11.10.2009
Скачать в других форматах:

Фернан Легран

Все о говорении на иных языках

9. Семикратное благословение Святого Духа

 

Мы знаем, что Библия является полностью богодухновенной книгой. Поэтому все слова в ней тщательно подобраны Святым Духом, дабы передать нам необходимые истины в полной мере. Когда мы сталкиваемся с некоторыми особенными высказываниями, у нас нет никакого права использовать их в качестве синонимов для других слов. Мы увидим, как действует этот принцип в отношении семикратного благословения Святого Духа.

 

1. ДАР Святого Духа. В книге Деяний 2:38 сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». Святой Дух был даром Церкви от Небесного Отца. Совершенно ясно, что каждый верующий обладает Святым Духом согласно обетованию Иисуса в Деяниях, 1:8. Данное обетование Христа было исполнено в день Пятидесятницы. Это исторический факт. Святой Дух был дан Церкви, подобно тому как наследие было даровано Аврааму и Израилю. Это Дар Бога Своему избранному народу. Несмотря на то что Бог даровал Израилю наследие в одночасье, Моисей сказал: «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши» (Втор. 11:24). Как Моисей мог такое сказать, если он знал, что Бог даровал Израилю все эти земли в наследие вечное? Нам следует увидеть разницу между наследием и владением. Наследие – это все то, что Бог даровал им без остатка. Владение – это все то, что Израиль должен был сохранять и отстаивать. Точно так же обстоит дело со Святым Духом. Бог уже даровал нам Святого Духа. Он не может даровать нам Его повторно. Ведь, получив этот дар, мы получили свое наследие. Там, где есть донор, есть и реципиент. Точно так же обстоит дело с таким даром, как спасение. Оно становится нашим владением, только когда мы принимаем его. Посему нам необходима вера: «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14) (смотрите также Деяния 10:43, 44).

 

2.                  ПЕЧАТЬ Святого Духа. Мы запечатлены Святым Духом, который является ДАРОМ и ПЕЧАТЬЮ. «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Для жителей Эфеса эти слова имели огромное значение. Город Эфес был крупным морским портом. Значительной статьей доходов этого города являлся экспорт древесины. Перекупщики закупали у лесорубов бревна и сплавляли их вниз по реке до Эфеса. Для того чтобы узнать, где чей товар, каждый из торговцев ставил печать на бревнах, которые ему принадлежали. Благодаря этим печатям они могли собрать (выкупить) весь свой товар в морском порту. Поэтому ПЕЧАТЬ знаменует не начальную стадию искупления, но завершающий его этап – прославление наших тел. Хотя день прославления еще не наступил, тем не менее каждый христианин несет на себе ПЕЧАТЬ, которая удостоверяет его принадлежность Богу.

 

3.                  ПРЕБЫВАНИЕ Святого Духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор. 3:16). Находясь в горнице вместе со Своими учениками, Иисус говорил им о Святом Духе: «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:17). Разве Он не был с ними в то время? Ведь Святой Дух действовал в Ветхом Завете. Он действовал через людей Божьих, избранных Господом для особого служения. Но Святой Дух не жил в них постоянно, как в Новом Завете! Основное различие между новой диспенсацией и старой заключается в том, что в новозаветный период верующий принимает Духа усыновления (Рим. 8:15). Таким образом, его тело становится местом постоянного обитания Святого Духа, вне зависимости от духовного уровня или характера верующего. Следует помнить, что слова Павла обращены к коринфской церкви, члены которой не отличались высоким духовным уровнем. Духовная жизнь церкви находилась на низком уровне, ее свидетельство было слабым, а сами члены были виновны в нравственных и доктринальных грехах. Тем не менее Павел не призывает коринфян стремиться к тому, чтобы Святой Дух обитал в них. Напротив, он знает, что Святой Дух УЖЕ обитает в них. Поэтому им необходимо жить в соответствии со своим высоким призванием. Более того, нет никаких свидетельств тому, что Святой Дух когда-либо может оставить нас! Мы способны «угасить» Его, или «огорчить» своими грехами, но мы не в состоянии заставить Святого Духа отказаться от нас! Благодаря тому что Святой Дух обитает в нас, мы можем называться Божьей собственностью.

 

4.                  ЗАЛОГ Святого Духа. Во 2-м Послании Коринфянам, 1:22, и в Послании ефесянам, 1:14, сказано, что Святой Дух является нашим «залогом», «гарантией» или «первым плодом» нашего наследия. Его присутствие в нас – это предвкушение будущих благ. Соглядатаи, которые были отправлены в Ханаан Моисеем, принесли из этой страны огромные виноградные гроздья. Этот виноград был «первым плодом» из тех, которые ожидали израильтян в Земле обетованной. Эти виноградные гроздья были доказательством и примером того, что было приготовлено для них Богом. Подобным же образом присутствие Святого Духа в нас – это доказательство, пример, залог того, что ожидает нас в будущем. Какой бы великий опыт мы не приобрели во Святом Духе, нам следует всегда помнить, что эти благословенные моменты всего лишь предвкушение чего-то намного большего. Другими словами, главное – в будущем, все наилучшее ожидает верующего именно в будущем. Как тяжело осознавать человеку, что лучшие годы его жизни остались в прошлом! Но для верующих во Христа все иначе. Ведь лучшие годы нашей жизни ожидают нас в славном будущем.

 

5.                  ПОМАЗАНИЕ Святого Духа. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог» (2-е Кор. 1:21). Помазание означает избрание на служение. Так, например, многие священные сосуды и предметы в скинии были «помазаны» на служение Господу (Исх. 30:26–29). В Ветхом Завете цари, священники и пророки помазывались на служение, которое им вверил Бог. В случае с Иисусом Христом помазание было не физического рода, но духовного. Его помазал Святой Дух (Луки 4:18, Деян. 10:38). Иисус Христос был помазан на тройственное служение – Царя, Пророка и Священника. Искупленные Христом, будучи отделенными для Бога в качестве царей и священников (1-е Пет. 2:5–9), получили духовное помазание (2-е Кор. 1:21) благодаря Духу усыновления, обитающему в их сердцах. Более того, в 1-м Послании Иоанна, 2:20–27, написано: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Однако мы способны «закопать наши таланты» и помазание Святого Духа. Мы можем отказаться от возложенной на нас ответственности, подобно Саулу, который спрятался среди повозок, несмотря на то что нес на себе царственное помазание. Либо же, что еще хуже, мы можем служить Богу в духе, который противится помазанию, полученному нами (вспомните царя Саула в последующих эпизодах его жизни). Будучи царем, Саул постоянно оказывал неповиновение Господу. Посему Бог, невзирая на помазание, отверг его. Каково же тогда благословение для того верующего, который благодаря этому действенному помазанию делается послушным и освященным орудием в Божьих руках! Он похож на источник живой воды, который, получая благословения от Господа, становится благословением для других людей.

 

6.                  ИСПОЛНЕНИЕ Святым Духом. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Святой Дух является Личностью. Поэтому нам необходимо относиться к Нему, как к Личности. Следует отметить, что христианин исполняется Духом с самого начала своей жизни в Боге: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа» (Иоан. 3:34) (в английском варианте эти слова звучат так: «Дает Духа без ограничений». – Прим. пер.). Верующий призван жить в соответствии с полнотой Духа, которая обитает в нем. Если Бог дает нам Святого Духа без каких-либо ограничений, то это значит, что мы не имеем права ограничивать Его действия в нашей жизни. Если же мы не поступаем таким образом, тогда становимся похожи на нищего оборванца, который, выиграв миллионы долларов, желает оставаться в своем ужасном и отвратительном положении. Нам следует использовать все духовное богатство в своей жизни. Не будьте принцами, которые одеваются, как нищие. Будьте принцами сполна! К сожалению, далеко не всегда христианин осознает или отражает практическую полноту Святого Духа в своей жизни. Вы можете спросить: «Неужели ты веришь, что христианин, прожив всю свою жизнь без осознания полноты Святого Духа, отправится на Небеса?» И я без колебаний отвечу: «Да!» Что же означает выражение «исполнение Святым Духом»? Это значит, что мы позволяем Святому Духу быть руководителем нашей жизни. Если стакан наполнен водой, это значит, что вода «овладевает» им, но не контролирует его. Этим и ограничивается сравнение. Но если Святой Дух наполняет нас, то это значит, что Он может контролировать нас и руководить нами. Позволив Святому Духу наполнить меня наполовину, я не допускаю Его руководить остальной частью моей жизни. А каким же образом мы исполняемся Святым Духом? К сожалению, большинство проповедников, которые освещают эту тему, взывают больше к нашим эмоциям, чем к разуму. Но у нашей веры обязательно должно быть интеллектуальное основание. Ведь нам необходимо знать, чего требует от нас Бог и как исполнить Его повеления. Исполнение Святым Духом означает, что Он формирует наше мышление в подобие Его мышления, и тогда наши сердца начинают чувствовать то, что Он чувствует, в своем сознании мы начинаем мыслить Его категориями, а Его воля становится нашей волей. В таком случае Святой Дух, а не человек, решает, как употребить его в служении Богу. Однако это может происходить вовсе без какого-либо эмоционального надрыва. Ни одно из этих благословений не основано на внезапных чувственных переживаниях. Следует лишь помнить, что некоторые люди более эмоциональны, чем другие. Значит ли это, что последние находятся в худшем положении, чем первые? Конечно же, нет! Ведь все люди на земле – латиняне, саксонцы, славяне и представители остальных народов – могут прекрасно понимать Божьи требования и открывать свои души, дабы Святой Дух наполнил их.

 

7.                  КРЕЩЕНИЕ Святым Духом. Все рассматриваемые нами дары исходят от Святого Духа. Он установил определенные различия между этими дарами, дабы мы не перепутали их предназначение. Я уверен, что Господь простит нас, если мы будем называть вышеупомянутое благословение «крещением Святого Духа» вместо «исполнения Святым Духом». Но прежде нам следует разобраться с названиями. Мы не можем приклеить ярлык с названием «хорошее бургундское вино» на бутылку с отличным бордо. Конечно, на само вино, находящееся в этих бутылках, это никак не повлияет, но делать так мы не имеем права. Слово Божие, согласно посланию Евреям, «...живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого, которое разделяет…» Каждое из библейских выражений имеет свое особое значение. Посему, если мы желаем рассмотреть «крещение Святым Духом», нам следует принимать во внимание особый характер этого выражения. Крещение не является даром, печатью, исполнением, первым плодом, помазанием, полнотой, несмотря на то что они были явлены Церкви одновременно и органически взаимосвязаны друг с другом. Ребенок не приходит в этот мир с взаимозаменяемыми друг другом органами. Ведь в противном случае он будет похож на маленькое чудовище. Его голова ходит, ноги мыслят, печень дышит, легкие видят… Мой отец часто повторял: «Всему свое место». Каково же место и роль «крещения Святым Духом» в сложном механизме деяний Духа Божия?

 

Какой период времени?

 

Прежде всего, нам следует узнать к какому периоду времени отнести «крещение Святым Духом». Следует отметить, что во всех Евангелиях и книге Деяний о нем говорится в будущем времени: «Он будет крестить вас». Но после 1-й главы книги Деяний о крещении Святым Духом говорится только в форме прошедшего времени. На первый взгляд, эти данные не кажутся важными, но для нашего рассмотрения этого вопроса они имеют непреходящее значение. Отложив в сторону мои личные убеждения и все предыдущие исследования, я посвятил себя тщательнейшему изучению данного предмета. Все комментарии говорили об одном и том же! Кроме тех, конечно, которые были написаны представителями пятидесятнического движения. Ведь они упорно отказываются признать эту истину. Причина не в их забывчивости, но в сознательном игнорировании. Возникает такое чувство, будто у них произошло затемнение сознания. Харизматы учат, что верующий должен приложить все свои усилия, дабы получить крещение Святым Духом. Но Библия говорит о крещении Святым Духом в форме прошедшего времени! Это значит, что крещение относится к прошлому верующего. Даже коринфские христиане, несмотря на свою незрелость, были в прошлом крещены Святым Духом. Следует помнить, что Святой Дух крестит всех христиан. Если бы существовало еще одно (дополнительное) крещение Святым Духом, которое христианам следовало обязательно получить, тогда бы Святое Писание обязательно упомянуло об этом важном явлении! Были бы тексты Святого Писания, которые призывали бы христиан стремиться получить такое крещение. Но где же эти тексты? Их нет! Зато Святой Дух неоднократно призывает нас:

 

  • быть исполненными Святого Духа (Ефес. 5:18),

 

  • стремиться поддерживать единство Духа (Ефес. 4:3),

 

  • поступать по Духу (Гал. 5:25),

 

  • не огорчать Святого Духа (Ефес. 4:30),

 

  • не угашать Духа (1-е Фес. 1:19).

 

Но нигде мы не находим подобных наставлений относительно крещения Святым Духом. Библия не призывает нас стремиться получить это крещение или «ожидать» его. Крещение Святым Духом подобно браку или спасению. Если это событие произошло, оно будет с вами до конца жизни. Вам не нужно «возобновлять» брак или спасение. Павел пишет: «Вы все были крещены одним Духом». Следует помнить, что эти слова обращены к коринфянам, духовный уровень которых оставлял желать лучшего. Форма прошедшего времени не допускает иных толкований относительно времени этого крещения. В Евангелиях от Марка, Матфея, Иоанна, Луки и в 1-й главе книги Деяний используется форма будущего времени. В 1-м Послании к коринфянам, 12:13, — форма прошедшего времени. На какое же событие они указывают? Конечно же, на день Пятидесятницы!

 

Является ли крещение Святым Духом вторым духовным переживанием?

 

Несмотря на то что эта доктрина является краеугольным камнем всей богословской системы пятидесятничества, не все представители этого движения согласны друг с другом по данному вопросу. Один из моих самых дорогих друзей, который является пастором умеренной пятидесятнической церкви, убеждал меня, что он не считает крещение Святым Духом вторым духовным переживанием. Согласно его точке зрения, крещение Святым Духом — это одномоментное действие, когда верующий становится частью Тела Христова. Всего лишь малая группа людей в пятидесятническом движении возражает против того, что дар иных языков является необходимым и очевидным знаком крещения Святым Духом. Но они – исключение из общего правила. Книга Деяний предоставляет нам необходимые данные для рассмотрения такого явления, как второе духовное переживание.

 

а) В день Пятидесятницы (2 глава). 

 

Именно в день Пятидесятницы, а не за несколько недель до этого события (Иоанн. 20:22), ученики в первый раз получили опыт переживания дара Святого Духа. Иначе и быть не могло. Ведь Святой Дух был дарован Церкви в полной мере именно в этот особый день. Об этом совершенно ясно свидетельствует текст из Евангелия от Иоанна, 7:38–39: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:38, 39). Из этого повествования следует, что Иисус даровал Святого Духа после Своего прославления, но никак не прежде этого события. С этой доктринальной и хронологической перспективы становится понятным текст из Евангелия от Иоанна, 20:22: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Это было пророческое обетование, исполнение которого описывается в книге Деяний, 2:2: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Было бы излишним для пущей убедительности цитировать наилучших толкователей Святого Писания (таких как Кэмпбелл Морган, Джон Мак-Артур, Вайн, Айронсайд и т. д.), которые придерживаются аналогичной точки зрения. В нашей ситуации намного лучше будет процитировать такого пятидесятнического «тяжеловеса», как Ф. Эмириан. В своей книге «Дар Святого Духа» (стр. 85) он пишет: «На этот раз я вынужден не согласиться с моими пятидесятническими и харизматическими братьями и выразить свое согласие с евангельскими братьями, даже если результат дара Святого Духа не означает для нас одного и того же. Вместе с ними я верю, что действие Иисуса  является ПРОРОЧЕСКИМ ЖЕСТОМ ВЕЛИКОГО ОБЕТОВАНИЯ, которое было провозглашено в вышеизложенном тексте». Эмириан подчеркивает, что «в данном случае речь не идет о новом рождении». Поэтому день Пятидесятницы не являлся вторым духовным переживанием в жизни учеников Христа.

 

б) В доме сотника Корнилия (10 глава).

 

Событие, которое произошло в доме римского центуриона Корнилия, весьма значимо для нас. Ведь он был, как и мы, язычником из язычников. Таким образом, то, что произошло с Корнилием, является показательным обращением язычника в христианство. Это норма для всех язычников. Именно во время первого духовного переживания Корнилия, в момент его обращения, Святой Дух нисходит на него и его домашних. Эта ситуация во многом схожа с событием дня Пятидесятницы. Конечно, в доме Корнилия не было огненных языков и сильного ветра. Тем не менее Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (Деян. 11:15). Все домашние Корнилия были вначале крещены Святым Духом (16 стих), а затем водою (48 стих).

 

в) Двенадцать учеников Иоанна Крестителя в Ефесе (19 глава).

 

В 19 главе книги Деяний описывается аналогичное событие. Но в этот раз в нем участвуют иудеи. Это были двенадцать учеников Иоанна Крестителя, которые не слышали учение Христа (однако некоторые считают, что они были настоящими учениками Иисуса). Определив некоторые странности в их учении и поведении, апостол Павел задает им вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Значит, для принятия Святого Духа достаточно веры во Христа Иисуса! Об этом хорошо сказано в Послании к ефесянам, 1:13: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Ответ этих двенадцати иудеев доказывает, что они не были учениками Христа: «Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:2).

 

Невозможно представить, что, пробыв хотя бы полчаса на пятидесятническом собрании, мы не услышали бы ни слова о Святом Духе! Если бы эти двенадцать мужей были частью Апостольской Церкви в течение долгого времени, разве они не услышали бы учение о Святом Духе?

 

Зная, какое огромное значение придавалось работе Святого Духа в ранней Церкви, невозможно представить, чтобы эти ученики ничего не слыхали о Нем. Более того, эти иудеи  не знали не только о Святом Духе, но и о христианском крещении. Если бы эти люди были христианами, они бы, несомненно, знали о крещении и Святом Духе. Как они могли не знать о крещении, которое преподавалось сразу после обращения?! Ведь в книге Деяний ясно написано:

 

4.                  «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41);

 

5.                  «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12);

 

6.                  «И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:38);

 

7.                  «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:18);

 

8.                  «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 10:47);

 

9.                  «Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас» (Деян. 16:15);

 

10.              «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его» (Деян. 16:33);

 

11.              «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:5).

 

Упомянутые ранее двенадцать человек были частью иудейской диаспоры и членами еврейского поселения в Ефесе. Совершенно ясно, что у них не было связей с христианской общиной в этом городе. Это подтверждается их ответом на вопрос апостола Павла. «Мы приняли крещение Иоанново». Теперь все расставлено по своим местам! Они были учениками Иоанна Крестителя. Они были иммигрантами в Малой Азии. Великий учитель Церкви сразу понял, в чем суть дела! Он объяснил этим иудеям, каков их духовный статус: «Иоанново крещение было крещением покаяния во оставление грехов, но вам следует поверить в Того, Кто пришел после него. Вам нужно поверить в Мессию Иисуса». Слушая проповедь Иоанна Крестителя в пустыне, они уверовали в Мессию, который должен был прийти. Благодаря объяснению Павла они уверовали в Мессию, который пришел. Вот почему они крестились во Имя Иисуса. Павел возложил на них руки (по причинам, которые мы рассмотрим в следующем разделе), и они приняли Святого Духа. На вопрос Павла был дан ответ. Они приняли Святого Духа сразу же после своего уверования. Как мы видим, ни в одном из вышеперечисленных случаев крещение Святым Духом не рассматривается как второе духовное переживание!

 

г) Самаряне (8 глава).

 

Нам осталось рассмотреть случай, который произошел с самарянами в 8-й главе книги Деяний. Данный эпизод немного отличается от предыдущих. Ведь существует временной промежуток между обращением самарян и их крещением Святым Духом. Это единственный отрывок Святого Писания, который является основой теории о втором духовном переживании. Это единственный библейский текст, который пятидесятники могут использовать для защиты данного учения. Однако объяснение этого отрывка, несмотря на продолжительность описанного в нем события, очень простое. Для этого нам нужно хорошо знать Святое Писание. После преследования Церкви в Иерусалиме и рассеяния учеников Христовых по Иудее и Самарии, проповедь Евангелия стала распространяться повсюду. Благодаря этой проповеди обращались в христианство и самаряне. Но почему же тогда они не получили Святого Духа после своего уверования, как остальные?

 

Кем были самаряне? Этот вопрос мы затронули в 3-й главе. Сейчас подошло время добавить несколько штрихов к общей картине. Они были потомками людей, которых ассирийцы переселили в Палестину после депортации основной массы иудеев (смотрите 4-ю книгу Царств, 17:6, 24, и знаменитую поэму Байрона «Уничтожение Сеннахирима», «Ассирийцы напали как волки на стадо овец...»). Эти люди переняли язык и религию иудеев. Однако их форму иудейской религии трудно было назвать ортодоксальной. Вместо того чтобы посещать с правоверными иудеями Иерусалимский храм, самаряне построили свой храм на горе Гаризим (Иоан. 4:20). Естественно, произошел раскол. По этой причине «иудеи не сообщались с самарянами» (Иоан. 4:9). Между этими народами было множество религиозных, расовых и культурных преград. Они ненавидели друг друга. Например, иудеи прекрасно знали, что кратчайший путь ко многим городам и селениям пролегал по территории Самарии, тем не менее они выбирали (в отличие от Иисуса) более длинный маршрут, лишь бы не встречаться с самарянами. Самаряне отплачивали иудеям той же монетой. Однажды Иисус со Своими учениками вошел в самарянское селение, дабы переночевать там. Но никто не предоставил им ночлег. Ведь они направлялись в Иерусалим! (Лук. 9:52, 56). Ученики Христа были в бешенстве. Желая выступить в роли нового Илии (4-я Царств 1:10, 12), ученики спросили Господа: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лук. 9:54). Однако! Совершенно ясно, что эти ученики были бы последними из тех, кто пожелал бы возложить руки на самарян, дабы они приняли Святого Духа! Уничтожить огнем? Пожалуйста! Но сделать самарянам добро... Увольте. Кстати, ни один уважающий себя самарянин не позволил бы иудеям возлагать на себя руки... Не было худшего оскорбления для иудея, чем обозвать его самарянином (Иоан. 8:48). Отношения между двумя народами были накалены до предела. Поэтому если бы самаряне получили Святого Духа сразу же после своего обращения, тогда ранняя Церковь была бы раздираема межнациональной враждой. В таком случае произошло бы ОТРИЦАНИЕ КРЕЩЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ. Ведь написано: «Одним Духом были крещены в ОДНО ТЕЛО!» Самарянам следовало признать, что у них не произошла своя отдельная «САМАРЯНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА». Они должны были полностью осознать, что было только одно рождение Церкви. День Пятидесятницы был началом новой эпохи, в то время как благовестие в Самарии предоставляло им возможность принять благословения этой эпохи. Эпизод в Самарии был частью истории развития и распространения Церкви. Это не было точкой ее отправления. Поэтому самаряне должны были понять, что есть не два тела, или церкви, но только одна — единое Тело Христа!

 

Преднамеренная задержка

 

Следует отметить, что самарянские верующие не «ожидали» схождения Святого Духа. Однако Сам Святой Дух ожидал прихода Петра и Иоанна из Иерусалима. Авторитет иудейских апостолов должен был быть признан за пределами иудаизма. Это очень важный момент! Самаряне признали то, о чем говорил Иисус женщине-самарянке: «Спасение от иудеев» (Иоан. 4:22). Более того, они признали власть апостолов Христа, которые были хранителями истины! Посему задержка с крещением Святым Духом самарянских верующих не случайна. Она была преднамеренной. Как самарянам было очень важно осознать свою зависимость от иудейских апостолов, так и самим апостолам (тем апостолам, которые желали уничтожить самарян огнем!) – понять, что люди, с которыми они враждовали долгое время, станут неотъемлемой частью единой Церкви, примут Христа, получат спасение, будут приняты Богом Израилевым и получат Того же Святого Духа, что и они! Павел утверждал, что цель крещения Святым Духом – «создание единого Тела» (1-е Кор. 12:13). Стремясь достигнуть этой цели, Святой Дух разрушил преграды горечи и взаимных обид и уничтожил стену отчуждения между этими народами с самого начала Своего служения (Ефес. 2:14). Все это истинно и в отношении немногочисленной изолированной группы людей (Деян. 19 гл.), которая находилась на периферии христианского и языческого мировоззрения. Возложение рук на учеников Иоанна Крестителя было так же необходимо, как и возложение рук на самарян. Возложение рук и полученный дар иных языков указывали на то, что они являются неотъемлемой частью единого Тела не только с апостолами, но и с язычниками, на языках которых они чудесным образом заговорили.

 

Стюарт Олиотт, пастор лозанской баптистской церкви, объясняет, используя пример, почему крещение Святым Духом не могло быть вторым духовным переживанием, которое якобы должно было дополнять первое. Рождение свыше подобно физическому рождению. Родившийся ребенок является полностью сформированным плодом. Конечно, у него еще маленькие ножки, но, возможно, они принадлежат будущему атлету, ручки – искусному хирургу, а мозг в такой маленькой сморщенной головке – будущему блистательному математику. Разве родившись свыше, «не от человеков, но Бога», мы не были полностью сформированными плодами? Разве наш Небесный Отец допустил бы такое? Но в этом нас пытаются убедить некоторые люди! Они смотрят на «родившихся свыше» детей и говорят: «Ой! У него отсутствуют легкие, или печень, или почки! Но ничего страшного. Приходите к нам, и мы восстановим его!» Нет, спасибо! Когда Бог возрождает нас Своим Словом и Духом, Он не создает уродов или карликов. Ни одна из частей семикратного благословения не отсутствует в возрожденных людях, а тем более крещение Святым Духом, которое созидает единство семьи Бога (1-е Кор. 12:13). Павел пишет: «И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10). У нас есть вся полнота в Господе с момента нашего духовного рождения. Но нам следует поддерживать нашу духовную жизнь с помощью Слова Божьего, которое является для нас молоком, хлебом и мясом, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

 

Цель крещения Святым Духом

 

Мы еще не рассмотрели цель крещения Святым Духом. Именно цель крещения Святым Духом ясно покажет, что нет никакого второго духовного переживания. Наше объяснение будет основано на модели водного крещения, которое:

 

провозглашено в Евангелиях,

 

преподавалось в книге Деяний,

 

объяснено в посланиях.

 

Это касается и крещения Святым Духом. Оно провозглашено без каких-либо объяснений в Евангелиях, описывается в книге Деяний как начальное переживание верующего и объяснено в посланиях. Честно говоря, мы должны говорить не о посланиях, а об определенном послании. Ведь объяснение крещения Святым Духом предоставлено только в 1-м Послании к коринфянам, 12:13. Это единственное место в посланиях, где объясняется данный вопрос. Этим и объясняется, почему этот текст так важен для нашего обсуждения. Следует отметить, что в моих беседах с пятидесятниками этот стих никогда не рассматривался!

Составители ультрапятидесятнической книги «Досье на иные языки» выбрали трех знаменитых авторов (А. Томаса-Бреза, Х. Хортона и Дональда Ги) для изложения учения о крещении Святым Духом. Что самое интересное, эти богословы ни разу не обратились к тексту, который, единственный во всем Новом Завете, объясняет крещение Святым Духом, а именно к 1-му Посланию к коринфянам, 12:13! Все 119 страниц книги хранят полное молчание в отношении этого текста! Поразительно! Неужели знатоки этого учения не знают текста из 1-го Послания к коринфянам, 12:13? Все намного проще. Эти люди осознанно проигнорировали единственное объяснение Святого Духа относительно крещения, дабы изложить свою точку зрения. Но это то же, что говорить о битве под Ватерлоо, не упоминая Наполеона! На мой взгляд, такой подход является лучшим способом обмануть людей и ввести их в заблуждение. Такой осознанный «недосмотр» опечаливает меня. Ведь он бросает тень сомнения и недоверия на истолкование Писания этими пятидесятническими авторами. Все это лишний раз доказывает нечестность и нравственную нечистоплотность многих пятидесятников. Это подтверждается свидетельствами братьев и сестер, которые оставили пятидесятническое движение. Все тексты Святого Писания, которые явственно противоречат пятидесятническому учению, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИГНОРИРУЮТСЯ! Текст из 1-го Послания к коринфянам, 12:13, полностью опровергает учение пятидесятников. Вот почему они объявили бойкот этому библейскому отрывку.

 

На 49-й странице упомянутой книги Х. Хортон предоставляет целое собрание ложных фактов и цитат, которые облачены в евангельские выражения. «Внимательно исследовав послания, вы неизбежно придете к заключению, что они были написаны христианами, исполненными Святым Духом...» С этим утверждением мы можем согласиться. Но смотрите, что говорит Хортон далее: «Как следствие этого, они говорили на иных языках». Откуда он это взял?! Написание богодухновенных посланий Нового Завета, оказывается, зависело от дара иных языков? В таком случае Иисус не смог бы написать послания и сделать их богодухновенными, ведь Он никогда не говорил на иных языках! Более того, Он бы не смог полностью исполниться Святым Духом. Таким образом, аргументация этого автора не выдерживает ни малейшей критики. Но худшее еще впереди. Цитируя текст из 1-го Послания к коринфянам, 12:13, Хортон не приводит ссылку на данный отрывок и не объясняет его, ведь содержание этого текста противоречит всему, что было им сказано ранее. Не приводя ссылку на данный библейский текст, Хортон, по всей видимости, рассчитывал на то, что читатель не удосужится прервать свое чтение этой книги, дабы проверить цитату. Разве это честно?

 

Близкое рассмотрение

 

Давайте подробнее рассмотрим цель крещения Святым Духом. Что же говорит апостол всех народов, под водительством Святого Духа? «Все мы крещены одним Духом». С какой целью?

 

Дабы получить дары Святого Духа? Нет!

 

Самоназидание? Нет!

 

Говорение на иных языках? Нет!

 

Сделать христианское свидетельство более действенным? Нет!

 

Тогда какова же причина? Нам следует просто прочитать текст: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13). В этом тексте указана ясная ЦЕЛЬ крещения Святым Духом – создание одного Тела посредством собрания воедино всех, кто к нему принадлежит. Другими словами, мужчин и женщин из каждого народа (иудеев и еллинов), которые были возрождены Святым Духом. В контексте всего Нового Завета нет более простой и понятной истины, чем эта! Я пытался истолковать этот текст иначе, но потерпел полное фиаско.

 

Меня поразила одна истина, которая присутствовала во все прочитанных мною комментариях. Она чрезвычайно важна для понимания этого текста. Среди первых двадцати слов, составляющих основу данного стиха, есть три (одна пятая текста) слова, которые часто игнорируются исследователями«Иудеи или Еллины». С таким же успехом мы можем урезать содержание 16 стиха третьей главы Евангелия от Иоанна, дабы он звучал следующим образом: «Ибо так возлюбил Бог мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Как мы видим, отсутствуют чрезвычайно важные слова – «что отдал Сына Своего Единородного». В таком случае смысловая нагрузка текста будет ослаблена, а восприятие данного отрывка изменится. Именно так поступают некоторые истолкователи с текстом из 1-го Послания к коринфянам, 12:13. Они игнорируют одну пятую всего отрывка! В результате их взгляд на дар иных языков и крещение Святым Духом страдает однобокостью. Выражение «Иудеи или Еллины» является недостающим звеном, которое позволяет корректировать наши взгляды относительно дара иных языков и крещения Святым Духом. Эти две истины взаимосвязаны друг с другом, но не так, как думают пятидесятники. Выражение «Иудеи или Еллины» направляет наши взоры к Иерусалиму дня Пятидесятницы, когда апостол Петр объяснял взаимосвязь дара иных языков и крещения Святым Духом, которые они получили от Господа. Он говорил: «Изолью Духа Моего на...» Кого? Только иудеев? Конечно же, нет! «На всякую плоть»! На всех людей! На «Иудеев и Еллинов». Мы снова вспоминаем видение Петра, которое по своей значимости сравнимо со знамением иных языков. Выражение «Иудеи или Еллины» заставляет нас осознать, что крещение в Духе не является просто введением верующего в Тело Христово. Его значение несоизмеримо больше! Оно указывает на введение в Тело Христово верующих из всех народов («Иудеи и Еллины») и любого общественного положения («рабы и свободные»). Поэтому содержание отрывка из 1-го Послания к коринфянам, 12:13, можно изложить следующим образом: «Иудеи и Еллины были крещены одним Духом, дабы стать одним Телом».

 

Иудеи не желали верить, что иноземцы, еллины, варвары, одним словом, ЯЗЫЧНИКИ, могут стать одним целым с ними! Именно об этом говорит апостол Павел: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13).

 

Обратите внимание, что говорит Павел в Послании к ефесянам: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:11–19).

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3:8, 9). Какая тайна? Выслушайте ответ Павла, который содержится в 1-м Послании к коринфянам, 12:13, и в Послании к ефесянам, 3:6: «Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3:6). Суть этой тайны заключается в том, что язычники являются сонаследниками с израильтянами!

 

А теперь ответьте на следующий вопрос. Как называется действие Святого Духа, посредством которого Он созидает единую Церковь из иудеев и язычников? Единственный правильный ответ предоставлен в 1-м Послании к коринфянам, 12:13, – «КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ!» «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13). Это и есть крещение Святым Духом! Я удивлен тому, что множество евангельских толкователей не заметили этой истины. Да, они двигались в правильном направлении, но, к сожалению, не достигли желаемой цели.

 

Последние слова Иисуса

 

Стихи из книги Деяний, 1:4-8, при правильном истолковании объясняют эту истину таким же образом, как и отрывок из 1-го Послания к коринфянам, 12:13. Следует помнить, что это последние слова Иисуса, которые он произнес во время Своего пребывания на земле. Таким образом, их ценность весьма велика. Иисус рассматривает вопрос крещения Святым Духом. Давайте внимательно прислушаемся к тому, что говорит Господь в этом отрывке: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4, 5). Осознавая важность и непосредственную близость этого события, ученики задают Иисусу свойственный иудеям вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Иудеи думали лишь об одном: «Только Израиль, всегда Израиль, ничего кроме Израиля!» Но так как эта сугубо националистическая идея отвергает вселенский масштаб крещения Святым Духом, Господь начинает укорять Своих учеников. Иисус говорит им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Тем самым Он объясняет, что крещение Святым Духом полностью отличается от идеи восстановления Израильского царства. В следующем предложении Господь указывает на многонациональный аспект крещения Святым Духом. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

 

Эти пророческие слова Иисуса дополняют объяснение апостола Петра относительно крещения Святым Духом. То есть «изолью Духа Моего на всякую плоть» «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

 

Апостол Павел объясняет это учение сходным образом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

 

Последние слова Иисуса являются блистательным пророческим доказательством поразительного доктринального единства Его Слова. Все рассмотренные нами тексты подтверждают лишь одно: крещение Святым Духом не является вторым духовным переживанием. Учение пятидесятников в данном случае не подтверждается Святым Писанием. Более того, по своей сути крещение Святым Духом не может быть вторым духовным переживанием.

 

У крещения Святым Духом, как и у водного крещения, есть два аспекта. Апостол Павел объясняет это в шестой главе Послания к римлянам. Он говорит о СМЕРТИ и ВОСКРЕСЕНИИ в контексте водного крещения:

первый аспект – смерть для греха представлена символическим погружением в воду,

 

второй аспект – воскресение со Христом символизируется выходом христианина из воды.

 

Эти два аспекта применимы и к крещению Святым Духом.

 

Первый аспект – все народы, племена и языки погружаются в один Святой Дух. Все различия и привилегии человеческие смываются «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5).

 

Второй аспект – верующие входят в новую жизнь, дабы говорить на языке единства Тела, а не на языках разобщенности, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13). Это и есть крещение Святым Духом. В наши дни, когда люди «рождаются свыше», Святой Дух действует точно так же, как и в прошлом! Совершенно ничего не изменилось! Языковые и классовые преграды (иудеи и еллины, рабы и свободные) уничтожаются посредством внутреннего духовного крещения Святым Духом. В наши дни Церковь Христова состоит из всех народов, племен и языков. В таком случае нужны ли знамения, которые были чрезвычайно актуальны в ранней Церкви? Может быть, Бог дает знамения евреям? Но у них нет ни силы, ни власти для запрета всемирного христианского благовестия и созидания Тела Христова! Кстати, в Церкви Божией современного периода служением занимаются в основном не иудеи, но обращенные из всех народов, племен и языков. В таком случае можно сказать, что эти знамения не нужны в наше время! Ведь об исчезновении дара иных языков было сказано еще в ранний период существования Церкви (1-е Кор. 13:8). Поэтому в наше время существуют только ПОДДЕЛКИ ДАРА ИНЫХ ЯЗЫКОВ! (см. 5 главу данной книги).

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

2. Василий Бредюк
03.03.2014 | 11:34
А.Онищук, если можно, дам вам один скромный совет: сделайте более лучшее исследование, основанное не на личных амбициях и поисках душевного комфорта (к которым человек по своей греховной природе весьма склонен, так что плоть наша (до тех пор пока мы в ней, само собой) противится Духу Божьему), а на истине, какой бы радикальной последняя не была. Это будет лучшим ответом. Автор пытается разрешить спорный и весьма неоднозначный, но тем не менее важный вопрос в своей книге (сверх того, каждый пусть сам уже проверяет, где ложный путь а где верный, как писал Ап. Павел в послании к Тимофею:"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."(1Тим.4:16), всякий человек (как известно) не непогрешим, может где-то ошибиться, "перегнуть палку". Надеюсь вы согласны хотя бы с тем что канон Библии завершен, достаточен, и в разумении которого уже сполна хватает всего для наставления христиан в вере в Господа Иисуса Христа. Если да, то вот этот единственный текст (Библейский канон книг) и не поддается никакой критике, и наша с вами задача максимально верно его понять, независимо от личностных предпочтений и опыта. Все же остальные тексты и исследования будут либо вытекать из Писания (как бы истолковывая), либо в чем-то иметь превратный характер (с долей человеческих - душевных, или, не дай Бог - даже бесовских примесей). В заключении могу сказать что более тщательного труда (как уже упомянул выше, "несовершенного") по теме "говорения на иных языках", чем исследование Фернана Леграна, пока не обнаружил. Благословений!
С уважением В. Бредюк
1. А.Онищук
11.11.2012 | 07:27
Автор претендует на тщательное исследование Библии. Но, на самом деле, - он не честным путём вырывает из контекста только те фразы, которые ему нужно, заставляя Библию говорить так, как хочет он (например: прочитайте описание автором случаев крещения Святым Духом в книге Деяний).
С другой стороны, автор использует доводы, которые не имеют абсолютно никакой логики. Например: автор считает, что если в деянии апостолов о крещении Святым Духом говорилось в прошедшем времени, значит в будущем этого никогда больше не должно было быть...
В третьих: автор обзывает (напр."помрачённый разум"), использует другие грубые слова в адрес верующих, которые не согласны с его мнением (называя -нравственно нечистоплотными). Видно, что автор не имеет любви к инакомыслящим, и страдает пороком несдержанности (низкой культуры).
Метод исследования, используемый автором, очень поверхностный, - книгу нельзя назвать полноценной исследовательской работой.