющего невозможно передать всю суть понятия проповедника и его авторитета. Проповедник - это не назойливый управляющий или еврейский книжник, который преподносит скучные и схоластические толкования о спорных вопросах. Истинная проповедь не суха, не скучна, не оторвана от жизни, наоборот, она остра и свежа живым авторитетом Бога. Писание становится только тогда живым для слушателей, когда оно сначала стало живым для самого проповедника. Только после того, как Бог Сам говорил с ним, через Его Слово, слушатели услышат в его проповеди голос Божий.

Авторитет проповедника зависит оттого, как тесно проповедник связан с тем текстом, который он излагает, т.е. оттого, как точно он понял смыл текста, и как сильно это место Писания затронуло его душу. В идеальной проповеди к людям говорит само Слово Божье, вернее Сам Бог, который говорит через Свое Слово. И чем меньше проповедник виден между Словом Божьим и слушателями, тем лучше. Члены семьи питаются той пищей, которой снабжает хозяин, а не управляющий. Христианский проповедник доволен, когда его личность выходит из кругозора слушателей при свете Писания, а его голос заглушается голосом Божьим.

В-четвертых, метафора управляющего дает нам практический пример. Мы видим, как необходима дисциплина в проповеднике. Верный управляющий знает все запасы в кладовой. Кладовые Священного Писания так богаты и обширны, что их невозможно полностью исчерпать, даже если изучать Писание всю жизнь.

Изъяснительная проповедь требует точности и строгой дисциплины. Возможно, что как раз поэтому такие проповеди очень редки. Только тот приложит все старание, кто готов последовать примеру апостолов и сказать: "не хорошо нам, оставивши Слово Божье, пещись о столах; ... А мы постоянно пребудем в молитве и служений слова" (Деян. 6:2,4). Невозможно систематически проповедовать Слово Божье без его систематического изучения. Недостаточно только поверхностно читать каждый день пару стихов или только тогда изучать текст, когда мы готовимся проповедовать его. Нет, мы должны ежедневно погружаться в Слово Божье. Мы не должны читать Библию как будто через микроскоп, изучая тонкости значений некоторых слов. Мы должны внимательно рассматривать как будто через телескоп всю величину Слова Божья и воспринимать Божий авторитет в деле спасения человечества. Чарлз Сперджен (1834-1892), писал: "Благословенно, углубляться в Библию до тех пор, пока вы не начнете говорить языком Писания, и пока ваш дух не будет благоухать ароматом Господних слов так, что Библия войдет в вашу кровь и начнет пульсировать в ваших венах и сущность Библии начнет исходить из вас".

Мы должны продолжать изучение Библии последовательно и дисциплинированно. Кроме того, необходимо сосредоточиться на том месте Писания, которое мы хотим проповедовать с кафедры. Надо использовать много времени, чтобы досконально изучить наш текст, молиться о нем, думать, еще и еще раз браться за него, пока мы не поймем его глубокого значения. Этот процесс сопровождается иногда большим усилием и даже слезами. Для этой работы мы должны использовать из нашей библиотеки все, что мы имеем: словарь, симфонию, современные переводы и комментарии. Но прежде всего мы должны молиться, так как автором Библии является Дух Святой и Он излагает это Слово самым лучшим образом. "Разумей, что я говорю", - писал Павел Тимофею, - "Да даст тебе Господь разумение во всем" (2 Тим. 2:7). Да, мы должны много думать о тексте, но только Бог дает верное разумение. После того, как текст стал понятен, предстоит вторая половина работы проповедника, так как этот текст надо теперь применить к сегодняшнему времени.

Только посредством такого дисциплинированного изучения как в общем, так и в частности, душа проповедника наполняется Божественными мыслями. Он, несомненно, будет собирать те сокровища, которые открыл ему Господь, складывать в папку или заносить в записную книжечку. Таким образом ему нечего страшиться, что его запасы иссякнут и ему нечего будет проповедовать. Это никогда не случится. Трудность будет заключаться в том, что ему придется выбирать что-то для проповеди из этого большого запаса.

Опытный домоправитель будет заботиться о том, чтобы его кладовая была наполнена запасами. Он не надоест семье однообразной пищей. Он не будет возбуждать их неудовлетворение невкусной пищей или, даже, портить им желудок недоброкачественной пищей. Наоборот, он будет поступать, как тот домоправитель, о котором Иисус сказал: "который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Матф. 13:52).

Таков домоправитель "таинств Господних" - он верен в изучении и проповеди Слова Божьего, и в проявлении авторитета Его Слова. Он верен своему Господину, который возложил на него эту обязанность. Он верен и людям, которые принадлежат к семье и которые надеются на него, чтобы он заботился о них. Он добросовестно обращается с тем, что ему доверено. Да сделает Господь из нас верных управляющих!


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.