30.01.2009
Скачать в других форматах:

Том Маршалл

Библейское понимание лидерства

ГЛАВА 8. Как стать лидером-слугой?

Мы попытались прояснить ответ на первый важный вопрос, который следует задать в связи со служащим лидерством: “Что это значит?”

 

Теперь мы подходим ко второму такому же важному вопросу: “Как делать это?” — или точнее, учитывая, что мы говорим о природе или характере: “Как получить это?”. Если мы не ответим удовлетворительно на этот вопрос, мы будем либо разочарованы в результате поиска идеала, кажущегося недостижимым. Или получим ошибочное представление, что если мы только поймём принцип, мы сможем воплотить его в жизнь, или сделать таковым.

 

Источник природы слуги

 

Чтобы получить что-то, нужно идти к правильному источнику. В отношении лидера-слуги есть только один источник, им является Иисус Христос. Иисус Сам говорит об этом очень ясно:

 

“Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”.(Мат. 20:28)

 

“Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий”.(Лук. 22:27)

 

Возможно, самая поразительная картина в Евангелиях содержится в Евангелии от Иоанна в 21 главе. Здесь мы находим воскресшего Иисуса, победителя греха, смерти и сатаны, Того, Кому дана вся власть на небе и на земле, готовящим на берегу рыбу на завтрак ученикам.

 

Но Иисус также и явил эту природу слуги, чтобы она могла быть доступна нам. Павел объясняет этот процесс шаг за шагом в послании к Филиппийцам во 2 главе и подчёркивает, что это должно происходить и в нас.

 

“Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе”.(Фил. 2:5)

 

Отношения (чувствования) — это то, что определяет, какие мы, и как мы действуем и реагируем. Отношения больше представлений, потому что представления — чисто интеллектуальные взгляды, которых мы держимся, и они редко влияют на нашу жизнь. Отношения состоят из:

 

1. Когнитивного элемента, то есть интеллектуальных представлений или убеждений.

 

2. Эмоционального элемента, чувств, которые мы испытываем по отношению к этим представлениям.

 

3. Волюнтативного элемента, поведенческих реакций, которые происходят у нас в связи с нашими представлениями.

 

Его путь к служению

 

Это место в Послании к Филиппийцам необходимо очень тщательно проанализировать. Здесь говорится:

 

“Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек”.

 

(Фил. 2:6-7)

 

Как бы мы ни понимали Божественное самоопустошение Сына Божьего, невозможно обойти следующие факты.

 

1. Иисус был “образом Божиим”, что означает, что Он полностью и совершенным образом был Богом, Божественность была Его природой и Его сущностью.

 

2. Он уничижил Себя, буквально “опустошил Себя”. Это Христос сделал произвольно, добровольно, сознательно и активно. Он от чего-то опустошил Себя, и что-то принял.

 

3. Он принял образ раба, что означает, что Он полностью и совершенным образом был слугой по природе также, как был и Богом по природе. Он не просто действовал, как слуга или делал то, что должен делать слуга, слуга — Его природа. Вот почему все Его действия и всё Его служение происходили естественно. Они не происходили черезсилу, с напряжением или искусственно, они произвольно и искренне проистекали из того, кем Он был.

 

4. Эта природа слуги была человеческой природой, введённой в кровь человечества, чтобы она могла стать доступной для нас во Христе.

 

5. Затем, Иисус принял природу слуги и подверг её стрессам и давлению обстоятельств, создавая в ней все способности, которые могут нам когда-либо понадобиться, и проверяя её во всех испытаниях, с которыми мы когда-либо столкнёмся. И затем

 

“Смирил Себя был послушным даже до смерти, и смерти крестной”.(Фил. 2:8)

 

Одним из условий человеческого существования, вероятно, является то, что смерть запечатляет его в основном моральном состоянии. После смерти невозможно радикальное изменение. Изменяется только то, что мы всё больше и больше становимся тем, кем мы являемся на самом деле. “Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё” (Отк. 22:11).

 

Смерть Иисуса запечатлела Его человеческую жизнь в бессмертии, как Павел указывает в Послании к Римлянам в 6 главе:

 

“Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для Бога”.(Рим. 6:9-10)

 

И так как грех владеет смертью, грех не имеет власти над воскресшей человеческой жизнью Иисуса. Смерть запечатлела Его человеческую природу в безгрешности. Тем же знаком она запечатлела её в избранной природе слуги, так что Он одновременно является Царем славы и Сыном Человеческим, находящимся среди нас как слуга.

 

Познание Христовой природы слуги

 

Для нас доступ к жизни Христа лежит через новое рождение, действие возрождения. Познание этого образа производится силой Его жизни в нас через действие освящения. Для нас это действие означает следующее:

 

1. Возрастающее понимание и благодарность за то, что было совершено для нас в: а. Действии Креста.

 

б. Работе Святого Духа, применяющего действие Креста.

 

2. Возрастающее и постоянное применение реальности этого действия для себя; “почитание себя”, выражаясь терминологией Павла.

 

3. Научение, в моральном и духовном смыслах, когда мы должны постоянно делать правильные выборы, гармонирующие с этой реальностью.

 

Понимание

 

Первая ступень — это понимание. Я надеюсь, что мы, по крайней мере, находимся на пути к пониманию истины, что в Воплощении Иисус создал природу слуги и стал слугой. Через наше отождествление с Ним в Его смерти и воскресении мы можем соприкоснуться с этой природой и соединиться с ней. Но нам нужно глубже поразмыслить и задуматься над этой истиной, пока она не станет откровением для наших сердец.

 

Применение

 

Следующая стадия — это применение. Здесь в наших сердцах будут задеты глубокие вопросы, поэтому мы не сможем его избежать. На самом деле, через применение нельзя проскочить, иначе ничего не произойдет. Мы сталкиваемся с тем, что нам нужно пройти через те же стадии и те же ступени, что и Иисусу, потому что

 

“Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его”.(Мат. 10:24-25)

 

В определённом смысле, это очень личное путешествие и очень субъективное переживание, поэтому любые два человека не пройдут его совершенно одинаковыми путями. Но Послание к Филиппийцам 2 глава даёт, тем не менее, некоторые основные картографические данные, чтобы помочь нам наметить маршрут и показать, насколько далеко мы продвинулись в этом путешествии.

 

1. “Не почитал хищением”- (стих 6)

 

Если мы откроем наши сердца для пронизывающего рентгена Святого Духа, то, несомненно, придём к осознанию того, что у нас есть определённые лелеемые нами цели и устремления, которые стали для нас тем, к чему мы стремимся.

 

Мы не можем позволить другим людям обусловить эти категории для нас, и нам запрещается затрагивать и ограничивать их для других людей. Но мы неизбежно придём к ясности, которая иногда будет для нас болезненной. Ясности по поводу конкретных проблем, на которые указывает нам Святой Дух.

 

Первая стадия — отдать то, что мы удерживали, и больше не считать это тем, что нужно искать, к чему нужно стремиться, что нужно считать законной целью наших устремлений.

 

2. “Уничижил Себя”, то есть опустошил себя

 

Затем мы придём, если не свернем с избранного пути, к точке самоопустошения. Где мы позволим уйти нашим амбициям, нашим повесткам дня, нашим видениям и мечтам, и положению, которое мы занимаем или желаем занимать в мнениях других. Иными словами, мы позволяем оставить нас всему аппарату стремления к силе. Это означает, что мы отделываемся от любого вклада в успех, статус, положение, титул, репутацию и тому подобное.

 

Но более того, мы должны опустошить себя. Это значит, что мы должны оставить все наши сильные стороны и способности, даже если они даны Богом, нашу самоуверенность и наш испытанный список заслуг, нашу учёность, наш опыт, наше тщеславие и наше позитивное представление о себе. То есть всё, что питает наше падшее тщеславие и питает наше представление, что мы являемся чем-то или кем-то. Мы можем думать, что отвергаем то, что составляет наше Я, но на самом деле уходит не наше настоящее Я, а все в нас, что может быть обольщено силой или соблазнено положением.

 

Но несомненно, самоопустошение Сына Божьего не имело ничего общего с нашим. Его самоопустошение было отказом от совершенства, от нетленных достоинств, наше — опустошение от сил, всего бесцветного и двусмысленного, от потенциалов и всего порочного и падшего.

 

3. -“Приняв образ раба”.

 

Когда мы готовы принять Христову природу слуги? Только тогда, когда процесс самоопустошения завершён, потому что до этого служение является для нас только понятием, а мы не занимаемся понятиями, мы занимаемся жизнью. Только Святой Дух знает, когда мы завершили эту стадию, и только Он может привести нас к пониманию того, что ветхое, наконец, прошло, и теперь всё новое.

 

Теперь применение становится совершенно ясным. Мы понимаем, что означает “принять”, “облечься” и “приобрести”, становится легко “почитать” и “ходить по Духу”; вдруг это становится терминами, которые мы можем понимать, и которые мы можем претворять в жизнь. Я думаю, что одной из главных причин, почему нам не хватает реальности в “облечении”, является то, что мы ещё не разобрались должным образом с “совлечением”, и поэтому не достигли уровня веры, где возможно применение.

 

4. “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти”

 

Принятие природы слуги является обычно кризисным переживанием, вхождение в него является процессом, центром которого является Божественная заповедь.

 

“...только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: “люби ближнего твоего, как самого себя”.(Гал. 5:13-14)

 

Продолжение

 

Очень важно понять, как Бог действует в нашей жизни, чтобы повлиять на изменение характера.

 

Во-первых, Он заинтересован во внутренних изменениях: не в том, что я делаю, а в том, каким человеком я становлюсь. Например, Он не желает, чтобы я всё время творил добрые дела, Он желает, чтобы я стал добрым человеком. Когда я являюсь добрым человеком, то всё, что я делаю, будет нести на себе отпечаток доброты, даже если это укор или дисциплинирование. Бог не желает, чтобы я говорил буквальную правду при каждой возможности, Он желает, чтобы я стал честным человеком, и тогда чистота будет присутствовать во всём, что я делаю и говорю. Итак, Он не заинтересован, чтобы мы делали всёвремя то, что надлежит делать слуге, а в том, чтобы у нас было сердце слуги.

 

Во-вторых, в Библии Бог не дал нам детальную, конкретную инструкцию, как разбираться с каждой ситуацией или любыми обстоятельствами. Не существует списка правил или универсальной системы, которая автоматически скажет нам, что предпринимать в каждом случае. Слабая сторона списка правил, как у фарисеев, состоит в том, что мы всегда можем найти способ, чтобы спокойно жить с буквой закона, не позволяя ей влиять на наше сердце или изменять нашу мотивацию.

 

Вместо этого Бог сделал вот что:

 

1. Установил заповеди в форме принципов для направления нашего поведения.

 

2. Дал ряд конкретных примеров применения, чтобы показать практичность этих принципов, и

 

3. Оставил нам применение этих принципов наиболее творческим и честным образом в реальных жизненных ситуациях, с которыми мы

 

сталкиваемся.

 

Это не значит жить с набором законов, а жить в гармонии с нашей природой слуги, спрашивая в каждой ситуации: “Какие действия в этих обстоятельствах послужат наилучшим интересам тех, кого я веду?” Не существует совершенно безопасного метода для любого случая. Много раз наш выбор будет двойственным и наше суждение ошибочным, и у нас будет множество возможностей учиться на ошибках. Но в одном мы можем быть уверены — жизнь по принципам, заложенным Богом, в конце концов достигнет цели, которую Он наметил для нас. Слуга, а если мы ведём, — лидер-слуга, становится для нас второй природой. Иными словами, мы делаем это естественно и непроизвольно, так что принимаем ли мы решения или выполняем решения других, издаем инструкции или подчиняемся приказам, являемся первопроходцами или способствуем выполнению видения другого человека, мы делаем это, чтобы служить.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.