30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 3

ВОПРОС 6

 

СОТВОРЕНЫ ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ

Заметки

         1. В книге Иова, 34:10, написано: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие». Но грешник всегда склонен обвинять Бога в своем несчастии и во всем зле, которым наполнен мир. Поэтому, к сожалению, вопрос, поставленный в катехизисе, действительно необходимо рассмотреть.

         2. Бог сотворил человека добрым. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Хорошо – значит абсолютно удовлетворительно, цель достигнута. Человек полностью соответствовал Божьей воле и закону. Он отвечал Божьему замыслу.

         3. Под «образом» в катехизисе понимается сразу два слова из Писания – образ и подобие[5] (Быт. 1:26). Здесь Святое Писание использует два слова для обозначения одного и того же самого, чтобы как можно лучше передать суть.

         4. То, что человек есть образ (не носитель образа, а сам образ) Божий, означает, что он напоминает Бога. Точно так же люди иногда видят (узнают) отца в его детях и говорят: «Эти дети очень похожи на своего отца». Когда Бог с небес посмотрел на Адама, Он счел правильным, чтобы тот владычествовал над всем творением (Быт. 1:28; Пс. 8). И в этом Бог увидел Свой собственный образ, как царь видит свое отражение в своем верном наместнике, который поступает по его законам. Человек проявил себя как образ Божий на практике, верно выполняя свое служение (свой долг), к которому он был призван как пророк, священник и царь.

         Для этого Бог сотворил человека, одарив его «истинной праведностью и святостью». У человека было правильное отношение к Богу, Его закону и служению (праведность). Он отдавал всего себя Господу в абсолютной чистоте и повиновении. Он не ощущал никаких неправильных влечений. Он стремился посвятить себя только послушанию и преданности Богу (святость).

В Послании к ефесянам, 4:24, сказано: «Облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Из слов о «новом человеке» (восстановленном Христом), о котором говорит апостол, мы узнаем о первом человеке, которого Бог создал по Своему образу. Как на месте разрушенной статуи ставят новую в соответствии с первоначальным рисунком, так и мы можем видеть первоначальный образ через восстановленный.

Бог создал человека таким образом для того, чтобы тот знал Его как Творца и знал другие творения в их отношении с Богом. Это знание в Адаме было чистым и достоверным; на тот момент оно было достаточным, но была возможность и для развития.

5. Требование закона – любить; следовать за Богом, Который есть любовь. Это не было невозможным для человека, каким его создал Бог; это даже не стоило ему никаких усилий. Ведь он был сотворен по образу Божьему. И чтобы следовать за Богом, ему надо было просто оставаться таким, каким он был.

6. Это было Божьим повелением человеку. Он должен был оставаться таким, каким он был, и использовать в соответствии со своей природой те дары, которые Бог дал ему.

Ведь катехизис говорит, что Бог дал человеку дары, чтобы тот «правильно познавал Бога, своего Создателя (человек должен был использовать дар познания как пророк), любил Его всею душою (должен был сохранять свою святость как священник) и вечно жил с Ним в блаженстве (должен был проявлять свою праведность как царь)». Так Адам исполнял свое тройственное служение.

7. И все же человек осквернил свое служение грехом. Он воспользовался добрыми дарами не для послушания в служении Богу, а для послушания дьяволу. Из-за этого образ Божий в человеке исказился.

Через грехопадение человек утратил все превосходные дары, которые получил от Бога. Правда, при этом сохранился «некоторый остаток» (Бельгийское исповедание, артикул 14) этих первоначальных даров. В человеке остался «определенный естественный разум... благодаря чему он сохраняет некоторое понятие о Боге, природных вещах и различии между нравственным и безнравственным» (Каноны Дортского синода, IIIIV.4).

Но этих остатков первоначальных даров недостаточно, чтобы человек мог оставаться образом Божьим (Иоан. 8:44). Даже их он использует неправильно (Каноны Дортского синода, IIIIV.4).

В 32-м вопросе/ответе катехизиса мы исповедуем, что Христос восстанавливает нас к верному исполнению нашего первоначального долга и таким образом обновляет в нас тот образ, с которым мы были сотворены.

8. Итак, человек не произошел из неких темных глубин. Бог поставил его высоко. И когда человек вскоре согрешил, это произошло не потому, что иначе он не мог или не знал, что делает, а только по его собственному злому умыслу. Его грехопадение было отпадением от Всевышнего, отпадением от того высокого положения, в которое он был поставлен Богом.

9. В творении человек еще не достиг своей конечной цели. Он еще не обладал вечной жизнью. Он был добрым, но непостоянным. Бог хотел, чтобы человек сам стремился сохранить это состояние. Августин писал, что человек имел способность не грешить. Неспособность же грешить должна была последовать за его выбором добра. К сожалению, вместо этого человек пришел к неспособности не грешить.

А. В 14-м артикуле Бельгийского исповедания говорится о нашем сотворении по образу Божьему и о нашем падении, вследствие которого мы уже не в состоянии делать добро.

Б. В первом параграфе IIIIV тезисов Канонов Дортского синода еще обстоятельнее описывается наше сотворение по образу Божьему и последствия нашего падения. О последнем подробнее говорится в четвертом параграфе этой же главы Канонов.

 

Заблуждения

Учение о Божьем образе римско-католической церкви, которое часто описывают как «золотые поводья».

 

Вопросы

1.      Для чего потребовалось поставить шестой вопрос катехизиса?

2.      Как сотворил Бог человека? Какое значение имеет то, что он был сотворен добрым?

3.      Что означает, что человек был создан по образу Божьему? В чем человек проявил себя как образ Божий? Чем Бог одарил человека?

4.      Что имеется в виду, когда говорят, что человек сотворен «в праведности»? И что значит «в святости»?

5.      Что сказано в Послании к ефесянам, 4:24? И как этот текст раскрывает нам первого человека?

6.      С какой целью Бог сотворил человека по Своему образу?

7.      Что можно сказать о знании, которым обладал Адам?

8.      Мог ли человек исполнить закон Божий?

9.      В чем состояло тройственное служение человека?

10.  Что случилось с образом Божьим в человеке после грехопадения?

11.  Обладал ли человек уже тогда вечной жизнью?

12.  В чем заключалось его непостоянство?

 

 

 

ВОПРОС 7

 

ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Заметки

1. Бог – единственный, Кто может поведать нам о происхождении нашего несчастья. Почти у всех народов сохранились смутные предания о грехопадении. Но откровение истории мы находим только в Слове Божьем.

2. Это Слово, как и вопрос о происхождении нашего несчастья, направляет нас в рай. Мы уже отметили в предыдущем разделе, что человек, сотворенный добрым, должен был хотеть добра. Господь желал, чтобы человек со своей стороны выполнял требования завета: любить Бога завета и повиноваться Его Слову. Чтобы человек мог показать, что он хочет этого, Бог дал ему заповедь-испытание. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

3. Заповедь-испытание. Эта заповедь называется так потому, что Господь испытал с ее помощью человека. А дерево познания добра и зла называлось так потому, что через него и соответствующую заповедь человек получил знание о добре и зле. Перед человеком предстало и добро, и зло. Добро подразумевало не вкушать от древа, а зло – вкусить от него. Теперь человек мог выбирать.

4. Этой заповедью-испытанием Бог вовсе не расставил ловушку для человека. Он предупредил человека о последствиях нарушения этой заповеди. Бог не возложил на человека что-то непосильное. Всего-навсего не вкушать от одного дерева. Бог дал эту заповедь для жизни! Теперь Адам мог показать, что хочет прилепиться к Богу, хотя он и не совсем понимал, зачем Бог повелел то, что повелел. Так человек добровольно пришел бы к любви к Богу и в этом превзошел бы все другие творения на земле.

5. И вот тогда, когда Господь дал человеку возможность продолжать добровольно любить, при этом сделав возможным и то, что человек отвернется от Него, – вот тогда и началось наше несчастье. Человек не послушался Господа. И таким образом пал. Он покатился вниз. Нет никакого оправдания за это непослушание. Это было (вопрос/ответ 9) злоумышленное, дерзкое непослушание. Писание называет его безумием.

6. Прочитай об искушении и о непослушании людей в книге Бытие, 3:1–7.

7. Этим непослушанием человек перерезал узы жизни с Господом. Он перешел от завета с Богом к завету с сатаной. Тотчас же это повлекло за собой печальные последствия для всей природы человека (всего его существа). В природе человека все перевернулось. Знание стало безумием, праведность – неправедностью, святость – нечестием. Посмотри в книге Бытие, 3:8–13, как мгновенно все это проясняется. Из дитяти Божьего человек превращается в чадо дьявола! Человек выбирает его сторону и получает его природу (Иоан. 8:42–44). См. также: Бельгийское исповедание, артикул 14, и Каноны Дортского синода, IIIIV.1.

8. Человек пал не только сам, но повлек за собой и своих детей – по причине того положения, в которое Бог поставил его при сотворении (как главу завета и человечества). «Адам… родил [сына] по подобию своему, по образу своему» (Быт. 5:3). А отрывок из Послания к римянам, 5:19, начинается так: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными…» (слово «многие» употребляется здесь не в арифметическом смысле – скорее, оно указывает на всех. «Многие» потому, что их количество огромно). А в псалме 50, стих 7, говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».

А. Прирожденную греховность мы называем «первородным осквернением». Читай об этом в Бельгийском исповедании, артикул 15, и в Канонах Дортского синода, IIIIV.1, 2, 3.

Б. В Чине крещения исповедуется, что мы и дети наши зачаты и рождены в грехе и поэтому являемся чадами гнева. См. также: первый вопрос/ответ в Чине крещения.

В. В «Общем исповедании грехов» (это первая молитва после Псалтыри в сборнике «Христианские молитвы») мы исповедуем, «что из-за первородного греха мы нечисты пред Тобой и стали чадами гнева, зачаты от греховного семени и рождены в беззаконии, и поэтому склонны ко всякому злу… в нашей жизни».

 

Заблуждения

1. Учение пелагиан и ремонстрантов.

2. Отрицание существования духовного мира или его воздействия на эту (земную) жизнь.

 

Вопросы

1.      Каков единственный источник нашего знания о несчастии?

2.      В чем заключалась заповедь-испытание?

3.      Для чего она была предназначена? Почему то дерево называется «древом познания добра и зла»?

4.      Была ли эта заповедь ловушкой? Или непосильным испытанием?

5.      Что означает слово «падение»?

6.      Что включало в себя это падение?

7.      Есть ли какое-то оправдание этому падению?

8.      Расскажи, что сказано в книге Бытие, 3:1–7.

9.      Какими последствиями обернулось грехопадение для человеческой природы?

10.  Что написано в Послании к римлянам, 5:19; в Псалме 50, стих 7?

11.  Что такое первородное осквернение?

 

 

 

ВОПРОС 8

 

НИКТО НЕ ТВОРИТ ДОБРО

Заметки

1. В седьмом разделе уже было сказано, что через падение Адама порок и смерть распространились на всех людей. А в этом разделе говорится, насколько глубоко проник этот порок в сущность каждого человека. Глубоко настолько, что мы уже неспособны ни к какому добру и постоянно склонны ко всякому злу.

2. Это исповедание разделяют фактически только реформатские христиане. Многие полагают, что в человеке сохранилось некое лучшее «я». Но в Писании говорится, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7). В человеке – сплошной грех.

3. Иногда это проявляется ужаснейшим образом. Есть люди, которые просто отъявленные преступники. Но есть и другие. На самом деле большинство людей заботятся о благополучии в своей физической жизни; они достойно занимают свое положение в обществе, проявляют обходительность в отношениях с окружающими и пользуются у них уважением, выражают определенное почтение к религиозности. Разве все это не хорошо? Действительно, все эти естественные, гражданские, внешне моральные и религиозные деяния имеют значение для этой жизни. Господь использует их, чтобы общество не развалилось. И все же во всем этом человек не исполняет закона Божьего. Потому что эти деяния не проистекают из любви к Богу. Этими «добродеяниями» человек может даже выказывать свою ненависть к Богу. Возьмем, к примеру, историю с Вавилонской башней. Тогда люди делали «добро» друг другу. Они не боролись между собой, но помогали друг другу в полном единодушии. Какой мир и благополучие! Но их общие усилия были направлены на то, чтобы забыть Бога и противодействовать Его заповеди. Поэтому, делая добро друг другу, они в то же время ненавидели Бога.

4. Мы не отрицаем, что человек после грехопадения остается человеком. Он не утратил способности к пониманию и может взвешенно подходить к работе; у него сохранилась воля, он может делать выбор и совершать соответственные поступки. Тем не менее к этому «некоторому остатку» превосходных даров, данных человеку Богом при сотворении (Бельгийское исповедание, артикул 14), люди обращаются не для того, чтобы служить Господу, а чтобы достигать своих собственных целей. См. особенно: Каноны Дортского синода, IIIIV.4, 5. Этот «некоторый остаток» не приводит человека ни к какому спасительному знанию о Боге, но лишает его всякого оправдания пред Ним, ведь человек неправильно использует даже те добрые дары, что в нем остались. См.: вопрос/ответ 6, заметка 7.

В катехизисе говорится, что мы склонны ко всякому пороку. Это не значит, что каждый человек вовлечен в каждый порок. Не потому, что сам человек настроен на что-то доброе. Ведь каждый человек склонен ко всякому греху. Многое Бог сдерживает страхом – через угрозы закона и наказания со стороны властей. Но сердца человека продолжает быть склонным ко злу и настроенным против Бога. Как железо притягивается к магниту, как только он появляется рядом, так и грешное сердце тянется ко греху.

5. Таким образом, в человеке не осталось никаких точек соприкосновения с добром. Не поможет никакое моральное или духовное перевооружение. Грех – это не что-то приобретенное; мы не научились ему, а рождены с ним (Быт. 8:21; Иов 14:4). Избавиться от него можно только через возрождение. Чтобы восстала новая жизнь, существующее должно умереть (этому учит нас погружение в воду или окропление ею в крещении). Искупление может прийти только как чудо Божье. Но прежде чем говорить о возрождении, катехизис еще глубже разъясняет, насколько мы пропащие.

6. Возрождение. Библия говорит о рождении свыше (Иоан. 3:3). Под этим подразумевается полное обновление жизни. В 88-м вопросе/ответе катехизиса это же рождение названо «истинным обращением». Каноны Дортского синода (III–IV.11, 12) говорят об обращении, обновлении, новом творении, соделании живым. Это обновление жизни соделывает Святой Дух через Божье Слово.

Псалом 18:8:          «Божий закон совершенен, он возрождает душу» (Современный перевод).

Псалом 118:50:       «Слово Твое оживляет меня».

Послание Иакова, 1:18:     «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

Где бы это Слово Божье ни принималось верой, там происходит возрождение человека. Ведь, как говорится в 24-м артикуле Бельгийского исповедания, «мы верим, что сия истинная вера, производимая в человеке через слышание Слова Божьего и действие Духа Святого, возрождает его и творит в нем нового человека, являясь причиной того, что он живет новой жизнью, и освобождает его от рабства греха».

А. Каноны Дортского синода (III–IV.3): «Без благодати возрождающего Святого Духа они не желают и не способны обратиться к Богу, изменить свою испорченную природу или даже расположить себя к такому изменению».

Б. После тезисов IIIIV следует «Опровержение заблуждений», где в 4-м параграфе учение обосновано и подтверждено доказательствами из Писания.

 

Вопросы

1.      Способен ли человек к добру? Стремится ли человек к нему?

2.      Что сказано в книге Бытие, 6:5, и в Послании к римлянам, 8:7?

3.      Неужели все люди – отъявленные преступники? В каком смысле они делают «добро»? Какое значение имеют эти добродеяния?

4.      Исполняет ли человек этими добродеяниями закон Господний? Почему?

5.      Осталось ли в человеке что-то хорошее после грехопадения? Может ли он из-за этого делать что-то доброе?

6.      Неужели люди делают постоянно только плохое? Потому ли это, что в них самих осталось что-то хорошее? Почему же они делают только плохое? Каково отношение человека ко греху?

7.      Можем ли мы сами избавиться от греха?

8.      Что необходимо для нашего искупления? Кто Единственный может сделать это?

9.      Что такое возрождение? Как еще оно именуется в 88-м вопросе_ответе катехизиса?

10.  Кто соделывает возрождение? Посредством чего?

11.  Что сказано в Псалме 18:8 и в Послании Иакова, 1:18?


[5] В голландском оригинале слово «evenbeeld» объединяет два слова: «beeld» («образ») и «gelijkenis» («подобие»). – Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.