30.01.2009
Скачать в других форматах:

Том Маршалл

Библейское понимание лидерства

ГЛАВА 7. Искупление лидерства

В процессе искупления, Иисус не только создает новый, искупленный тип силы, Он создает и демонстрирует новый тип лидера для обращения с этой силой. Оба предмета необходимы, потому что вы можете присоединить новое творение к старому не лучше, чем без потерь налить новое вино в старые мехи.

 

Иными словами, старый тип лидера не может понять новый тип силы, а тем более обращаться с ним, как новый тип силы не может совершать то, что старый тип лидера обычно желает делать.

 

Когда Иисус сказал: “Но между вами да не будет так” (Мат. 20:26), — Он отменил законность всех существующих понятий о лидерстве.

 

Вместо них Он вводит единственный тип лидера, которому может быть безопасно доверена сила без того, чтобы он был растлен ею. Это лидер, который:

 

1. Слуга по натуре и

 

2. Преодолел синдром статуса.

 

Возможности этой модели лидерства поразительны. Можете вы представить себе, какое общество мы могли бы построить, если бы каждое важное учреждение или организация руководились мужчинами и женщинами, которым можно доверять использование силы, и быть уверенным, что она будет использована правильно, и что они не будут испорчены или коррумпированы ею?

 

Лидеры — слуги

 

В Евангелие от Матфея 20, Иисус касается этого жизненно важного аспекта предмета лидерства. Декорацией служит один из наиболее знакомых конфликтов, вызываемых стремлением к силе. Два ученика, Иаков и Иоанн, только что решили попытаться получить наиболее высокое положение в Царстве, один по правую, а другой по левую руку от Царя. Чтобы представить свой случай, они призвали лучшего и самого энергичного адвоката, которого они могли найти — свою мать. Амбиции, особенно когда они привлечены силой, используют любые средства и любые методы для достижения своих целей.

 

Неудивительно, что со стороны других десяти искателей силы, которые вдруг увидели, что их собственные амбиции могут быть отодвинуты на задний план, последовал взрыв негодования.

 

Тогда Иисус созывает учеников и говорит:

 

“Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”.(Мат. 20:25-28)

 

Большинство лидеров, если они искренни, признаются, как и я, что они одновременно озадачены и раздражены этим местом, потому что кажется, что Иисус пытается соединить не только две разных роли, но и две взаимоисключающие роли. В конце концов, лидеры ведут, слуги служат. Если лидеры собираются быть слугами, что будут делать слуги, и кто будет заниматься руководством? Возможно, мы гораздо больше симпатизируем точке зрения, выраженной в следующем отрывке, потому что кажется, что это больше согласуется со здравым смыслом.

 

“Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: “пойди скорее, садись за стол*? Напротив не скажет ли ему: “приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам”?”(Лук. 17:7-8)

 

Как же нам следует понимать радикальное сопоставление идей, которое вводит Иисус — лидер, который является также, и, прежде всего, слугой? Несомненно, Иисус говорил об этом серьёзно, потому что Он не только учил этому, Он продемонстрировал это и указал на Себя, какна пример, которому мы должны следовать.

 

Роберт Гринлиф, в своей книге для начинающих “Лидер как слуга”, делает несколько понятных примечаний, которые могут послужить хорошим введением к этому предмету и первоклассным комментарием к этим словам Иисуса. Он говорил, что существует два типа лидеров. Во-первых, существуют лидеры, сильные от природы. В любой ситуации они, естественно, пытаются взять всё в свои руки, принять решения и отдать приказы. Они, в основном, движимы самоуверенностью, стяжательством или желанием властвовать. Но, во-вторых, существуют слуги, сильные от природы, которые берут на себя роль лидера, простопотому что они рассматривают её как способ для того, чтобы послужить. “Если когда-либо дела в нашем обществе, — говорит Гринлиф, — изменятся к лучшему, только слуги от природы должны будут руководить, и мы должны будем отказаться быть руководимыми кем-либо, кроме слуги от природы. Более того, самым большим препятствием для изменений в обществе являются слуги от природы, у которых есть способность руководить, но которые этого не делают”.

 

Природа, а не действия

 

Для начала нам нужно сказать, что мы занимаемся вопросом характера, или природы, а не вопросом функций. Лидер — слуга, прежде всего, является слугой по натуре, исходя из того, кто он, а не просто из того, что он делает. Желание служить — мотивация, движущая его поведением, а мотивация — самое важное в слуге. Человек может выполнять обязанности и функции слуги или делать то, что должен делать слуга, но делать это без желания, неохотно или просто ради денег. Человек, принимающий сделанное, вскоре начинает осознавать отсутствие настоящего служения.

 

Часто человек служит искренне и охотно, но рассматривает служение как средство для достижения цели, а целью является достижение такого положения, где уже не нужно больше служить людям, но можно принимать служение других людей. Поэтому они служат с полной отдачей на пути вверх Когда же они достигают вершины, то превращаются в тиранов. Они считают, в определённой мере, что исполнили свой долг, служа другим людям, теперь пришла их очередь расслабиться, отдавать приказы и наблюдать, как другие люди стремятся к таким переменам.

 

Лидеры могут также участвовать в выполнении множества действий слуги и не быть лидерами — слугами. Некоторые берут на себя разнообразные задачи и обязанности, но это является для них бременем. Они отказываются передавать их, потому что — им кажется — никак не удаётся найти людей, которым они могут доверить качественное выполнение работы, и в то же время они постоянно ропщут на то, как тяжело им работать, и сколько им нужно сделать. Они, в конце концов, так заняты, делая всё сами, что у них нет времени и энергии, чтобы вести, и они осознают, что, не смотря на все усилия, они терпят неудачу.

 

Другие лидеры берут на себя множество занятий и большую ответственность не потому, что они желают служить, а для того, чтобы сделать себя незаменимыми. Потому что когда они незаменимы, они обладают настоящей силой. Угрозы или даже намека, что они могут уйти со своих должностей, обычно хватает, чтобы расправиться с любой оппозицией, потому что каждый знает, что без них вся организация застопорит движение. Возможно извлечь выгоду даже в двух направлениях: насладиться силой, которая проистекает из незаменимости, и в то же время доставить себе удовольствие чувствовать к себе жалость из-за того, что они ужасно перерабатывают, делая полезное людям, которые не ценят всего, что они делают для них.

 

Природа, а не стиль лидерства

 

Мы должны также подчеркнуть, что слово “слуга” относится к природе лидера, и не к стилю лидерства. Есть лидеры, которые ориентируются на задание, и лидеры, которые ориентируются на людей. Есть лидеры, которые чрезвычайно директивны, лидеры, которые действуют совместно, и лидеры, которые демократичны при принятии решений.

 

Совершенно очевидно, что то, как мы взаимодействуем с другими людьми, является частью мотивации, и поэтому является, в основном, врождённым. Мы всегда будем стремиться к тому, чтобы общаться в этом стиле, и будем наиболее эффективно вести именно в этом направлении.

 

С другой стороны, наиболее эффективный стиль для данного случая определяется также и ситуационно. Например, когда всё идет очень хорошо, люди довольны высоко централизованным, директивным лидерством. Когда дела идут очень плохо, тот же стиль директивного, приказного лидерства является наилучшим, чтобы начать контролировать безнадёжную ситуацию и изменить её к лучшему.

 

Между этими двумя крайностями более консультативный, допускающий к участию, стиль лидерства производит наилучшие результаты.

 

Служащее лидерство может присутствовать во всей совокупности лидерских стилей, или оно может отсутствовать вне зависимости от выбранного стиля. Служение — это качество натуры, характера и мотивации.

 

Природа, а не роль

 

Наконец, так как служение относится к характеру или природе лидера, оно не меняется и не зависит от роли, которую он выполняет. Ему может быть дана роль лидера, она может быть отнята от него, но он остаётся слугой. Он может принять лидерство и сложить с себя эти обязанности; его природа не изменяется. Присущая ему внутренняя мотивация заключается просто в том, чтобы служить. Если он обнаружит, что может служить лучше, руководя, он будет руководить. Если он найдёт кого-то, кто может руководить лучше, или если он может служить лучше в другой роли, он безошибочно передаст обязанности лидера и с удовольствием снова станет последователем. В любом случае он может удовлетворять свою мотивацию, присущую его природе, то есть служить.

 

Сущность служения

 

Один из главных библейских образов лидерства — это лидер как пастырь, потому что пастырь находится на своём месте ради овец, а не овцы находятся на своём месте

 

ради пастыря. Именно пастырь полагает жизнь свою за овец (Иоан. 10:11), и Божий суд на лжепастырей Израиля приходит за то, что они пасли самих себя, когда они должны были пасти стадо (Иез. 34:2).

 

Говоря более подробно, лидерство, проистекающее из истинной природы слуги, будет проявлять следующие характеристики.

 

1. Наивысшими целями лидера-слуги всегда являются наилучшие интересы тех, кого он ведёт.

 

Это означает, что лидеры должны действительно знать и понимать своих людей, чтобы знать, какие интересы для них являются лучшими. Это означает, что когда наилучшие интересы людей известны, они преобладают над лучшими интересами лидеров. Это и есть полагать свою жизнь за овец.

 

2. Высшее удовлетворение лидера-слуги зависит от роста и развития тех, кого он ведёт.

 

Часто именно рост и зрелость людей тормозятся из-за того, что лидеры удерживают у себя ведение, принципы и ключи к успешному служению, как будто это производственные секреты, гарантирующие им положение лидера. С этим контрастирует нескрываемая радость Павла по поводу прогресса и успеха его церквей.

 

“Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами. Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою...”(2 Фее. 1:3-4)

 

3. Охотное принятие обязательств.

 

В основном, лидерам не нравится быть обязанными делать что-то, им нравится свобода выбора; они отдают обязательства другим людям. Именно поэтому очень трудно вести лидеров. У них большое посвящение, но обычно они думают, что другие люди должны быть посвящены им, их целям и стремлениям.

 

У слуг нет проблем с обязательствами и обязанностями. Они привыкли выполнять не потому, что они хотят этого, а потому, что это требуется от них как часть их служения. Желание принять обязательства является одной из черт служителя. У Павла она присутствовала. “Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам” (Рим. 1:14).

 

4. Лидер-слуга желает давать отчёт.

 

Есть разница между принятием принципа отчётности и стремлением, к ней. Слугам нравится давать отчёт, они привыкли отвечать за свои действия, потому что они желают знать, удовлетворили они успешно требования тех, кому они служат, или нет.

 

Быть подотчётным — это не естественная склонность лидеров. У них больше наблюдается тенденции к независимости и свободе действий, поэтому отношение лидеров к подотчётности часто является хорошим индикатором обладания или отсутствия сердца истинного слуги.

 

5. У лидера-слуги есть заботливая любовь к тем, кого от ведёт.

 

Забота — это любовь не от эмоций, а от воли; она выражается в действии и направлена на нужды людей, их чувства для их удобства и пользы.

 

Именно здесь библейский образ лидера как пастыря сливается с образом лидера как отца, потому что прежде всего отец является источником заботливой любви, которая знает нужды ещё до того, как о них попросили (Мат. 6:8), которая даёт ребёнку то, что хорошо для него (Мат. 7:11) и вознаграждает намерения больше, чем результаты (Мат. 6:4).

 

6. Лидер-слуга желает слушать.

 

Слуги слушают, потому что они должны выяснить, что им нужно делать. Лидеры не слушают: они говорят, а слушают другие. Но Слуга Господа, Он же Мессия — Царь, говорит:

 

“...каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился...”(Ис. 50:4-5)

 

Лидер-слуга всегда слушает, потому что он очень желает знать, что ему нужно делать. Он слушает Бога, но он знает, что Бог говорит не только непосредственно, Он говорит косвенно через людей. Поэтому лидер-слуга открыт для критики и совета.

 

Он приветствуется всё, что вы можете сказать слуге, чтобы помочь ему выполнить работу лучше, потому что в конце дня считают результаты, и слуге хотелось бы, чтобы его похвалили, а не поругали.

 

Лидеры часто принимают в штыки любой намёк, что их действия могут быть улучшены, если они будут делать то или это. Но вот какое отношение лидера-слуги: “Если ты покажешь мне то, что поможет мне принять лучшее решение сейчас или в следующий раз, я хочу знать это”.

 

7. У лидеров-слуг есть истинное смирение сердца, и, благодаря этому, они имеют реалистичный и здравый взгляд на свои способности и недостатки, на то, что они могут сделать хорошо, и что они не могут сделать.

 

8. Наконец, лидер-слуга желает делить силу с другими, чтобы они обладали большей силой, то есть, чтобы становились свободнее, автономнее, способнее и, следовательно, сильнее.

 

Он узнал, возможно, сперва интуитивно, а затем на опыте, что чем больше людей обладают силой, тем больше силы. И если так происходит, тогда никто или никакая группа людей не должна обладать всей силой, и никто не должен быть без силы.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.