30.01.2009
Скачать в других форматах:

Том Маршалл

Библейское понимание лидерства

ГЛАВА 18. Столкновения с совокупной силой

До сих пор мы рассматривали определённые элементы атмосферы лидерства — цели, планы, время, люди, оборудование, логика, статистика и так далее. Но есть ещё кое-что, что, возможно, важнее, чем всё это вместе взятое, и всё же, вероятно, наименее понимаемое из них всех.

 

Можете ли вы вспомнить, как вы стали работать в компании, или стали лидером церкви, и очень скоро поняли, что попали в необычную, отличающуюся культуру? Вы увидели, что способы действия, отличались от тех, к которым вы привыкли, люди относились друг к другу по-особому. У них были определенные общие отношения, а иногда даже что-то общее в отзывах о других и поведении по отношению к людям вне организации.

 

Более того, по отношению к чему-то, называемому “компанией” или “церковью”, открыто требуется верность, посвящение к руководителям и лидерам, как таковым, потому что они сами преданы и служат тем же целям, и также усердно, как и все, или ещё усерднее. И в то же время, когда вы смотрите на людей, то как люди они не очень отличаются от людей в других организациях или других церквах.

 

Через некоторое время непривычное чувство уходит, и мы привыкаем к жизни и культуре организации, так что её способы становятся для нас приемлемы. Тем не менее, у нас есть странное чувство, что мы стали лакеем “этого”, и для продвижения вперёд должны ублажить “это”, но мы не знаем в действительности, что “это”. Чтобы понять, что вовлечено здесь, мы должны проследить, откуда это происходит, и его развитие там, где была описана его внутренняя история, то есть в Писаниях.

 

Мандат творения

 

В книге Бытии 1:27-28 находится то, что обычно называется Мандатом творения, иногда Мандатом владения, иногда Мандатом цивилизации. Это власть, которую Бог дал человечеству над сотворённым Им миром, для того, чтобы актуализировать его потенциал и направить его ресурсы.

 

“Я сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”.

 

Мандат творения содержит два компонента:

 

1. Плодитесь и размножайтесь

 

Это начинает исполняться с началом первой человеческой семьи в Бытии 4:1-2.

 

2 Владычество над землёй и над всем

 

Это начинает исполняться с построения первого города в Бытии 4:17:

 

“Я построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох”.

 

С этого времени большая часть Библейской истории и очень большая часть человеческой истории является историей города. Содом и Гоморра, Вавилон и Ниневия, Тир и Сидон, Рим, Дамаск, Иерусалим, Афины: город повсюду. Он становится центром цивилизации и культуры, сгустком коммерции, торговли и благосостояния, колыбелью политической силы и источником военного завоевания. Примечательно, что первые народы были коалициями городов, а первые империи были основаны на городах. Но город также порождает угнетение, несправедливость, рабство и становится источником идолопоклонства, оккультизма и магических наук.

 

На самом деле, город становится в Ветхом Завете пребывающим воплощением того, что Павел и другие новозаветные авторы подразумевают, говоря о силах, правителях, престолах, властях и начальствах. Я предлагаю вам рассмотреть следующие важные вехи развития этой темы.

 

1. Город предстает как символ всех совместных предприятий людей, какими бы они ни были. Таким образом, на наивысшем уровне город представляет собой народ, или цивилизацию, или общество в целом. Итак, суды на народы в основном являются судами на города. Но на низшем уровне город представляет индивидуальный бизнес, институт, организацию, клуб, церковь или семью. Каждое из перечисленного является “городом”.

 

2. Город носит название, и когда город носит имя, он получает свои собственные отличия и характер. Так, Ниневия — это “город кровей” (Наум 3:1), Вавилон — “мать блудницам” (Отк. 17:5), Тир — “ликующий город” (Ис. 23:7) и Иерусалим — Ариил, “лев Божий” (Ис. 29:1).

 

3. Город становится “силой”. Очень важно понять это. Это значит, что когда город формируется совместнымирешениями и действиями группы мужчин и женщин, на очень раннем этапе возникает совокупный дух или характер, который становится самостоятельной сотворенной реальностью.

 

На начальном этапе он гибок, и ему можно придавать форму и ваять, но со временем совокупный дух приобретает растущую независимость от людей, которые первоначально создали его. Он приобретает собственные характер и жизнь, вместо того, чтобы изменяться людьми, он сам изменяет людей по своему плану.

 

Первоначально предназначенная служить целям своих творцов, сила, заключённая в городе, теперь использует людей для своих целей. Она часто переживает своих основателей и может даже обратиться против них и извергнуть их, если они уже не нужны, или если они являются препятствием на пути к целям, находящимся в поле зрения.

 

Доминирующий инстинкт города направлен на выживание, поэтому он сделает всё, чтобы выжить. Так, Вавилон провозглашает:

 

“Вечно буду госпожою... Не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей”.

 

Я помню, как несколько лет назад смотрел по телевизору интервью тогдашнего премьер-министра Новой Зеландии, в котором его спросили: “Господин премьер-министр, какой первый принцип правительства?” Можно было ждать, что он ответит: “Первый принцип правительства — управлять”. О, нет. Премьер-министр попал в точку. “Первый принцип правительства, — сказал он, — оставаться у власти”.

 

4. Из-за грехопадения, город, творение человека, также пал, потому он начинает выражать совместный бунт людей против Бога: “Построим себе город...” (Быт. 11:4) — Вавилон. Из-за своего бунта, город становится идолом, т.е. он всегда стремится к тому, чтобы стать наивысшейвластью и наивысшим источником силы. То, что было в эмбрионе в Вавилоне, набрало полную силу. Бог говорит:

 

“Дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь; и нет иного”. (Ис. 45:6)

 

Вавилон говорит:

 

“Я, и другой подобной мне нет”.(Ис. 47:8-1)

 

Ниневия, беспечный город, говорит:

 

“Я — и нет иного, кроме меня”.(Соф. 2:15)

 

Тир в гордости своего сердца говорит:

 

“Я бог, восседаю на седалище Божием, в сердце морей”.(Иез. 28:2)

 

Это идольское стремление к превосходству, которое, конечно, пресекалось в прошлом в античных городах, бушует в советах корпораций, футбольных команд, государственных организациях, а иногда и в церкви и деноминационных институтах. Я помню, как читал несколько лет тому назад в очерке о бизнесе о том, что при рассмотрении кандидатов на высшие исполнительные посты в больших корпорациях счастливый брак был минусом. В статье рассуждали, что человек, у которого счастливый брак, не будет посвящать и отдавать себя исключительно своей работе. Для меня это ужасающий цинизм города.

 

5. Существует ещё более серьезный аспект, с которым необходимо считаться. Во-первых, при грехопадении человек потерял духовную власть над миром, а во-вторых, в получившийся таким образом вакуум силы пришел дьявол. Сатана, правитель бесов, стал правителем мировой системы, он стал “богом века сего” (2 Кор. 4:4; 1 Иоан. 5:19, Мат. 4:8-10, Иоан. 2:31). Это положение сатана использует для того, чтобы установить власть своих бесовских “сил” в духовном мире над падшими структурными силами.

 

“Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных”.

 

(Еф. 6:12)

 

Жак Эллюль указывает, что еврейское слово, означающее “город”, также значит “сторожевой ангел”, то есть за структурной силой, за совокупным духом, которыми является город, стоит сторожевой ангел, бесовская сила в духовном мире, которая есть идол или бог, которому поклоняются в этом городе. Библия называет многие демонические силы — Ваал, Астарта, Молох, Дагон, Салос, Диана и другие.

 

6. Рассматривая опустошительное действие грехопадения, мы должны серьёзно принимать во внимание бунт против воли Божьей, то есть зло, проистекающий из трёх источников:

 

а. Личный бунт и грех падших мужчин и женщин;

 

б. Совокупный бунт падших структур, внутренний дух, или характер организаций, цивилизаций и обществ и, соответственно, структурное зло в обществе;

 

в. Бесовское зло и противление сатаны, его сил и властей в духовной сфере.

 

 

 

Необходимо чётко обозначить эти три области, потому что в каждом случае действуют различные факторы, и обращаться с ними нужно по-разному.

 

Как действует город?

 

Обсуждение может определенным образом помочь прояснить, что стоит за некоторыми из наиболее неприятных процессов, с которыми лидерам организаций приходится сталкиваться. Давайте рассмотрим в качестве примера следующие процессы:

 

1. Иногда, жесткое, неизменное и непонятное противление изменениям со стороны зрелых, податливых и прогрессивных мужчин и женщин. Вам противостоят не люди как таковые, а “сила”, совокупный дух данного института, будь это деноминационная структура, корпорация или школьный совет. Эта “сила” будет использовать людей для того, чтобы, если возможно, расстроить ваши планы, и вы сможете заметить, что она редко разборчива в методах, которые она использует для достижения этого.

 

2. В большой организации часто есть человек, являющийся типичным “сачком”. Он небрежно выполняет свою работу, уклоняется от тяжёлой работы и умывает руки, когда что-то идет не так. Но когда освобождается хорошая вакансия, он всегда тут как тут. Мы можем сказать, что он “подмазывается” к боссу или дружит с нужными людьми, но это ни то, ни другое; он попал во власть совокупного духа организации. Если это так, вы можете нарушить все правила, но всё равно будете обладать силой.

 

С другой стороны, есть служащая пунктуальная, старательная и посвященная во всём, что делает, но почему-то, когда появляется отличная работа, она всегда уходит от неё к человеку менее способному или надежному. В высших эшелонах власти создаётся впечатление, что как-то она не “вписывается”. Это не имеет никакого отношения к её личности или её работе, но связано с ощущением, что она “ненаша”. На самом деле она сознательно или бессознательно отказывается подчиняться совокупному духу организации. Дело в том, что если вы не станете верным этой силе, она попытается уничтожить вас или избавиться от вас, даже если вы будете делать всё правильно и соблюдать все правила.

 

3. Борьба сил, происходящая на неосязаемом уровне в борьбе за власть. В этом случае один “город” пытается исключить другой, а другой борется за выживание. Это также объясняет, почему после смены руководства определённые лица из руководства поглощённой организации быстро выкидываются и смещаются практически вне зависимости от их способностей. Они серьёзно затронули победившую “силу”.

 

4. Разделение в церкви часто очень болезненно, катастрофично и часто оставляет людей с ранами и шрамами. Совокупный дух, названный Иоанном в Откровении “ангелом” церкви, был ампутирован и иногда так и остаётся повреждённым. В то же время, новая церковь, которая, возможно, возникла в результате разделения, начинает с раненым “ангелом”, который возник на основании ожесточения или обиды тех людей, которые были её основателями.

 

Даже та церковь, которая произвольно делится для роста, страдает от такого же состояния совокупного духа. Каким бы гармоничным и желаемым ни было разделение, можете быть уверены, что потребуется время для того, чтобы было преодолено состояние корпоративной смерти в церкви, которое наблюдается, пока церковь не пройдет через чувство потери и отделения.

 

5. На футбольном матче армия болельщиков какой-то команды определённым образом поглощается групповым умом, так, что они совершенно одинаково относятся к игре: групповыми эмоциями — так, что гол, забитый родной командой, производит почти эйфорию, и групповым поведением — включая пение, махание флагами, крики и т. д. Футбольный матч, на самом деле, является хорошим местом для наблюдения за совокупным духом в его незамаскированном действии, которое иногда включает в себя бесовский элемент, когда может возникнуть безумное насилие без какой-либо причины.

 

6. Присутствие демонической силы, действующей за структурной силой, не всегда и даже в меньшинстве случаев проявляется в грубом насилии. Она вполне может действовать в совете корпорации или палатах парламента, где эмоциональный накал не поднимается выше цивилизованной беседы. Тем не менее, нечеловеческое измерение зла может быть задействовано следующим образом. Это иногда проявляется в неброской аморальности принятых решений, или в смятении и путанице в вопросах этики, а иногда в ощущении, что кто-то, обладающий большим и злым гением, дергает веревочки и управляет куклами.

 

Эта вездесущность и кажущееся всемогущество природы этих сил в нашей культуре и нашем обществе создаёт в людях ощущение беспомощности по отношению к светскому обществу и заставляет их оставаться в безопасных стенах своих церквей. На церковных собраниях они могут петь победные песни Сиона и чувствовать себя победителями и царствующими с Иисусом в небесах. Но в мире они чувствуют совершенное бессилие перед силой институтов, которая наполняет их жизни. Эти силы требуют их сотрудничества потому, что их службы поддерживают безопасность их жизни и контролируют их будущее и их счастье. Меня удивляет, до какой степени некоторые сценарии популярной эсхатологии, посвящённые последним временам, рационализируют это положение, чтобы мы могли жить, слабо реагируя на зло в обществе и не чувствуя поражения.

 

Христос и силы

 

Мы уже рассмотрели важность жизни, смерти и воскресения Иисуса в отношении силы. В этом контексте мы повторяемся, потому что это недостаточно понимается, и в тоже время заложено в самом центре способности жить и работать в структурах сил этого мира, не попадая под их власть, и, что более важно, устанавливать господство Христа над самими силами.

 

“Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия”. (Еф. 3:10)

 

Во-первых, мы видим, что в воплощении Иисус вторгся во владения “сил”. Он пришел в страну, которая была особенно контролируема силами, по крайней мере, в четырех измерениях.

 

1. Сильная и жестокая военная сила — Римская империя. Палестина была оккупированной страной: там располагались иноземные войска.

 

2. Жестокая, законническая, подавляющая религиозная сила — синагога и Синедрион, которая пыталась убить Иисуса, только потому, что Он исцелял в субботу.

 

3. Экономическая сила иродиан, которая питалась налогами и обескровливала страну.

 

4. Сатанинская сила, главенствующая среди падших структурных сил. Есть некоторые основания считать, что, вероятно, имел место взрыв демонической активности и жестокое поражение большей части населения в период, предшествующий пришествию Христа.

 

Во-вторых, Иисус жил среди сил, но Он прожил жизнь, совершенно свободную от их власти. Более того, Он произвольно демонстрировал эту свободу. Это объясняет, например, то, почему Он многократно исцелял больных иизгонял бесов в субботний день в синагогах. Он отказывался подчиняться духу синагоги. Это стоит за Его ответом на угрозу Ирода убить его: “Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу” (Лук. 13:32), — и Его ответом Пилату: “Тыне имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше...” (Иоан. 19:11).Но когда Иисус подошел к концу Своего служения, Он внезапно сдаётся силам. Он сдаётся религиозной силе,Синедриону; тот, в свою очередь, передаёт Его военной силе, римскому прокуратору, который приказал распять Его, когда экономическая сила сорвала с Него одежды и разыграла их. И, что самое странное, Иисус сдаётся сатанинской силе. Он сказал: “Но теперь — ваше время и власть тьмы”-(Луки. 22:53).

 

Но вот истина, над которой необходимо постоянно задумываться и размышлять, пока мы не поймем её значения.

 

Смерть Иисуса была высшим актом послушания воле Отца: “Не Моя воля, но Твоя да будет”. Этот акт послушания до смерти, и смерти крестной, просто потому что такова была воля Отца, истощил, ослабил и нейтрализовал бунт сил.

 

Именно бунт подвигает “силы” большие и малые, стремление к наивысшей власти над мужчинами и женщинами, для того, чтобы быть причиной их деятельности и объектом их поклонения, стремление, говорящее: “Я, и нет иного, кроме меня”. Но с полным послушанием Иисуса воле Божьей силы не могли справиться; они не могли ввязать Его в бунт. Ни несправедливость, ни злоупотребления, ни испытания Его честности, ни насмешки, ни инстинкт самосохранения, ни вид Его матери, ни смерть и ад не смогли отклонить Его ни на каплю от послушания воле Отца.

 

Силы ничего не могли, дьявол, источник всего бунта против Бога, не мог сделать ничего. Они были поражены, разоружены, обессилены перед этим человеком.

 

Затем была побеждена сама смерть. Он воскрес

 

“Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою”. (Кол. 2:15)

 

“...Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем”. (Еф. 1:20-21)

 

Необходимо задать следующий вопрос:

 

Над какими силами Христос установил Свою власть? Разоружил Он силы бесовские, или Он победил структурные силы?

 

Ответ: и те, и другие!

 

Он разоружил дьявола (Евр. 2:14) и его дьявольские силы, которые Павел называет “духи злобы поднебесные” (Еф. 6:12).

 

Он также разоружил бунт земных сил: •“начальств, властей, мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6:12). Они тоже стали субъектом Его власти и господства.

 

“И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле”.

 

(Мат. 28:18)

 

Эта власть распространяется на всё творение, она и временная, и вечная, духовная и естественная, над всем, относящимся к творению, и всем, относящимся к искуплению. Это значит, что не только бесовские силы должны были покориться власти Христа, но и структурные силы также должны покориться Его господству. И нам дана власть воскресшего Господа и сила выдвигать требования этого господства, и мы призваны ворваться в город, в сферу действия сил.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Татьяна
04.07.2012 | 01:40
очень важная и серьезная тема, меня конкретно заставила задуматься. Большое спасибо за предоставленный материал.