25.10.2009
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

Эпидемия целительства

Закон здравомыслия

                        Новый Завет настаивает на здравомыслии

В этой книге мы уже упоминали о фундаментальном законе христианской веры: здравомыслие должно контролировать мысли и действия и полностью подчиняться Божьему Слову как единственному источнику авторитетного учения от Бога. Харизматическое движение совершенно попирает этот закон, который мы называем "законом здравомыслия". Апостол Павел говорит о здравомыслии несколько иными словами: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и здравого ума" (2 Тим. 1:7).

Харизматы утверждают, что, пытаясь мыслит трезво, мы сопротивляемся Святому Духу и тормозим Его действие. Они говорят, что верующие должны быть готовы отказаться от здравомыслия, чтобы открыть себя прямому Божьему воздействию, как во время поклонения, так и в христианском служении. Джон Уимбер замечает: "Страх потерять контроль над собой охватывает большинство западных верующих". Он настаивает на необходимости преодолевать этот страх, так как здравомыслие препятствует нам не только "говорить языками", но и лишает возвышенных ощущений, исступленного восторга при поклонении, прямых сообщений от Бога и чудотворных результатов, например, исцеления.

Непременное условие исцеления заключается в том, что имеющие "дар Святого Духа целители" должны отбросить трезвый рассудок и здравомыслие для того, чтобы открыться словам или "телекартинам" от Бога, которые помогают им поставить диагноз болезни и открывают намерение Бога в отношении страдающего человека. Количество целителей, владеющих техникой погружения в транс, постоянно растет. От больного так же требуется отказ здраво мыслить, чтобы якобы получить Божье благословение.

Любое целительное собрание начинается со стремления устроителей лишить людей контроля над собой и заставить их вести себя без всякого стеснения. Цель состоит в том, чтобы собравшиеся "открылись для приема" всего, что бы ни происходило, как бы ни было оно странно, необъяснимо или причудливо. Громкая ритмическая музыка создает фон, на котором происходит так называемое поклонение, все присутствующие невольно начинают махать руками, покачиваться из стороны в сторону, постукивать ногами и даже плясать и прыгать. Здравомыслие должно быть устранено любой ценой, чтобы ум, сведущий в Божьем Слове, не мог воспрепятствовать, проверяя или анализируя происходящее.

Отвергая "закон здравого мышления" харизматические верующие становятся доверчивыми к лжеучениям, преувеличениям и обману. Они легко поддаются влиянию религиозных шарлатанов и мошенников. Эмоции правят бал на их собраниях, и, поскольку каждый свободен делать то, что ему кажется правильным, среди верующих царит духовное беззаконие. Это неизбежное следствие отказа от Божьего Слова, способности рассуждать и контролировать себя.

Поскольку традиционное евангельское учение, настаивающее на постоянном сохранении здравомыслия, согласуется с Библией, то, без сомнения, все разновидности харизматического движения нарушают библейское правило и противятся Божьей воле. Можно ли доказать традиционный взгляд с помощью Библии? Безусловно. Многие библейские стихи настаивают на необходимости сохранять здравомыслие не только при поклонении, но и во всех остальных духовных действиях. Количество этих стихов столь велико, что трудно понять, как верующие могут поддаваться харизматическому учению, согласно которому здравомыслие препятствует Святому Духу входить в человеческую жизнь.

Рассмотрим библейские стихи, которые подтверждают истинность "закона здравомыслия", а затем обсудим, почему Библия настаивает на целомудрии.

                        1. Стихи о "целомудрии"

Первая группа стихов, которую мы рассмотрим, содержит греческое слово "софрон", передаваемое в синодальном русском переводе как "целомудренный". Значение этого слова в древнегреческом языке: "умеющий держать свой ум", "умеющий владеть собой" или "хорошо владеющий собой". Таким образом, быть целомудренным значит быть "рациональным", "благоразумным", "владеть собой". Мы увидим на примерах, что Павел, используя это слово, осуждает главный пункт харизматического подхода - для получения духовных благословений, необходимо устранить умственный контроль. В Первом послании к Тимофею 3:2 Павел утверждает, что епископы (пресвитеры) должны во всякое время сохранять умственные способности и контролировать их. Он говорит: "...епископ должен быть... целомудрен, благочинен..." В своем комментарии к этому стиху Уильям Хендриксен пишет, что эти понятия предполагают, что пресвитерам присущи такие постоянные качества, как степенность, уравновешенность, спокойствие, осторожность, постоянство и благоразумие. Возможно ли, будучи целомудренным, отказаться от самоконтроля? Конечно, нет!

В Послании к Титу 1:8 в описании качеств епископа встречаем тоже слово - целомудренный. В том же послании (2:2) Павел говорит, что целомудрие необходимо не только епископам, но и старцам. Далее апостол Павел указывает, что это качество необходимо женщинам постарше, чтобы те "вразумляли молодых... быть целомудренными" (Тит. 2:4, 5). Таким образом, согласно учению апостола Павла епископы, пресвитеры, старейшины, старицы и молодые женщины должны уметь владеть собой и контролировать свой разум, т.е. не допускать потери контроля над ним.

В Послании к Титу 2:6 апостол Павел распространяет эту норму на юношей: "Юношей также увещевай быть целомудренными" ("Пусть молодые люди учатся владеть собой"). Как можно согласовать эту требуемую способность ума с добровольным отказом от контроля над речью и от самообладания, впадая в состояние транса или эмоционального экстаза?

Об этом же говорит апостол Петр в наставлении о том, как следует молиться: "Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах", другими словами - "сохраняйте ясность ума, будьте собраны, чтобы всегда быть в состоянии молиться" (1 Пет. 4:7). Разве наставление Петра звучит как разрешение молиться "на языках" или молиться в ответ на любые видения и несвязные вести, якобы вложенные в отключенное сознание? Молитва, согласно Писанию, - это действие подконтрольного, рационального ума, верой взывающего к Богу о благословении.

Еще один пример из Послания к Титу 2:12: "чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке". Здравомыслие должно владеть всеми нашими страстями, мыслями и желаниями. Бог призывает искупленных людей поклоняться при полном самообладании, контролируя эмоции и чувства. Поклоняться Богу надлежит, оставаясь носителями Его образа и подобия!

Приведенные выше тексты - неопровержимое свидетельство необходимости сохранять верующими здравомыслие.

                        2. Стихи, говорящие о самообладании

Другая группа стихов содержит очень важные греческие слова однокоренные слову "кратос" - имеющего значение "сила", "власть", "владычество". Образованные от этого корня слова указывают на самообладание (владычество над собой).

Апостол Павел, говоря о строгом самообладании в 1 Кор. 9:25, использует глагол "эгратомай": "Все подвижники воздерживаются (эгратомай) от всего". Другими словами, подвижники владеют собой во всем. Спортсмен представляет идеальную иллюстрацию христианина. Он никогда не идет на поводу своего аппетита или лени, но благодаря самообладанию соблюдает диету и тренируется по программе.

Однокоренное упомянутому глаголу существительное встречаем в Послании к Галатам 5:23: "кротость, воздержание (эгратеа). На таковых нет закона". Воздержание в данном случае - умение владеть собой - упоминается при перечислении плода Духа.

Во Втором послании Петра 1:5-6 речь вновь идет о самообладании. Апостол Петр пишет: "...прилагая к сему все старания, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание (эгратеа), в воздержании терпение, в терпении благочестие". Слово "эгратеа" в данном случае имеет значение "владеть собой", т.е. здесь еще раз подтверждается, что верующие всегда должны владеть собой, иными словами, они не должны терять самообладания. Никогда не следует отключать контроль над разумом или пытаться обмануть его, так как без разума нет святой жизни.

Однокоренное производному слову "кратос" прилагательное встречаем в описании качеств епископа: "...страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (эгратат)" (Тит. 1:8). Мы уже отметили, что епископу необходимо быть целомудренным или здравомыслящим, но Павел говорит, к тому же, что он должен быть еще и воздержанным (дисциплинированным человеком), придерживающимся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был "силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать". Он должен быть верен истине и опираться на нее, чтобы учить других и раскрывать замыслы противников истины. Он не должен поддаваться гипнотическому внушению и впадать в транс, ожидает прямых сообщений от Бога посредством "слов мудрости" или "знания". В его обязанность входит здраво мыслить и крепко держаться Слова Божьего, переданного ему апостолами. Епископ ничего не может прибавить к Слову, он просто учит ему. Таким образом, здравым учением он увещевает лжеучителей. В этих словах - обвинение в адрес тех, кто вводит крайние и необоснованные доктрины, якобы врученные им в видениях, снах или в состоянии транса, когда умственные способности отключены.

Здесь было бы уместно вспомнить греческий глагол "фронео" - думать, мыслить. Глагол "фронео", по словам Вайна [автор словаря новозаветной лексики], "подразумевает нравственную заинтересованность или размышление, а не просто необдуманное мнение", т. е. имеется в виду управляемый ум, а не пассивное мышление, выступающее в роли приемника информации и впечатлений. Когда апостол Павел рекомендует верующим в духовных трудах включать рассудок, то использует именно этот глагол. В качестве примера возьмем лишь один стих: "О горном размышляйте (фронео), а не о земном" (Кол. 3:2).

                        3. Стихи о трезвости ума

Еще одна группа стихов содержит глагол "нэйфо", буквальное значение которого - быть трезвым, свободным от влияния алкоголя. В синодальном переводе он переводится глаголом "трезвиться" или "бодрствовать", а в 2 Тим. 4:5 - "быть бдительным". В Новом Завете глагол "нэйфо" несомненно употребляется образно, смысл его употребления - подчеркнуть, что ум верующего должен быть ясным и всегда готовым распознать лжеучение. Апостол Павел говорит: "Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться" (1 Фес. 5:6). Следует согласиться, что здесь речь идет о трезвости в переносном смысле слова, и что Павел наставляет верующих быть бдительным и полностью контролировать свой ум.

В 1 Пет. 1:13 греческий глагол "будьте трезвы" переведен как "бодрствуйте", а в 1 Пет. 5:8-9 - "трезвитесь": "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою". Другими словами, библейская норма - никогда "не отключать" рациональное мышление, быть здравомыслящим.

                        4. Стихи о понимании

Еще несколько стихов можно объединить по принципу присутствия в них слов, имеющих значение "понимать".

Рассмотрим, к примеру, слово "дианоя", имеющее значение "ум" или "понимание". Это слово употребляется, когда речь идет именно о развитом, мыслящем уме. Термин "мыслящий ум" дважды употреблен в посланиях Петра. В 1 Пет. 1:13 читаем: "Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего..." В 2 Пет. 3:1-2 написано: "Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл ["дианоя" - мыслящий ум], чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами".

Петр не говорит, что видения или "слова знания" посетят наш ум, он говорит, что наш духовный прогресс зависит от вдумчивого изучения богодухновенных слов Господних, переданных через пророков и апостолов. Принцип ясен: Бог начинает говорить с нами по мере того, как Библия усваивается нашим здравомыслящим умом. Использовать ум мы должны и при нашем общении с Господом. Так, Иоанн говорит: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум [(дианоя) - мыслящий ум], да познаем (Бога) истинного" (1 Ин. 5:20).

Рассмотрим еще несколько греческих слов. Лука пишет, что Господь перед Своим вознесением дал указания ученикам и "отверз им ум к уразумению Писаний" (Лк. 24:45). Греческое слово "ноус", согласно словарю новозаветной лексики Вайна, означает "орган мыслящего сознания, включающий способность воспринимать и понимать, а также способность чувствовать, рассуждать и решать". Апостол Павел говорит: "...Стану молиться духом, стану молиться и умом ["ноус"]; буду петь духом, буду и петь умом ["ноус"]" (1 Кор. 14:15).

Из вышесказанного видим, что способность сознательно и здраво мыслить - жизненно важна потому, что через эту способность выражается духовное. Если человек отключает ум, то выражается не его дух, а эмоции. В 1 Кор. 13:11 Павел говорит: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал [греч. - оценивал]; а как стал мужем, то оставил младенческое". Ум зрелого верующего, мыслящего здраво, постоянно оценивает все явления только лишь в свете Библии. Если мы позволяем очаровывать себя атмосферой, царящей на харизматических или иных собраниях, где царят эмоции, то поступаем против воли Божьей потому, что вместо того, чтобы оценивать или рассуждать критически, просто пассивно следуем небиблейским идеям и утверждениям.

Обратимся к еще одному греческому слову "суниэми", его значение - "присоединять". В Новом Завете оно употребляется метафорически при описании процесса постижения духовных явлений. Этот глагол используется при описании процесса постижения и восприятия значения притч. Например, в Мтф. 13:15 Иисус спросил у учеников: "...Поняли ["суниэми" - присоединили] ли вы все это?"

Апостол Павел напоминает Тимофею о том, что, постигая богодухновенные слова (например, Павла), он добьется разумения во всем, что ему необходимо. В Тим. 2:7 мы читаем: "Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение [присоединение всего] во всем". Тимофею не обещаны никакие другие пути в достижении Божьих знаний, кроме изучения (умом) богодухновенных Писаний, которые полезны во всем. В Кол. 2:2 Павел кратко и ясно говорит, что уверенность в спасении вытекает из глубокого понимания Божьего Слова. Харизматы ищут уверенность в знамениях, чудесах и необычных явлениях, но Павел говорит: "Дабы утешились сердца их... для всякого богатства совершенного разумения [присоединения]". Апостол молится, чтобы Божьи люди "исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении [присоединении] духовном" (Кол. 1:9).

                        Всегда под контролем

В Новом Завете мы находим столько много наставлений о необходимости быть в здравом уме, что просто невозможно отдать им должное за неимением места. Возьмем, например. Послание к Римлянам 12:2: "...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная". Здравомыслие оценивает и ценит все духовные знания, предоставленные Богом.

В Фил. 4:7-9 говорится, что верующие защищены Богом, если только размышляют о духовном. Павел повелевает: "Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами".

В 2 Кор. 10:4-5 Павел еще раз настаивает на здравомыслии. Эти стихи безапелляционно осуждает неподконтрольный ум, т.е. то состояние, к которому стремятся харизматические верующие: "...ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу".

Здравомыслие во все времена являлось неотъемлемым качеством истинно верующих, в чем убеждаемся из слов Давида: "Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Слово "несмысленный" здесь имеет значение "не имеющий способности мысленно различать, искусно мыслить; быть не благоразумным и глупым" (Пс. 31:9).

Истинно Бог дал нам дух не боязливый, "но силы и любви и здравого ума" (2 Тим. 1:7). Греческое слово, переведенное здесь как "здравый ум" - "софронэй", имеет значение "дисциплинированный ум". Такие черты как: сила приближаться к Богу и выполнять великие дела во имя Его; способность любить; а так же здравый ум, контролирующий и направляющий все наши помыслы и действия - важны и дороги верующим. Мышление, приведшее к нынешним харизматическим методам исцеления, далеко от здравого. Прекратив использовать обдуманное и исследованное просвещенным и здравомыслящим умом Писание в качестве единственного источника учения, харизматические целители отдались во власть многочисленных влияний, порожденных чисто человеческим вымыслом и бесовскими влиянием.

                        По образу и подобию Божию

Однако самым основным доводом в пользу здравомыслия является тот факт, что человек, в отличие от любого животного, сотворен по образу и подобию Божьему. Только человеку дана возможность мыслить здраво. Наш статус здравомыслящего существа подтверждается Быт. 1:26: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над... всею землею". Разум - это дар, наделяющий нас высшей и все превосходящей способностью мыслить, анализировать и обдумывать все здраво. Несомненно, что сразу после сотворения человек был более славным выразителем Божьего образа, чем теперь. Мы, увы, утратили первоначальную невинность и непревзойденную духовную совместимость с Господом. В Едемском саду наши прародители могли слышать Божий голос и говорить с Богом так, как мы сейчас говорим друг с другом. Но хотя образ Творца потускнел в нас из-за грехопадения, человек все еще отражает своего Создателя, обладая моралью, вечной душой и способностью здраво мыслить.

Главное назначение человека - прославлять Бога и вечно наслаждаться Им, и мы как носители Его образа должны прославлять Его. Бог не требует от животного мира ни поклонения, ни прославления, ни общения. Животные не должны, да и не могут призывать Его имя, ценить Его качества и служить Ему всем сердцем и умом. Бог призывает лишь носителей Его образа делать это. Он призывает тех, кто сохраняет способность думать и здраво мыслить, тех, кто использует эту способность для искреннего выражения благодарности, любви и хвалы.

Люди, живущие без Бога, подавляют этот высший естественный дар, окунаясь в мир животных инстинктов. Пьянство подавляет или притупляет сознание, вынося на поверхность низменные желания. Опьянение - это кратковременный отказ от здравомыслия, отречение от обязанности быть носителем Божьего образа, желание освободиться (хотя бы временно) от способности здраво мыслить. Мы обязаны призывать людей, проповедующих харизматические идеи, обдумать свои действия. Харизматы, отказываясь от самообладания, предаваясь приступам эмоций и экстазов, непроизвольной речи, случайным мыслям, видениям, галлюцинациям, "сообщениям", приходящим в голову, вымышленной фантазии и т. п., невольно уподобляются пьяницам

Истинные духовные действия как раз противоположны опьянению, о чем пишет Павел: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Еф. 5:18). Исполнение Духом Святым не вызывает второй безалкогольный вид эмоционального опьянения! Разум при исполнении Духом ни на мгновение не притупляется, как раз наоборот, благословением Духа Святого нам даются несравнимо большие умственные способности для постижения невероятной любви Христовой. Наша хвала является более подобающей, если исходит от людей, целиком владеющих разумом, чтобы без насилия и с любовью воздавать должное своему Богу и Царю.

Так как здравомыслящий ум является отражением в нас Божьего образа, то он предназначен играть ведущую роль во всех делах. Господь Иисус Христос сказал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением" (Мтф. 22:37). Мы не должны абстрагировать свое "разумение", как не должны отказаться от любви. В противном случае мы будем виновны в непослушании Господу. Итак, будучи носителями Божьего образа, а не животными, не будем лишать себя способности здраво мыслить и позволять себе уходить из реального мира. Ни при каких обстоятельствах не станем делать то, что препятствует проявлению бесценной способности мыслить. Мы не имеем права глушить мысль алкоголем, трансом, добровольной потерей контроля речи (глоссолалией) или любым иным путем.

Недопустимо отключать способность здраво мыслить ради возбуждения эмоций (даже если это действие называют "поклонение"), позволять "евангельской" рок-музыке увлекать нас, без критики принимать на веру небылицы сегодняшних харизматических чудотворцев. Клиру в прошлом удалось внушить миллионам людей отказаться от здравого рассудка и принять на веру басни средневековой католической церкви, а в наши дни такая же тенденция обнаруживается в движении харизматического евангелизма.

                        Здравомыслие - это то, что ведет к послушанию

Первостепенная и очевидная значимость здравомыслия заключается в том, что оно является тем, что помогает нам слышать и понимать Господа, принимать Его волю, сокрытую в Библии. При обращении Святой Дух обновляет и просвещает наш ум, и мы оказываемся способными верой принимать Слово Божье и понимать его. Замечательны слова богослова Льюиса Беркхофа: "Применяя при изучении Божьего Слова освященный человеческий разум, человек может под руководством Святого Духа все больше и больше познавать Бога".

Только Библия является Словом Божьим; она - завершенное откровение, полностью удовлетворяющее наши духовные нужды. Бог передал через апостолов суть истинного поклонения (Ин. 14:26 и 16:13-15). Завершенная Библия дает верующим все необходимое, и нет учения или повеления, которые бы отсутствовали в Писании и которые нам следовало бы иметь (2 Тим. 3:16-17).

Библию надо усердно изучать мыслящим умом - ведь это единственный путь общения Христа с нами до Его второго пришествия. Конечно, есть и иные, менее важные каналы, через которые Бог влияет на сердца Своих людей, но Слово - единственный источник Божьего руководства и учения. Как мы уже говорили раньше, Святой Дух часто пробуждает нашу совесть и побуждает припомнить забытый грех или выполнить пренебрегаемую нами ранее обязанность. По Своей милости Он способствует ясности нашей мысли и удерживает в пределах библейского поведения в тяжелых ситуациях, но Он никогда не дает откровения в обход процесса изучения Его Слова.

Принимая собственные грезы за Божий голос, люди легкомысленно нарушают "закон здравого ума". Как они могут быть уверенны в том, что их "сообщения" не являются результатом действия их же воображения? Не являются ли галлюцинациями яркие видения? Всемогущий Бог однозначно заявил, что мы должны изучать Его доктрины только через Его Слово и наказал при изучении Слова держать ум под контролем.

Бог сотворил разум, возвысил его, обновил, "помазал" и повелел нам хранить его бодрствующим и придерживающимся учения Библии. Поэтому изобретенный умом человека новый метод исцеления, согласно которому Бог через видения или "слова знания" повелевает что-то делать, не может не вызывать нашего подозрения. Разве Бог оставил Библию не завершенной? Может показаться, что целитель добивается внушительных результатов, так что впечатлительным больным представляется, что на его собраниях они чувствуют присутствие Святого Духа; но задача здравомыслящего верующего спросить: "Что говорит Писание?" Если что-то, вызывающее вопрос, не согласуется с ясным учением Библии, значит оно не по воле Бога. Даже если человек поступает из лучших побуждений, но вопреки учению Библии, - это преступление перед Богом. Такой человек нуждается лишь в направлении на путь истинный. Но все может быть гораздо хуже - это может оказаться намеренной выдумкой вульгарного, своекорыстного и безбожного человека.

И поскольку ум помогает слышать и понимать волю Божью, открытую в Библии, его надо содержать в порядке. Отключить рассудок, - значит прерывать свою "связь" с Богом.

                        Ум - обитель веры

Ум, или здравомыслие, играет первостепенную роль в нашей христианской жизни еще и потому, что является обителью веры. Вера - это принятие умом истинности Божьих слов. Мы верим учению Христа, повествованию о Его искупительной жертве и обещаниям Бога. Приняв эти обещания умом, мы основываем свою веру на них. Наша вера зависит от способности мыслить умом, просвещенным от Бога и убежденным в истинности Его Слова. Новозаветное слово "вера" означает "убеждение" или "уверенность". И, конечно же, мы можем быть убеждены или уверены только тогда, когда наш ум сознательно мыслит и открыт для Божьего Слова. Отключая ум, мы подрываем веру.

Во что превращается интерьер обители веры, когда мы подавляем способность анализировать и принимаем на веру небиблейские россказни о ежедневных чудесах? Чем будут заполнены кладовые ума? Следует охранять доступ к уму и внимательно относиться к поступающей в него информации. Только Божья истина может быть внесена в кладовую обители веры, чтобы вера питалась именно этими запасами. Прочая информация должна поступать во "вспомогательные" кладовые с такими табличками, как "Для просмотра", "Для оценки" или, может статься, "Для памяти", - но всю эту информацию нельзя принимать как богодухновенную.

Современные харизматические целители, разрабатывая различные методы исцеления, формируют веру тех, кто строит упование не в Слове Божьем, а на баснях и россказнях "чудотворцев". На "целительном" собрании популярный исцелитель внушает, что вы непременно излечитесь. Он уверяет, что успех гарантирован. Он, а не Библия, гарантирует вам выздоровление. Более того, целитель провозглашает, что непосредственно от Бога получил "слово" о вас, содержащее информацию о вашем состоянии и способе вашего излечения. Он утверждает, что имеет особую силу в виде личного дара, способного свалить человека с ног при его прикосновении. Нагнетается истерия. Возможно, вы пришли на собрание, отбросив сомнения и опасения. Лишая себя способности здраво мыслить (изгоняя стража на входе вашего ума), вы надеетесь "открыть" себя, стать более восприимчивым и поддающимся "благословению".

И вот ваш ум насыщается небиблейской информацией, настойчиво требующей вашего доверия, - информацией искусственной, придуманной целителем, основанной на его утверждениях, его обещаниях, его силе воли, и все это усиливается его "правдоподобным" "словом знания". На что теперь обращена вера? В надежде исцелиться вы основали ее на хаотичной путанице человеческих утверждений и заявлений, а не на Божьем Слове.

Ум является обителью веры, и мы не должны расслаблять его, наша обязанность - проверять Божьим Словом все учения, пытающиеся ворваться или тихо прокрасться в наш ум. Отключать способность здраво мыслить, как тому учат харизматы опасно еще и потому, что мы тут же увязнем в собственных ошибках и окажемся в плену сатанинского коварства.

                        Нашей целью должна быть зрелость

Основная цель нашей христианской жизни - уподобиться Христу. В Послании к Ефесянам 4:13 апостол Павел так выражает ее: "Доколе все придем в... познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова". Мы стремимся совершенствовать свой характер, возрастать в благодати и любви, приобретать знания и способность к объективным анализу и суждениям. Мы обязаны продвигаться от духовного детства к духовной зрелости. Идеал же харизматов всех мастей - возврат от зрелости к детству. Ритмичная музыка и танцы, хлопанье в ладоши, увеселительная "непринужденность", развязное нелепое поведение некоторых особей, - все это, вместе с малым требованием к уму, представляет черты поведения, которые восхищают детей и смущают взрослых.

Зрелые люди испытывают неловкость не потому, что не хотят разрешить Святому Духу властвовать над их жизнью (так утверждают харизматы), а потому, что такое поведение скорее отдаляет от духовной зрелости, чем способствует продвижению к ней.

Стремясь приблизиться ко Христу, желая быть подобными Ему, зададимся вопросами. Был ли Он в Своем поведении несдержанным? Поощрял ли Он людей танцевать, прыгать и кататься по полу (как того требуют некоторые сегодняшние целители), прежде чем их исцелить? Вел ли Он Себя развязно во время молитвы Своему Отцу? Вгонял ли Он верующих в транс или поощрял их к спонтанным возгласам, воплям или гоготанью? Мы должны подражать нашему Господу. Мы путешествуем во времени к христианской зрелости. Нам велено употреблять возмужалый ум, а не вести себя, словно дети, которые не всегда поступают разумно. Мы должны контролировать свои действия, быть искренними, разумными и достойными нашего Господа.

Дети любят притворяться и играть понарошку, любят рассказы и сюрпризы. Они легковерны, открыты, доверчивы, их легко сбить с истинного пути. Наша обязанность на пути к христианской зрелости ясна из слов апостола Павла: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13:11). Сколько верующих позволяют втянуть себя в харизматическое движение, наслушавшись рассказов о людях, якобы выздоравливающих при помощи "одаренного" целителя! Они не задаются вопросом: а что говорит Писание? Младенческий ум отличается от зрелого тем, что ребенок удивляется способностям фокусника, в то время как взрослый знает, что внешность обманчива и судит на основании известных ему законов.

Встречаются пасторы, которые, втянувшись в братские собрания и конференции харизматических пасторов, несмышлено подвергают себя опытам, якобы подтверждающим, что неконтролируемое поведение способствует благословению Святого Духа. Трагедия, когда ощущения заменяют подлинную силу и благословение от Бога. Путь к небу ведет вверх, а не вниз; и христианская жизнь предполагает серьезность поведения, рассудочный контроль, строгий анализ. Павел говорит об этом такими словами: "Братья! не будьте дети умом... а по уму будьте совершеннолетни" (1 Кор. 14:20).

Не следуя обязанностям духовной зрелости и "закону здравого смысла", харизматические учителя ввергли тысячи верующих в трясину ребяческой, суеверной религии, от которой может избавить лишь истинное христианство. Используя мнимые исцеления как средство популяризации, харизмания обращает процесс созревания вспять, превращая людей в сущих детей, "...колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4:14).


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.