30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 51

 

Вопрос 126

 

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

 

126. В чем состоит пятое прошение?

 

Ответ: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть: «Ради крови Христовой не вмени нам, жалким грешникам, грехи наши и ту порочность, которая и по сей день в нас пребывает. Ибо и сами мы, чувствуя в своих сердцах свидетельство Твоей благодати, твердо намерены от всей души прощать нашим обидчикам».

 

Примечания

 

Последние три прошения этой прекрасной молитвы связаны друг с другом с помощью союза «и». Они образую собой единое целое. Если бы Господь даровал нам, например, хлеб, но не ниспослал прощения, то у нас все равно ничего не было бы (ибо одно взаимосвязано с другим). Последние три прошения отличаются от первых. Каждая из них охватывает все области нашей жизни.

 

Господь учит нас говорить в молитве о наших долгах. Ибо наши грехи не являются только недостатками. Совершая грех, мы утаиваем от Господа то, что обязаны приносить Ему. Более того, Он учит нас говорить о наших грехах во множественном числе, ибо их великое множество! Гейдельбергский катехизис, объясняя слово «долги», правильно указывает на различия между «преступлениями» (в русском переводе Гейдельбергского катехизиса – «грехами». – Прим. пер.), то есть нашим неправильным поведением в мыслях, словах и поступках, и «порочностью, которая по сей день в нас пребывает», то есть нашим неправильным отношением и наклонностями, нашей греховной природой, которая усугубляет нашу вину пред Богом так же, как и сами грехи.

 

Следует помнить, что нам совершенно нечем оплачивать долги, чтобы восстановить свое доброе имя. Наш долг пред Господом с каждым днем становится все больше и больше. Мы – «жалкие грешники», то есть не грешники, достойные жалости, но грешники бессильные, неспособные выплатить свой долг. В таком случае существует только одно решение проблемы – прощение, списывание долговых обязательств. Спаситель учит нас молиться о прощении долга. Мы можем обращаться к Господу с этой просьбой благодаря Христовой крови, которая является жертвой, принесенной Иисусом ради примирения грешников с Богом.

 

Каждый из нас является грешником не только по причине собственных грехов. Люди разделяют грехи друг друга, ибо мы пребываем в своеобразной круговой поруке греха. Предупреждаем ли мы об опасности согрешения своего ближнего? Показываем ли мы ему плохой пример? Мы не должны с безразличием относиться к грехам других людей, как если бы они нас не касались. Вот почему Спаситель учит нас молиться о прощении НАШИХ (а не МОИХ. – Прим. ред.) грехов.

 

Вторая часть прошения – «как и мы прощаем должникам нашим» – не представляет собой основания для прощения. Прощение возможно только благодаря жертве Христа. Кроме того, вторая часть прошения не подразумевает степень прощения, как если бы Бог должен был настолько прощать нас , насколько мы прощаем своих должников. Нам следует помнить правило, представленное в Евангелии от Матфея, 6:15:

«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

 

Тот, кто не прощает долги своему ближнему, не признает тем самым свой собственный долг пред Господом. Спаситель желает, чтобы мы, молясь о прощении, помнили об этом правиле. Он составил данное прошение таким образом, что ни один человек не сможет обратиться с ним к Господу, если сам не желает простить своего ближнего. Всякий, кто желает испросить у Господа прощения, должен прежде узнать, действительно ли он сам твердо решил от всего сердца простить своего ближнего. Катехизис называет такое состояние «свидетельством Твоей благодати», ибо никто не сможет простить ближнего, если не научится так поступать по Божьей благодати. Таким образом, данное свидетельство уверяет нас в том, что Бог действительно желает простить нас. Разве Бог, Который учит прощать, не простит нас?

 

Вопросы

 

  1. Что вы знаете о последних трех прошениях? Что представляют собой наши грехи? Почему они так называются? Какое различие проводится в катехизисе при объяснении слова «долги»?
  2. Можем ли мы выплатить свой долг Господу? Каково единственное решение данной проблемы? На основании чего прощает Бог?
  3. Молимся ли мы о прощении только по причине собственных грехов? Как мы должны относиться к грехам своего ближнего?
  4. Каково правило прощения? Можно ли на основании слов «как и мы прощаем должникам нашим» утверждать, что прощение Господа зависит от того, насколько мы прощаем нашим должникам? Почему эти слова были добавлены к данному прошению?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.