11.10.2009
Скачать в других форматах:

Фернан Легран

Все о говорении на иных языках

2. Послание людям?

 

Исследуя данную тему, нам следует постоянно помнить о принципе, разработанном Д. Кормье в 1 главе: дух, который противоречит Святому Писанию, не может быть Святым Духом. Используя этот принцип, пятидесятничество вскрывает серьезные ошибки харизматического движения и делает следующий вывод: «Сверхъестественные явления (в харизматической среде) являются для них доказательством правильно выбранного ими пути. Харизматы считают, что им нечего бояться. На самом же деле они пребывают в заблуждении. Эти явления, в большей или меньшей степени, являются всего лишь имитациями истинных сверхъестественных событий, которые происходили во времена Нового Завета. Вот почему мы вправе называть их подделками» («Анализ харизматического возрождения», 14 страница). Можно только позавидовать такому рвению пятидесятников в деле защиты истины. Вот только это рвение направлено всего лишь в одну сторону. Ибо если бы наши пятидесятнические друзья приложили хотя бы часть своих усилий на рассмотрение собственного учения, тогда они признали бы, что «знамения, чудеса и говорение на иных языках как доказательства правильного пути» являются основой их собственного учения, силы и чувства безопасности. Например, харизматы объясняют поразительный рост своего движения сверхъестественными явлениями. Пятидесятники, гордо утверждая, что их церкви растут намного быстрее евангельских церквей, пользуются аналогичным объяснением. Тем не менее, они говорят: «Наше учение основано на Святом Писании! Наша практика основана на библейских моделях!» В таком случае давайте посмотрим, действительно ли это так.

 

Библейские модели?

 

Что же говорит Святое Писание относительно истинного говорения на иных языках? «Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом» (1-е Кор. 14:2). Апостол Павел, величайший учитель Церкви, ведомый Святым Духом, утверждает следующее: «...говорит не людям...» Одного этого стиха достаточно для полного уничтожения основы пятидесятнического движения. Сам Святой Дух, Которому мы не имеем права противиться (ибо последствия нашего противления будут ужасны), утверждает, что «кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Верийцы ежедневно исследовали Писания, дабы удостовериться в истинности сказанного им апостолом Павлом (Деяния 17:11). Нам следует поступить точно так же, дабы проверить учение пятидесятнического движения. После более чем тридцатилетнего общения с представителями пятидесятнических церквей и принятия некоторых аспектов их учения я был вынужден признать, что в данном вопросе они не следуют учению Святого Писания.

Прежде всего, я капитулировал перед авторитетом Святого Писания. Затем я приступил к тщательному анализу учения и практики пятидесятнического движения, дабы сделать для себя соответствующие выводы. Беседуя с людьми, которые были глубоко убеждены в правильности своих взглядов, я задавал им следующий вопрос: «Когда сказанное на иных языках истолковывается на ваших собраниях, какой смысл несут эти слова?» Я задавал этот вопрос не потому, что не знал ответа. Мне хотелось услышать прямой ответ именно от представителя пятидесятнического движения, дабы он четко и ясно объяснил мне это явление. За исключением нескольких случаев, я услышал то, что и ожидал услышать. Истолкованные послания были словами ободрения, пророчества, утешения и даже призывами к благовестию. Совершенно очевидно, что эти послания были обращены к людям. Тем самым они противоречили Святому Духу, который утверждал противоположное: «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Поэтому такие истолкованные послания в пятидесятнических церквях имеют такое же библейское происхождение, что и молитвы Деве Марии. Говоря кратко, дар, который противоречит Святому Писанию, не может исходить от Святого Духа. Такой дар (которым обладают, по мнению пятидесятников, харизматы) исходит от чуждого духа. Услышав ответы на свой вопрос, я начинал показывать этим людям, что говорит Святое Писание. Некоторые из них поражались кристально ясным словам апостола Павла. Ведь многие никогда не видели этот отрывок или не обращали на него внимание. Наиболее восприимчивые сразу же осознавали, что потерпели сокрушительное доктринальное поражение. Для них это было настоящее Ватерлоо!

 

Лишены возможности видеть

 

В других случаях я замечал, что многие совершенно не понимают значения этого ясного отрывка Святого Писания – «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Возникает такое чувство, будто у этих людей повязка на глазах. С одной стороны, они соглашаются. С другой – не понимают, о чем вообще идет речь. Они не пытаются игнорировать этот отрывок. Просто эти люди его не понимают. Читая этот текст, они приходят к совершенно противоположному выводу, говоря: «Как же еще Бог может обращаться К НАМ!»

 

Один из моих друзей, ревностный пастор, пригласил меня поприсутствовать на благовестническом собрании в его церкви. Он рассказал мне об одной сестре, которая в личной беседе говорила с ним на ином языке. Этот пастор сказал: «В ее словах я услышал послание, обращенное лично ко мне». Услышав это, я понял, что у меня есть прекрасная  возможность задать ему следующий вопрос: «Не кажется ли тебе, что слова на ином языке, которые эта женщина произносила лично для тебя, противоречат библейскому утверждению «кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Разве ты Бог?» Мой вопрос поразил этого пятидесятнического пастора. Он не знал, что сказать. Только сейчас он услышал библейский текст, на который ранее не обращал никакого внимания. Он выглядел таким несчастным, что мне стало жаль его. Я не сказал ему, что такие действия попахивают ересью. Я не спросил его, что же это было на самом деле – обман или мистификация? Я всего лишь предоставил ему возможность самому осознать всю глубину этого духовного заблуждения.

 

Моя недавняя беседа, посвященная рассмотрению данного вопроса, является прекрасной иллюстрацией слепоты некоторых представителей пятидесятнического движения. Я осознал, что простое цитирование этого текста не очень помогает мне переубедить моего собеседника. Человек, с которым я общался, слушал только самого себя и был глух к словам Святого Писания. Тогда я открыл Библию и попросил его прочитать громко этот текст – «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Никакой реакции. Мы перечитывали этот отрывок более пяти раз, и каждый раз – полнейшее непонимание. Как вдруг его осенило! Наконец-то он понял значение слов апостола Павла! Но тут же у этого человека возникла иная проблема. Он начал осознавать, что сила истины этого отрывка сокрушила его убеждения, подобно айсбергу, который столкнулся с Титаником, и отправила его ко дну. Бедный малый! Он пережил лобовое столкновение с могучим библейским учением, разрушившим до основания его доктринальные убеждения. Дабы с честью выбраться из сложившейся ситуации, ему не осталось ничего лучшего, чем обратиться к зыбучим пескам собственного опыта.

 

В своей первой книге, посвященной теме говорения на иных языках, я описал спор, который произошел между служителем Братской Ассамблеи и пятидесятническим пастором. Последний, осознавая правоту своего собеседника, закрыл свою Библию, отложил ее в сторону и сказал: «С точки зрения Библии ты прав, но я не могу отвергнуть свой опыт!» Поведение и слова этого пастора показали его истинное отношение к рассматриваемому нами вопросу. С одной стороны – Библия, с другой – опыт. Совершенно очевидно, что спустя тридцать лет так ничего и не изменилось. Моя последняя беседа, о которой я упомянул ранее, завершилась точно так же, как и первая. После того, как я еще раз показал этому человеку, что практика говорения на иных языках, существующая в его церкви, основана на человеческом опыте, направлена на людей и противоречит Святому Писанию, мне пришлось задать ему следующий вопрос: «Что ты выберешь – Слово Божье или свой опыт?» Он ответил без колебаний, повторив дважды: «Конечно же, свой опыт!» Это поразительное упрямство объясняется ужасной исповедью пятидесятнического служителя, который сказал мне следующее: «Когда в наших общинах начали исследовать этот отрывок Святого Писания, мы были поражены. Этот текст был бомбой замедленного действия. Мы не могли допустить, чтобы она взорвалась в наших церквях. Ведь в таком случае нам пришлось бы признать, что ВСЯ НАША ПРЕДЫДУЩАЯ ПРАКТИКА БЫЛА ЛОЖНОЙ!»

 

Конечно, эта практика ложна, но пятидесятники делают вид, что никто ничего не знает. Каким же образом они это делают? Есть четыре основных способа:

 

1.                  Уделяется чрезмерное внимание личным субъективным переживаниям и опыту. Например:

 

- Пророчество относительно меня, которое произносилось на иных языках, исполнилось.

 

- Поучение на иных языках совпадает с положением дел в поместной церкви.

 

- При отсутствии переводчика проповедник начинает проповедовать на местном языке, который он никогда не изучал (рассказы о таких случаях весьма популярны, но ничем не подтверждены).

 

- Решение проблемы, провозглашенное на иных языках, оказалось правильным. Говорящий на иных языках указал на важную нужду и предоставил верный способ ее разрешения.

 

Существует огромное множество подобных историй. Рассказывая с полнейшей уверенностью такие истории, пятидесятники создают условия, при которых слушатели (особенно новообращенные) будут воспринимать в штыки здравое учение Святого Писания. Мы более детально рассмотрим вопрос субъективных переживаний и опыта в 12-й главе.

 

2.                  Второй метод заключается в обработке и отшлифовке определенного текста Святого Писания. Как говорил пастор, о котором я рассказывал ранее, нам следует отбросить идеи, которые слишком смущают нас. Именно так поступают иудаистские раввины с 53-й главой книги пророка Исаии во время годичного синагогального круга чтений Закона и Пророков. Прочитав 52-ю главу, они сразу же приступают к чтению 54-й главы! Могу засвидетельствовать, что за все свои тридцать лет общения, дискуссий, дружеских бесед и сотрудничества с пятидесятниками я ни разу не слышал этот важный отрывок Святого Писания. Рассмотрение данного отрывка тщательно избегалось. В своей книге «Двадцать одна причина, почему мы должны говорить на иных языках» Гордон Линдси указывает в 11-й причине, что мы говорим эти слова Богу, забывая рассмотреть вторую часть текста – «... не говорит людям...». Его «молчание» создает такое впечатление, будто первая часть отрывка эквивалентна второй части.

 

3.                  Третий способ – не придавать особого значения данному вопросу. В таком случае мы превращаем Святой Дух в флюгер, который вращается под воздействием дуновения наших переживаний. «Конечно, Библия говорит так, но кто может постичь Божьи намерения? Разве Он не всемогущий Бог? Разве Он не может использовать дары по Своему собственному усмотрению?» Совершенно ясно, куда могут завести подобные заявления – ко всем ересям этого мира! Такие утверждения – отличное место для работы лукавого обольстителя. Помните, что он сказал в книге Бытия: «Подлинно ли сказал Бог?» Все беды и несчастья нашего мира начались именно с этого вопроса. Я слишком осторожно отношусь к широкому взгляду на Божий суверенитет, при котором уничтожается суверенитет Его Слова. Потому что если непостижимые богатства Божьей любви и мудрости могут произвести иные языки, обращенные к людям, тогда, вне сомнений, они смогут даровать нам и Деву Марию как Царицу Небесную и «Соискупительницу». В таком случае станет возможным заработать своими добрыми делами место на небесах и усиленно молиться святым. Почему бы и нет?

 

4.                  Четвертый способ – найти ответ любой ценой. Как говорится, цель оправдывает средства. При таком подходе человек пытается найти слово или отрывок Святого Писания, дабы спровоцировать Святого Духа на конфликт с Самим Собой. Тогда он будет чувствовать себя намного уверенней. Но в таком случае, выходит, мы можем истолковывать Святое Писание, как пожелаем. Кстати, все ереси основаны на отдельных текстах Библии. Рискуя обратить на себя Божий гнев и негодование, извращая Святое Писание (2-е Петра 3:16), некоторые цитируют текст из 1-го Послания к коринфянам, 14:21, пытаясь доказать то, что противоречит общему учению Библии. «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1-е Кор. 14:21). На основании этого текста они утверждают следующее: если Бог обращался на иных языках к народу сему, значит Он использует эти языки, дабы обращаться ко всем людям. Но если они правы, тогда эти тексты полностью противоречат друг другу.

 

Давайте проясним ситуацию. Совершенно очевидно, что все знамения обращены к людям. Исходя от Бога, они не могут быть знамением для самого Бога. Ведь знамения, согласно Посланию к евреям, 1:1, являются «разнообразными способами», которые Бог использовал для общения с нами. Пример – первосвященническая молитва Иисуса (Евангелие от Иоанна, 17 глава). С одной стороны, в Своей молитве Иисус, прежде всего, обращается к Отцу. Но с другой стороны, не упоминая лично нас, все же обращается и к нам. Таким образом, Его молитва Отцу Небесному говорит нам о прошениях Иисуса, Его чувствах, характере, предстоятельстве за нас и, прежде всего, о Нем как о Великом Первосвященнике. Точно так же обстоит дело с иными языками. Услышав эти иные языки, Израиль должен был осознать, что теперь у язычников есть такой же доступ к Богу, как и у них самих. Именно об этом и говорит этот знак. Апостол Петр великолепно объяснил это в своей знаменательной проповеди в день Пятидесятницы. На вопрос иудеев «Что означает это говорение на иных языках?», Петр отвечает цитатой из книги пророка Иоиля: «Изолью Дух Мой на всякую плоть», то есть на все колена, племена и народы. 

 

Доказательства Святого Писания

 

Следует напомнить, что, вопреки мнению некоторых людей, великое множество народа, собравшегося в день Пятидесятницы в Иерусалиме, состояло не из чужеземцев (язычников или гоев), но иудеев, прибывших из пятнадцати иностранных государств. Откройте, пожалуйста, ваши Библии.

 

Посмотрите, что написано во 2-й главе, 5-м стихе Деяний: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». Кто находился в Иерусалиме? Язычники? Никак нет! Иудеи!

 

Обратите внимание на 14 стих: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». К кому обращается Петр? К язычникам? Никак нет! К мужам ИУДЕЙСКИМ!

 

В 22 стихе Петр использует термин «братия», развеивая тем самым наши сомнения относительно национальности собравшихся в Иерусалиме.

 

И, наконец, 37-й стих гласит: «Услышав это, ОНИ умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи БРАТИЯ?»

 

В этой главе упоминается пять раз национальность собравшихся. Это означает, что только богобоязненные иудеи, жившие в дальних странах и пожелавшие потратить свои сбережения на поездку в Иерусалим для участия в ежегодном празднике Пятидесятницы, могли быть этим великим собранием народа. Этот праздник мог заинтересовать только иудеев и прозелитов. Ведь мы не увидим огромную толпу, состоящую из французов, желающих отправиться в Великобританию 5 ноября для участия в национальном празднике англичан. 14 июля мы не увидим великое множество англичан, которые приехали бы в Париж, чтобы поучаствовать в нашем празднике. Не могу представить, чтобы сонмище европейцев отправилось в США для празднования Дня Независимости. День Пятидесятницы был исключительно иудейским праздником. Таким образом, великим множеством людей были иудеи, говорившие на арамейском языке. Поэтому они прекрасно понимали, о чем проповедует Петр. Ему в принципе и не требовалось проповедовать на пятнадцати иностранных языках.

 

Теперь нам следует рассмотреть отрывки Святого Писания, которые говорят об иных языках. В нашем рассмотрении мы будем пользоваться работами лучших пятидесятнических авторов, дабы показать, что Бог не обращается к людям посредством иных языков (несмотря на то что этот знак был предназначен именно для них). Дональд Ги пишет: «Информация, которой мы обладаем, относительно знамений, явленных верующим во время их крещения во Святом Духе, жестко ограничена случаями, описанными в книге Деяний святых апостолов» («Глоссолалия», 101 страница). Это значит, что Дональд Ги желает основываться только на данных, содержащихся в Святом Писании, а не на субъективном опыте отдельных людей.

 

а) Во 2-й главе Деяний говорится, что люди слышали, как апостолы «провозглашают о великих делах Божьих» на разных иностранных языках. На основании этого отрывка многие считают, что спасение трех тысяч человек произошло благодаря проповеди Евангелия на иных языках. Но даже поверхностное рассмотрение данной главы показывает, что говорение на иных языках всего лишь побуждало людей задавать вопросы. Только благодаря проповеди апостола Петра, а не иным языкам, три тысячи человек спаслись. Вне сомнений, Дональд Ги был выдающимся пятидесятническим мыслителем. Он пытался упорядочить разношерстные идеи этого движения, дабы составить из них удобовразумительную доктрину. Умеренные пятидесятники высоко ценили его труд. В своей книге «Духовные дары» Дональд Ги говорит об иных языках дня Пятидесятницы следующее: «В день Пятидесятницы они все заговорили на иных языках прежде, чем собралась толпа народа. Люди желали узнать, что же это за шум. Они увидели учеников, которые говорили о великих делах Божиих на их собственных наречиях. Совершенно очевидно, что эти люди услышали слова апостолов, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ АДРЕСОВАНЫ ЛИЧНО ИМ (подчеркнуто нами). Когда настало время для проповеди, именно Петр обратился лично к собранию народа, в то время как другие ученики молчали. Он проповедовал в тот момент на простом и понятном для всех арамейском языке... Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать следующее. Популярная на протяжении многих десятилетий точка зрения, будто иные языки предназначены для провозглашения Евангелия, на самом деле ошибочна. Она не имеет под собой библейских оснований».

 

Деннис Беннет знаменит и широко известен в пятидесятнических кругах. Вот что он говорит относительно данного вопроса: «Поразительно, как много христиан, даже хорошо знающих Писание, считают, будто иные языки дня Пятидесятницы были предназначены Богом для провозглашения Евангелия огромному собранию людей только потому, что они пришли в Иерусалим из разных стран. Но ведь в тексте ясно показано, что в Иерусалиме находились именно иудеи из разных иностранных государств, которые прибыли в этот город для участия в празднике Пятидесятницы. Поэтому в тот момент не было необходимости в иностранных языках. Услышанное ими не было провозглашением Евангелия. Они увидели, как первые христиане ПРЕВОЗНОСИЛИ И ПРОСЛАВЛЯЛИ Бога за Его чудесные деяния» (Деян. 2:11).

 

Нам остается лишь согласиться с этими выдающимися пятидесятническими авторами и признать, что апостолы, говорившие на иных языках, обращались не к людям, но к Богу.

 

б) Второй случай связан с историей обращения сотника Корнилия и его домашних (10-я глава Деяний). Природа этой глоссолалии такая же, как и в первом случае. Петр, рассказывая апостолам о случившемся, говорил: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас в начале... Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян.11:15–17). В данном случае говорение на иных языках, как и в первом случае, обращено не к людям, но к Богу.

 

в) Третье упоминание об иных языках, записанное в 6 стихе 19 главы Деяний (обращение двенадцати учеников Иоанна Крестителя), ничего существенного добавить к общей картине не может.

 

г) Четвертый случай представлен в основном тексте нашего исследования – 14-й главе 1-го Послания к коринфянам. Как Павел относился к данному явлению? Он считал, что иные языки  предназначены для молитвы, прославления и благодарения Бога (15 и 16 стихи). Его учение об иных языках ограничено областью молитвы и прославления. Совершенно очевидно, что молитвы и прославление могут быть обращены только к Богу. Посему в данном тексте мы не найдем доказательств того, что говорение на иных языках обращено к людям.

 

д) Пятое доказательство находится в ключевом стихе данной главы. Оно само говорит за себя: «Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу» (1-е Кор. 14:2). Можно отметить, что в столь важном моменте пятидесятническое учение и практика противоречат учению Святого Писания. Посему их глоссолалия ничем не отличается от своей харизматической сестры. Мы уже читали, что «...так называемый опыт «крещения Святым Духом», который противоречит свидетельству Святого Писания, не исходит от истинного Святого Духа». Если убрать замковый камень свода, тогда все сооружение рухнет. Таким же образом ключевая ошибка в области иных языков разрушает всю богословскую систему пятидесятничества (1). «То беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема« (Ис. 30:13, 14).

 

Нам следует вспомнить упомянутое ранее высказывание пятидесятнического служителя: «Когда в наших общинах начали исследовать этот отрывок Святого Писания, мы были поражены. Этот текст был бомбой замедленного действия. Мы не могли допустить, чтобы она взорвалась в наших церквях. Ведь в таком случае нам пришлось бы признать, что ВСЯ НАША ПРЕДЫДУЩАЯ ПРАКТИКА БЫЛА ЛОЖНОЙ!»

 

Наши пятидесятнические друзья считают, что дар, который они передали другим, попахивает ересью. Но в таком случае у нас есть неопровержимые доказательства того, что их собственная глоссолалия не стоит на библейских основаниях. Ведь именно эту глоссолалию они передали католическим харизматам посредством возложения рук.

 

Замазывание дыр

 

Прежде чем мы приступим к рассмотрению следующего заблуждения, нам следует сказать несколько слов о некоторых пятидесятнических церквях, которые резко изменили свои взгляды в области глоссолалии. В таких церквях продолжают практиковать говорение на иных языках, но оно ограничено прославлением и молитвой. Как нам относиться к подобной практике? Означает ли это, что данные церкви восстановили истинное учение об иных языках? На первом этапе данного исследования мы не сможем дать исчерпывающий ответ, не показавшись предвзятыми. Но в последующих главах мы покажем другие аспекты данного явления, которые они открыто игнорируют, что даст нам право высказать свое четкое мнение по этому вопросу. Тем не менее мы все же вынуждены отметить, что эти церкви изменили форму, но не содержание. Изменилось не само явление, но истолкование этого явления. Ведь практика говорения на иных языках как была в этих церквях, так и осталась. Те же люди, та же странная тарабарщина, интонация, возгласы и т. д. Но, прежде всего, следует отметить совершенно неприемлемую для нас разницу между протяженностью посланий на иных языках и их истолкованиями. Это явление похоже на производственную линию по сборке автомобилей, на которой без устранения неисправностей в машинах решили всего лишь изменить цвет их покраски. Несмотря на свой обновленный внешний вид, «современное» поколение иных языков так же далеко отстоит от Святого Писания, как и предыдущее. Ведь дух один и тот же. В шестой главе этой книги мы увидим, какое эти иные языки имеют под собой основание – апостольское учение или ограниченный субъективный человеческий опыт.

 

В 1990 году меня пригласили проповедовать на благовестнических собраниях в одной из пятидесятнических церквей. За несколько лет до этого события данная церковь вышла из состава деноминации «Ассамблея Бога». Члены этой церкви считали, что «Ассамблея Бога» прониклась духом этого мира и впадает в крайности в области духовных даров. Они осознали, что согласно 1-му Посланию к коринфянам, 14:2, дар истолкования иных языков, слова которых обращены к людям, не исходит от Святого Духа. Вот почему они отказались от такого рода истолкований, подвергнув их осуждению и заменив словами молитвы и прославления. Они стали более дружественно относиться к деноминациям, которые не были харизматическими или пятидесятническими. Теперь их собрания были менее шумными, чем прежде. Но в то воскресное утро, когда я присутствовал на благовестническом собрании этой церкви, одна женщина неожиданно начала говорить на иных языках. Вначале тихо и медленно, а затем громко и быстро, она взахлеб повторяла неудобовразумительную фразу «Динга, динга, ду, динга, динга, ду» (наверное, она произнесла эти слова более 30 раз!). Затем я с удивлением услышал истолкование ее фразы. Оказывается, это было наставление о Господней Вечере! После служения мы с женой разразились хохотом (хотя нам, скорее, следовало плакать) и одновременно произнесли фразу: «Les cloches de Corneville” (2). Затем к нам подошел смущенный пастор (он был смущен не странным говорением на иных языках этой женщины, но дополнительным «чудом» истолкования ее слов, которые были обращены не к Богу, а к людям) и сказал нам: «Прошу прощения за этого брата-«истолкователя». Он недавно оставил «Ассамблею Бога» и еще не научился контролировать себя». А может, брата и сестру контролирует так называемый «дух»? К еще большему смущению этого пастора я задал ему следующий вопрос: «Где во всем этом Святой Дух?» Тем вечером мы расстались с ним по-дружески, но этот пастор больше никогда не приглашал меня в свою церковь.

 

(1)              В данном контексте мы используем выражение «богословская система пятидесятничества» только относительно учения об иных языках. Мы не намеревались подвергать сомнению фундаменталистские взгляды этого движения. Ведь мы с ними согласны. Мы считаем, что в целом пятидесятники верно провозглашают Евангелие. Мы не подвергаем сомнению их искренность и рвение служить Богу. Мы считаем пятидесятников Божьими детьми.

 

(2)              «Колокола Корневиля» – знаменитая французская оперетта, в которой хор часто поет слова «Динь, динь, дон. Динь, динь, дон».

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Пастор Владимир
22.12.2009 | 22:15
Приветствую всех с Рождением Иисуса и Новым годом!
Из-за ожесточения сердец во многих охладеет любовь. Люди будут сожженные в совести, будут говорить превратное.
Как не легко было Иисусу Хр. слышать когда фарисеи говорили Ему, что в нём бес, а сами были исполнителями воли князя бесовского.
Неудивительно, но тяжело понимать сказанное Христом: «евший со мною, поднял на меня пяту». Это я так для сравнения.
Читая эту статью, сразу чувствуется как знание надмевает над любовью и невольно вспоминается воинствующий дух атеизма, «разделяй и властвуй» от которого, не одна душа пострадала.
Читая этого ярого и крайнего духа противления в этой части изъяснения Слова Божьего и про себя удивляюсь, до какой степени наглости может дойти человек, считающий себя верующим, но не бодрствующий над своим превозносящимся разумом, и языком, иногда, может быть, исполненного смертоносного яда. Ведь это не христианский диалог, наставление, дискуссия или полемика, это даже не назовёшь исследованием данного вопроса. Стиль написания полон надменных выражений и предвзятых высказываний и крайне критически настроен не только против некоторой части тела Христа и некоторых возникших в церкви, к сожалению заблуждений, а против учения самого Христа и апостолов. В этой статье, автор собрал много негативной и примитивной информации, не определяющей и не изъясняющей истинную природу дара языков (знамения Святого Духа) потому, что он всегда в своей роли и своём репертуаре, заведомо предубеждённый. Хотя и есть некоторые положительные аспекты и взгляды на этот предмет, но видна хитроумность и манипуляция в подтасовывании данными цитатами для одной и той же цели, унизить и критиковать. Как иначе понимать читателю придерживающегося другого взгляда, что это, не что иное, как надутое пустословие автора, который говорит: «Одного этого стиха достаточно для полного уничтожения основы пятидесятнического движения», вырвав цитату («…говорит не людям, а Богу…») из текста или целого отдела посвящённого в послании ап. Павлом церкви в Коринфе о «неведении в дарах духовных». На фоне всего материала изложенного в Новом Завете, где, говорится об этом феномене, даре языков, противоречащее писание автора выглядит не корректно по отношении к Священному Писанию. И, дело или проблема вся, заключается в том, о каких языках, о каком даре языков или о каком знамении языков Святого Духа говорим мы и правильно ли то, что мы говорим и так ли об этом говорит Библия.
Для правильного понимания апостольского века, необходимо как следует, понимать то, что рассказывается о первом событии дня пятидесятницы « И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал провещавать », - говорится в кн. Деяний Апостолов Деян. II. 4.
На первый взгляд, дальнейший рассказ, независимо от аналогии в других местах Писания, приводит нас к мысли, что за излиянием Духа Святого в пятидесятницу последовали бурные изречения, и собрание галилеян заговорило на множестве языков, никогда прежде не изученных; а это привело к заключению, что в течение времени и во всей своей жизни апостолы владели способностью говорить на языках (иностранных) которых не изучали. Такой взгляд не имеет исторического подтверждения, как и тот, что это событие, имеет какое то, отношение к вавилонскому столпотворению. Подобные взгляды появились не ранее, как у отцов и церковных писателей четвёртого и пятого века.
И если изучить другие места, где намекается, на такие же явления или где идет о них речь, то это изучение покажет нам, что такой взгляд на дело, по крайней мере, сомнителен. В Марк.16. 17 (оставляем в стороне всякие возражения относительно подлинности этого места) слово «новыми» опущено в разных унциальных переводах, а где удержано, оно противоречит обыкновенному пониманию, потому что указывает на странные выражения, а не на иностранные языки. Независимо от этих сомнений, неограниченная универсальность заставляет нас предполагать, что Господь здесь, как и в других случаях выразился духовно и метафорически.
В других местах Деяний, X. 46; XIX. 6; (ср. II. 15), где говорится об этом даре Святого Духа, не сказано никакого намёка на употребление иностранных языков. Фактически такой взгляд на предмет остаётся неизменным в народных представлениях преимущественно вследствие интерполяции слова «неизвестный» в 1 Кор.14. 1 Кор.14. 4 13, 14, 27.
Глоссолалия, или « языкоговорение », поставляется в связи с «пророчеством», т. е. с возвышенною проповедью и прославлением Бога. Единственное место, при помощи которого мы можем надеяться на уразумение этого явления, есть отдел в первом послании к Коринфянам. 1 Кор.12- 14гл.
Всякий, изучающий этот отдел, непременно вынужден принять заключение, что, по крайней мере, в Коринфе, дар языков не имел ни малейшей связи с говорением на иностранных языках. О таком знании, нет и тени упоминания в Священном Писании. Что рассматриваемое место в Деяниях не представляет исключения, это, кажется, явствует из факта, что апостол Пётр, отражая грубую клевету, будто явление было следствием опьянения, не делает даже мимоходом ссылки на доказательство столь беспримерное; и что взятое из пророка Иоиля место, исполнением которого было, по взгляду апостола, излияние Святого Духа в пятидесятницу, не содержит и отдалённого намёка на иностранные языки. Отсюда вымысел, что умение говорить иностранными языками было непосредственным результатом пятидесятницы, неизвестен первым двум столетиям и появился только тогда, когда истинное предание затемнилось. Мнение, что дар знания неизученных языков предназначался для помощи апостолам в их будущей проповеди, такого рода, что содержит массу недоразумений. Во-первых, такой дар был совершенно несовместим с законом, установленным с Божественным Промыслом,- что человеку никогда не сообщается чудесно того, чего он может достичь своими собственными усилиями и без помощи других. Во-вторых, имея в виду всеобщую распространённость в то время греческого и латинского языка, можно сказать, что это был такой случай, когда такой дар был абсолютно не нужен. Например, люди, собравшиеся из пятнадцати стран, слышавшие как апостолы говорили «нашими языками» о великих делах Божиих, все, однако, поняли речь апостола Петра на греческом языке. Совсем иным была истинная глоссолалия, которая, находясь под контролем, волновала до глубины сердца неверующих 1Кор.14. 22. В-третьих, хотя все другие чудеса Нового Завета находят свои аналогии и своё продолжение, по крайней мере, временно, после смерти апостолов, нет ни одного намёка, и даже ранней легенды, где предполагалось бы существование способности говорить на ино- странных языках. В-четвёртых, хотя Павел «говорил языками» 1Кор.14. 18. более, чем лица, обращенные им в христианство, но из рассказа о случившемся в Ликаонии видно, что в весьма важный момент он не понимал ликаонского языка. В-пятых, древнее христианское предание, ясно утверждает, что апостолы не обладали сверхъестественным знанием иностранных языков; Папий говорил, что Марк сопровождал апостола Павла как « толкователь », а Иероним,- что Тит был полезен апостолу Павлу вследствие своего знания греческого языка (Папий у Евсевия Ц.И.III, 30; ср. Иринея III.1). Поэтому вынуждены отыскивать какую-либо иную сторону вдохновенных изречений, сопровождавших небесные знамения пятидесятницы. Ошибочное толкование рассматриваемого места из кн. Деяний возникло вследствие слишком буквального нами понимания драматического воспроизведения Лукой разговора толпы, ошибочно понявшей действительную природу дара языков, которого она была свидетелем.
В древние времена, особенно до Оригена, повидимому, существовало мнение, что говорили только на одном языке, и что чудо заключалось в том, что каждый слушатель воображал, будто слышит говор на своём собственном языке. (Григор. Ниск., De Spirit., Sanct. En. Мартенсен, Christl. Dogm.381; Overbeck, Apg. стр. 36 и многие другие. Часто повторяемое возражение Григория Назианзина (Orat. XLIV), что это значит переносить чудо на слушателей, не имеет никакого значения. Действие на слушателей было объязано исключительно своим происхождением силы нового духовного « языка »). Объяснение замечательно, потому что показывает, что толкование этого места колебалось уже в древности. Современное мнение, развитое особенно Шнеккенбургером (согласно Киприану и Эразму), заключается в том, что «язык» был по своей силе и значению понятен одинаково всем кто слушал его. Что такая вещь возможна, можно охотно допустить, и она получает некоторое вероятие от многих аналогий в истории церкви. Рассказы о Бернаре, Антонии Падуанском, Венсане Ферраре, Луи Бертране, Франциске Ксавье и других, наделённых, как говорили, сверхъестественной силой утишать страсти, воспламенять энтузиазм или возбуждать к покаянию огромную толпу, к которой обращались на языке, непонятном большинству слушателей, нельзя считать вымышленными; да и всякий, кому приходилось слышать речь какого-нибудь великого оратора, хотя и с расстояния, где неслышно было его голоса, знает, что и в таком случае речь оказывает действие. Но ни одна из этих теорий, взятая отдельно, не может надлежащим образом объяснить выражений, употребленных апостолами Петром и Павлом. Почти все глоссолалические теории слишком частные. (Греч. «глосса», иногда означает, «необычное выражение»). Истинный взгляд можно получить через комбинирование их. Мнение, что речь была на известных языках или только частью известных, или только раньше известных говорившему; что языкоговорение было таинственным, поэтическим, возвышенным, необыкновенным говорением и изречениями; что это был дифирамб, заключавшийся в странном и ритмическом излиянии хвалы; что в данном случае было страстное употребление порывистых слов и изречений еврейского Писания; что это было бурное, непонятное, нечленораздельное следование звуков, или не производившего никакого впечатления на обыкновенного слушателя, или доступных для толкования только таким лицам, специальным даром которых было понимание восхищенного и экстатического состояния, - ни одно из таких мнений не правильно само по себе, но все могут заключать некоторые элементы истины в совокупности. Таков смысл выражения апостола Павла « роды языков ». Если допустить то, что и следует допустить, что глоссолалия в Коринфе и где бы то ни было, была тождественна с глоссолалией в пятидесятницу, то должны будем толковать рассказ св. Луки на основании полного и серьёзного рассуждения о данном предмете, написанного, нужно запомнить, в гораздо раннейший период, в непосредственной близости к событиям пятидесятницы и на основании опытного знания глоссолалий, апостолом Павлом. Что глоссолалия в Коринфе не была говорением на иностранных языках, слишком ясно, чтобы для этого нужно было представлять доказательства. Апостол Павел, говоря о ней, сравнивает её с вещами, издающими звук 1 Кор.13. 1, кимвалом звучащим, с неясными звуками трубы, безтонными звуками свирели и гуслей 1 Кор.14. 7. Мы узнаём, что, если глоссолалия не сопровождалась толкованием, она не служила для назидания кого-либо, кроме говорящего 1 Кор. XIV. 2, 4. Ср. 11; что даже говорящий не всегда понимал её 1 Кор.14. 19; что она была спорадическою (отрывочною, непостоянною) в своих проявлениях 1 Кор.14. 27; что она была возбужденным, нечленораздельным, поразительным говорением 1 Кор.14. 2, служила знамением больше для неверующих, чем для назидания верующих, но и на неверующих могла, если не подчинялась должным правилам, производить впечатление беснования 1Кор.14. 23. Наконец, хотя она подлежала контролю со стороны всех, испытавших на себе ёё возвышающее и истинное влияние, она часто приводила к ложным и беспорядочным порывам 1 Кор.14. 9, 11, 17, 20 - 23, 26 – 28, 33, 40. Всякий, кто добросовестно взвесит все эти показания, едва ли будет сомневаться, что когда новая сила снизошла на собравшихся учеников, они не говорили так, как говорят обыкновенные люди. Голос их был страшен по своей высоте, тону, по удивительной, пронизывающей, почти потрясающей силе: слова, которые ученики говорили, были возвышенны, напряженны, страстны, полны таинственного значения; язык, который они употребляли, не был обыкновенным и знакомым языком, но еврейским, греческим или латинским, или арамейским, или персидским, или арабским, смотря по тому, куда направлял говорящего некоторый подавляющий и бессознательный импульс момента; душа говорящих наполнялась восхищением, удивлением, благодарением, молитвою, делалась способною к поэтическому псалмопению, произнесению гимнов и дифирамбов; они говорили не друг к другу, но их изречения уподоблялись вдохновенному, одиночному говорению души с Богом. И среди этих странных звуков и многих голосов, которые все одновременно сливались в экстатической молитве, были и такие, которых никто не мог правильно истолковать, кроме лиц, издававших их, чувствовавшими себя во время говорения вышедшими из себя. Об одновременном говорении нескольких людей под влиянием подобных же впечатлений несколько раз упоминается в Деяниях апостольских. Оно, было, может быть, аналогично с « глоссолалией », хотя и не тождественно с нею, - аналогично говорению под влиянием религиозного чувства, проникнутого восхищённостью и убеждённостью. Они раздавались в воздухе подобно варварским языкам, не имели никакого определённого значения, кроме факта, что были выражением одного и того же экстаза, отзвуками, в разных сознаниях одним и тем же наитием. Таков, как мы узнаём из заметок ев. Луки, Петра и Павла, был «дар зыков». Если смотреть на него так, то его строгое соответствие с известными психологическими законами даёт новое доказательство истинности рассказа и показывает, что никакое иное знамение излияния Святого Духа не могло быть более естественным, более очевидным или более сильным. Иерусалим в то время был наполнен смешанными толпами людей иудеев и прозелитов. Страшный звук (здесь очевидный намек на батколь) неизбежно привлёк к себе общее удивление и внимание, сначала одного, потом более и наконец, множество жителей и приходящих. В век, когда существовало сильное ожидание некоторого божественного события; в день, бывший великой годовщиной пятидесятницы и Синайского законодательства; в час, когда народ уже начал тесниться на улицах, идя к богослужению в храм, - всё клонилось к увеличению многолюдства и напряжённости чувств толпы. К ступеням, которые вели снаружи в « горницу », прибывшие, вероятно, начали сперва подходить по двое и по трое, и затем тесниться и в большем числе, пока их настойчивость, навязчивость, крики, страх, удивление, восхищение, оскорбления не прекратили восторженных звуков. Церковь в первый раз встретилась тут лицом к лицу с миром, - миром, громко выражавшим свои затруднения, и это сопровождалось речами ненависти и презрения. Внимание лучшей части народа привлекал к себе факт, что эти « галилеяне » говорят на чуждых языках о великих делах Божиих. Но большая часть присутствовавших, исполнилась презрением к тому, что казалось диким фанатизмом. Это люди, насмешливо говорили они, слишком злоупотребляли торжествами праздника пятидесятницы « они напились сладкого вина. Преобладание такого рода насмешливых замечаний вынудило апостолов дать тотчас же объяснение Деян. 2. 15. Оскорбительное замечание, сделанное в это время, было несколько извинительно, потому что духовные чувствования могут обнаруживаться в следствиях, похожих на опьянения (Еф. 5.18; 1 Цар. 10. 11;18. 10 – евр. « неистовствовал »). « Духи пророческие », - говорит апостол Павел, выражаясь с мужественной практическою мудростью, соединявшеюся в нём с редким пламенным энтузиазмом, - « послушны пророкам » 1 Кор.14. 32. Апостолы не только были сразу же в состоянии утешить всю экзальтацию, но и водворить даже в настоящий напряженный момент полное молчание среди сильно взволнованных своих братьев. Они видели ясно, что если бы во время их молитв что либо было представлено, хотя бы и с целью оскорбления, в виде оргии беспорядочных и неистовых людей, то это было бы гибельно для них как свидетелей божественного откровения. Нужно было показать с самого же начала, что ученик Христа не представлял никакого подобия фанатических факирам. Удаляя из горницы всех прибывших и занимая место на вершине ступени, где можно было говорить от имени братьев волнующемуся народу, наполнявшему улицу, апостолы выступили вперёд, и Петр начал говорить. Став и возвысив голос с целью возбудить внимание к своей речи Деян. 2. 14, он, сначала попросил внимания к своим словам и сказал слушателям, что их грубое подозрение опровергается сразу же фактом, что тогда было только девять часов утра. Затем Пётр приступил объяснению, как в этом событии исполнилось пророчество Иоиля о том, что среди других знамений и чудес последних дней произойдёт особенное излияние Духа Божия, такое, которого народ был только что свидетелем. Целью остальной речи Петра было показать, что Дух Божий излился через Иисуса Христа из Назарета Деян. 2. 22. Его иудеи пригвоздили ко кресту, но Его воскресение и освобождение от смертных страданий было предречено в псалмах Его славного предшественника – царя Давида.
Сила этой речи подействовала на слушателей; смелость и безбоязненность вдохновенного оратора, который около двух месяцев раньше вследствие одного только вопроса любопытной привратницы был доведен страхом к отречению от своего Господа; понимание Св. Писания людьми, ещё недавно казавшимися только « немыслимыми и медлительными сердцем », чтобы веровать всему, что предсказывали пророки относительно Христа; три тысячи, сразу же принявшие крещение к исповеданию новой веры, - всё это и само по себе было весьма убедительным доказательством, даже более очевидным, чем шум от несущегося ветра и разделяющихся и как бы огненных языков, - что теперь действительно обетование об Утешителе исполнилось и началась новая эра в отношении Бога к миру.