30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 43

 

Вопрос 112

 

Уважайте имя (репутацию) вашего ближнего

 

112. Чего требует девятая заповедь?

 

Ответ: Не произносить против кого-либо ложного свидетельства, ни на кого не клеветать, не злословить, не сплетничать, никого не осуждать необдуманно или втайне. И если я не хочу возбудить против себя гнев Божий, то должен совершенно избегать всякого рода обмана и лжи как дел, свойственных дьяволу. Кроме того, я должен следовать истине в судебных или иных делах и всегда добровольно говорить правду. Вдобавок к этому мне следует защищать и преумножать добрую славу других, насколько это в моих силах.


Примечания

 

Девятая заповедь касается вопроса доброго имени человека, то есть того, что люди думают о нем, его репутации. В Святом Писании (Еккл. 7:1) говорится об имени человека:

 

«Доброе имя лучше дорогой масти».

 

Имя человека определяет его положение в обществе (см., например: Луки 7:4–5). Подвергающий нападкам имя человека пытается тем самым подорвать его общественный статус. Самый серьезный грех против имени человека – это клятвопреступление, то есть лжесвидетельство перед судом (1-я Цар. 21:13). Запрещая этот вопиющий грех, Бог тем самым осуждает и все остальные грехи, относящиеся к данной категории.

 

Девятая заповедь запрещает:

 

а. Искажение слов человека, добавление к ним чего-либо или ,наоборот, недосказывание; сплетни и клевету; осуждение кого-либо необдуманно или втайне; участие в осуждении ближнего.

 

Также мы не должны и спешить рассказать все, что услышали от другого человека, даже если он сказал правду. В Первом послании Петра, 4:8, говорится следующее:

 

«...любовь покрывает множество грехов».

 

Апостол Иаков пишет (Иак. 1:19):

 

«...всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...»

 

Данная заповедь также запрещает всякую ложь и обман, посредством которых мы осознанно извращаем правду для достижения собственных интересов или для того, чтобы навредить ближнему. К ним относится обман с целью сокрытия преступления, ради развития бизнеса и так называемая невинная ложь.

 

Гейдельбергский катехизис называет ложь и обольщение работой сатаны. Этот грех присущ дьяволу. Он не крадет и не убивает сам, но с помощью лжи и обмана подстрекает людей совершать такие поступки (Иоан. 8:44). С помощью обольщения он разрушает все Божье творение.

 

Бог ненавидит всякую ложь. В книге Притчей (12:22) есть такие слова:

 

«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему».

 

Данная заповедь требует, чтобы я защищал честь и достоинство моего ближнего, чтобы как в суде, так и в других ситуациях я любил истину и говорил правду.

 

Ересь

 

Иезуитская практика так называемых мысленных оговорок.

 

Вопросы

 

  1. В чем суть девятой заповеди? О чем говорится в книге Екклезиаста, 7:1? Что подразумевается под именем человека? Какова важность имени человека в обществе?
  2. Что запрещает эта заповедь? Можем ли мы рассказывать все, что услышали от других людей? О чем говорится в Послании Иакова, 1:19? Что еще запрещает девятая заповедь?
  3. Как называет Гейдельбергский катехизис ложь и обман?
  4. Чего требует данная заповедь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.