30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

СРЕДСТВА БЛАГОДАТИ: СЛОВО И ТАИНСТВА

Воскресный день 25

 

Вопрос 65

 

ВЕРА ОТ СЛЫШАНИЯ

 

65. Поскольку только вера делает нас причастниками Христа и всех Его благодеяний, откуда же исходит эта вера?

 

Ответ: От Святого Духа, Который воспламеняет ее в сердцах наших через проповедь Евангелия и укрепляет через таинства.

 

Примечания

 

В разделах воскресных дней 25–30 рассматривается вопрос относительно средств благодати, которыми являются Слово и таинства (крещение и Вечеря Господня). В катехизисе представлено подробное объяснение таинств (кратко рассматривается только вопрос Слова как средства благодати). Такой подход объясняется той исторической обстановкой, в которой был составлен Гейдельбергский катехизис. В шестнадцатом столетии реформаторы должны были отстаивать чистоту учения о таинствах. И в наше время современная церковь должна следовать их примеру! Суть изложенного в катехизисе по данному вопросу вовсе не устарела и не утратила своей актуальности.

 

Как пища поддерживает жизнь человека, а лекарства исцеляют его, так и средства благодати производят и укрепляют Божий дар благодати (то есть веру, посредством которой мы сопричастны всем Христовым благам), пребывающий в нас. Вот почему катехизис, приступая к рассмотрению вопроса относительно средств благодати, сначала говорит о происхождении и укреплении веры. Ибо средства благодати необходимы для произведения и укрепления ВЕРЫ. Нам не следует недооценивать эти средства (подобно мистикам), пренебрегая проповедью и крещением и обосновывая свое решение следующим образом: «Что могут сделать проповедь и крещение? Ведь производит веру только Бог!» В то же время мы не должны слишком переоценивать их значимость (подобно римским католикам). Согласно римско-католическому учению, благодать присутствует в самих таинствах, подобно тому как в лекарствах содержится все необходимое для нашего исцеления. Если католики правы, тогда нам вполне достаточно ПРИНИМАТЬ средства благодати (подобно лекарствам). Однако катехизис говорит об их ИСПОЛЬЗОВАНИИ.

 

Слово «использовать» подразумевает нечто большее, нежели просто прием. Спасены будут не слушатели, но исполнители Слова Божьего. Нам следует работать с таинством. Мы должны осмыслить таинства, понять значение обетования, которое запечатлено в них. Мы прекрасно понимаем, что веру ПРОИЗВОДИТ, конечно же, Святой Дух, Который, в отличие от нас, не ограничен средствами благодати.

 

Каков источник веры? Ранее в катехизисе уже рассматривались вопросы о необходимости (воскресный день 20), природе (воскресный день 21), содержании (воскресный день 22, вопрос/ответ 58) и пользе веры (воскресные дни 23–24). Теперь в нем поднимается вопрос о ПРОИСХОЖДЕНИИ веры. От кого мы ее получаем? От родителей? От учителей? Может быть, мы сами производим в своих сердцах веру? Никак нет! В Послании к ефесянам, 2:8, говорится следующее:

 

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

 

Святой Дух совершает Свою работу в наших сердцах. Мы должны молиться Господу о Святом Духе. Однако нам не дано знать, каким образом Он рождает веру в наших душах (Каноны Дортского синода, 3/4:13).

 

Святой Дух производит веру в наших сердцах посредством ПРОПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ. Заметьте, катехизис упоминает именно Евангелие, избегая выражения «Слово Божье», потому что ЗАКОН не производит веру. ЗАКОН (закон и евангелие являются двумя частями Слова, которые следует отличать друг от друга) осуждает; он не призывает человека прийти к Богу и не производит в нем в доверие Богу. Это задача Евангелия. Вот почему в катехизисе упоминается именно Евангелие. Кроме того, катехизис говорит о ПРОПОВЕДИ. Богу было благоугодно спасти верующих в Него посредством ЮРОДСТВА ПРОПОВЕДИ (1-е Кор. 1:21). Конечно, вера может быть дана человеку и через чтение им Евангелия, но обычный способ – ПРОПОВЕДЬ. В Послании к римлянам, 10:17, говорится следующее:

 

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».

 

Обратите внимание на следующий важный аспект: катехизис не говорит о том, что Бог пробуждает веру проповедью Евангелия, но производит ее. Кроме того, Святой Дух не производит в нас веру НАПРЯМУЮ (то есть без использования определенных средств). Он не вкладывает семя веры в сердце человека, дабы посредством проповеди Слова способствовать его росту, подобно тому как солнце способствует произрастанию растения из семени. Святой Дух действует иначе. Он ПРОИЗВОДИТ веру посредством проповеди. Апостол Иаков пишет:

 

«Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18).

 

Вера нуждается в укреплении, потому что она постоянно подвергается нападкам нашей греховной природы и мира, который противостоит ей во всем. Господь укрепляет веру различными способами (например, посредством испытания и провидения). В качестве средств для укрепления нашей веры Он даровал нам Слово и таинства. Когда в катехизисе говорится, что Святой Дух ПРОИЗВОДИТ веру в наших сердцах посредством проповеди Евангелия, тем самым подразумевается, что Он не только создает веру, но также и сохраняет ее (с помощью средств для ее укрепления). В Compendium’е данный вопрос объясняется более подробно.

 

Проповедь укрепляет веру. Несмотря на все нападки на веру, проповедь постоянно обращает наше внимание на Божье обетование и помогает нам намного лучше его понять. Вспомните, к примеру, Авраама. Бог посредством Слова призвал Авраама следовать за Ним. Кроме того, когда казалось, что вера Авраама полностью иссякла по причине бесконечного ожидания, Бог УКРЕПЛЯЛ его посредством постоянной проповеди Слова. Кроме того, Господь укрепляет нашу веру ПОСРЕДСТВОМ таинств. Недостаточно обладать таинствами, необходимо еще и пользоваться ими. В противном случае они будут бесполезны, подобно талантам, сокрытым в земле.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. В двадцать втором артикуле Бельгийского исповедания сказано следующее: «...Святой Дух возжигает в сердцах наших истинную веру» (см. также: Каноны Дортского синода, 3/4:17).
  2. В Канонах Дортского синода, 5:14, говорится следующее: «И как было угодно Богу начать этот труд благодати в нас возвещением Евангелия, так Он уберегает, продолжает и завершает Свой труд через слушание и чтение Евангелия, размышление о нем и его наставлениях, предупреждениях и обетованиях, а также посредством совершения Таинств».

 

Вопросы

 

  1. Сколько средств благодати существует? Какова их цель?
  2. Каких заблуждений нам следует опасаться и избегать в данном контексте?
  3. Ограничен ли Бог средствами благодати? Обязаны ли мы пользоваться средствами благодати?
  4. Каков источник веры? О чем говорится в Послании к ефесянам, 2:8?
  5. Какие средства использует Святой Дух для произведения в нас веры?
  6. Из каких двух частей состоит Божье Слово? Почему в данном контексте в катехизисе говорится именно о Евангелии? Почему в нем говорится о проповеди?
  7. О чем говорится в Послании к римлянам, 10:17? Можно ли сказать, что Евангелие пробуждает веру в человеке? Вспомните слова из Послания Иакова, 1:18.
  8. Почему необходимо укреплять веру? Как Господь укрепляет веру?
  9. Как вера укрепляется посредством проповеди Евангелия?
  10. Как таинства укрепляют веру?

 

 

Вопросы по третьей и четвертой главе Канонов Дортского синода

 

  1. Почему «естественный свет», все еще пребывающий в человеке, не способен привести его к вере (статья 4)?
  2. Почему Десятисловие не может даровать человеку веру (статья 5)?
  3. Как же Бог производит веру (статья 6)?
  4. Почему в новозаветный период Бог дарует веру намного большему числу людей, нежели это было во времена ветхого завета (статья 7)?
  5. Искренно ли Бог призывает людей к вере (статья 8)?
  6. Почему же тогда те, кого призывают к вере, не откликаются на призыв (статья 9)?
  7. Почему другие люди откликаются с верой (статья 10)?
  8. Является ли проповедь действенной сама по себе? Что еще делает Бог, чтобы произвести в людях веру (статья 11)?
  9. Как Бог возрождает людей (статья 12)?
  10. Обязан ли Бог даровать нам веру (статья 15)?
  11. Как нам относиться к тем, кто исповедал свою веру (статья 15)?
  12. Что мы можем сделать для тех, кто еще не уверовал (статья 15)?
  13. Как Бог не работает в человеке (статья 16)? («Не как в...»).
  14. Как даруется нам благодать (статья 17)? («Благодать даруется нам посредством...»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 66

 

ЗНАК И ПЕЧАТЬ

 

66. Что такое таинства?

 

Ответ: Они суть священные и видимые знаки и печати, учрежденные Богом с той целью, чтобы через них действеннее возвестить и запечатлеть евангельское обетование. Обетование же это состоит в том, что не только всем верующим вообще, но и каждому из них в отдельности Он даром, только ради жертвы Христовой, принесенной на кресте, дарует отпущение грехов и жизнь вечную.

 

Примечания

 

Слова «таинство» нет в Святом Писании, оно заимствовано из латинского языка. В Древнем Риме это слово использовалось для обозначения священного, важного религиозного действа. Мы же под таинствами подразумеваем крещение и Вечерю Господню.

 

Таинства суть «СВЯЩЕННЫЕ И ВИДИМЫЕ ЗНАКИ И ПЕЧАТИ... УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ». Они святы не потому, что крещальная вода и хлеб и вино Вечери Господней сами по себе являются какими-то особыми. Они так и остаются обычными водой, хлебом и вином. Но они ОТДЕЛЕНЫ для служения Богу и по этой причине святы. Они представляют собой печати Христовой жертвы и благодаря этому ценны, подобно банкноте, которая сама по себе является всего лишь бумагой. Катехизис называет таинства ВИДИМЫМИ. Именно этим они отличаются от Слова. Христос входит в нашу жизнь посредством слышания нами Его Слова и созерцания таинств. Нам позволено ВИДЕТЬ! Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот почему люди задают человеку, который рассказывает им о неком событии, следующий вопрос: «Ты видел это?» Мы склонны больше верить очевидцу событий, нежели тому, кто лишь слышал о них.

 

Таинства являются знаками. Знак обозначает некую невидимую концепцию. Траурная одежда является знаком внутреннего состояния человека, которое само по себе невидимо. Учитель может сделать видимой абстрактную формулу 2 x 2 = 4, используя счеты. Господни таинства представляют собой визуальное учебное пособие. Они являются «знаками... УЧРЕЖДЕННЫМИ БОГОМ...» Таинства – не естественные знаки, но созданными Богом для определенной цели. Например, слезы являются естественным знаком траура, а траурные одежды – созданным знаком. Выражение «УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ» показывает нам, что таинства были установлены Богом. Он единственный, кто мог это сделать. Как знаки, таинства более ПОЛНО передают нам значение обетования Евангелия.

 

Кроме того, таинства являются ПЕЧАТЯМИ. Печать (подобно акцизной марке) удостоверяет подлинность объекта, на котором она стоит. Таким образом, таинства представляют собой печати, которыми запечатлено Слово для удостоверения его истинности. Такое удостоверение истинности необходимо не по причине недстоверности Слова, но по причине немощности нашей веры. Как печати, таинства подтверждают истинность Божьего обетования Евангелия. Катехизис утверждает (обратите на это внимание), что Бог посредством таинств более полно провозглашает и запечатлевает обетование, данное нам. Этим занимается исключительно Бог. Он делает это «ЧЕРЕЗ НИХ» (см.: вопрос 65, примечание 2).

 

Что отображают и запечатлевают таинства? «ОБЕТОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ». Это обетование действительно указывает на то, что в нас совершает Бог. Однако таинства изображают и запечатлевают не Божий труд в нас или то, что Он предполагает совершить в нас, но только Его ОБЕТОВАНИЕ. Они направляют нашу веру к данному обетованию. Бог действует в нас силою Духа Святого посредством таинств (Бельгийское исповедание, артикул 33).

 

Перекрестные ссылки

 

Тридцать третий артикул Бельгийского исповедания рассказывает о таинствах. В нем мы признаем, что «наш благодатный Бог» учредил для нас таинства по причине «бесчуственности и слабости нашей».

 

В этом же артикуле утверждается, что через таинства Бог «запечатлевает нам Свои обетования и являет в качестве залога Свою добрую волю и благодать по отношению к нам».

 

Ереси

 

  1. Римско-католическое учение, согласно которому таинства наделены некой сверхъестественной силой.
  2. Вера в то, что таинства запечатлевают благодать, которая ранее была в человеке. Такой взгляд привел к учению о двух крещениях – «настоящем» и «неполном» (автор имеет в виду теорию А. Кайпера, которая была возведена в ранг доктрины и предлагалась для официального принятия синодам реформатских церквей в Нидерландах (Gereformeerde Kerken in Nederland) в период с 1939 по 1944 год. Это учение было одной из основных причин возникновения движения Liberation в 1944 году. Таинства не запечатлевают возрождение как таковое, но обещают прощение и возрождение. См.: воскресные дни 26–27, вопросы/ответы 69–74).

 

Вопросы

 

  1. Каково первоначальное значение слова «таинство»? Как мы используем это выражение?
  2. Почему таинства называются святыми знаками? Каково их предназначение в качестве знаков?
  3. Почему они названы УЧРЕЖДЕННЫМИ знаками? Кто учредил их? Разве таинства являются только знаками?
  4. Какова роль таинств как печатей?
  5. Почему Бог даровал нам таинства? (см.: артикул 33 Бельгийского исповедания).
  6. Что изображают таинства? Что запечатлевают таинства? Как Бог совершает в нас труд посредством таинств?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 67

 

СЛОВО И ТАИНСТВО

 

67. Значит ли это, что Слово и таинства вместе направлены на то, чтобы вызвать в нас веру в крестную жертву Христа как единственное основание нашего спасения?

 

Ответ: Да. Ибо Святой Дух учил в Евангелии и подтверждает в таинствах, что все наше спасение заключено только в принесенной за нас на кресте жертве Христовой.

 

Примечания

 

В данном разделе катехизис указывает на согласие, существующее между Словом и таинствами. Их содержание одинаково. Таинства не могут научить нас тому, что не изложено в Слове. Их можно сравнить с иллюстрациями в книге. Иллюстрации ничего не добавляют к содержанию книги, но проясняют его. У Слова и таинств есть не только общее содержание, то есть Божье обетование, но и один источник происхождения, то есть как Слово, так и таинства дарованы нам Богом и являются средствами благодати.

 

Тем не менее между Словом и таинством существуют и различия:

 

  1. Слово относится к области слуха человека, а таинства к области зрения;
  2. Слово производит и укрепляет, а таинства только укрепляют веру;
  3. спасение немыслимо без Слова, но возможно без таинств. Однако если Господь установил таинства, никто не имеет права пренебрегать ими. Они необходимы для нас по причине того, что так повелел Бог;
  4. Слово анализирует, то есть объясняет содержание обетования, а таинства синтезируют, то есть представляют краткое содержание обетования.

 

Так как Господь даровал нам два средства благодати, всякий пренебрегающий одним из них тем самым представляет себя виновным пред Богом.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. В артикуле 33 Бельгийского исповедания говорится, что таинства «...были прибавлены... к Слову Евангелия, дабы лучше представить нашим внешним чувствам провозглашаемое в Его Слове и творимое в наших сердцах...»

 

Вопросы

 

  1. Учат ли нас таинства тому, что не представлено в Божьем Слове? С чем мы можем сравнить Слово и таинства?
  2. В чем Слово и таинства похожи друг на друга?Чем Слово и таинства отличаются друг от друга? Достаточно ли только проповедовать Слово?

 

 

 

 

 

Вопрос 68

 

ДВА ТАИНСТВА

 

68. Сколько таинств установил Христос в Новом Завете?

 

Ответ: Два – крещение и Святую Вечерю.

 

Примечания

 

В ветхозаветный период существовали два кровавых таинства: обрезание (было дано Аврааму) и Пасха (была установлена во время исхода из Египта). В тридцать четвертом артикуле Бельгийского исповедания говорится следующее:

 

«Мы верим и исповедуем, что Иисус Христос... Своей пролитой кровью стал завершением всякого пролития крови, которое могло совершаться или совершалось бы в искупление наших грехов и в удовлетворение за них».

 

В новозаветный период кровавые таинства были заменены таинствами, не требующими пролития крови. Крещение заменило собой обрезание (Кол. 2:12), а Вечеря Господня – Пасху (Луки 22:14). В тридцать третьем артикуле Бельгийского исповедания говорится следующее:

 

«Более того, мы довольствуемся тем числом таинств, каковое Христос наш Господь установил для нас, а именно двумя таинствами...»

 

Следует отметить, что никому не позволено разделять то, что соединил Сам Господь. Те, кто практикует лишь одно из вышеупомянутых таинств, пренебрегая другим, становятся виновными пред Богом.

 

Ереси

 

  1. Римско-католическое учение о семи таинствах. Крещение (передает благодать посредством возрождения), конфирмация (укрепляет верующего в благодати), исповедь (восстанавливает его в состоянии благодати), евхаристия (поддерживает благодать), миропомазание (укрепляет верующего перед лицом смерти), венчание и рукоположение (духовных лиц). Римско-католическая церковь учит, что данные таинства, будучи средствами благодати, сопровождают человека от колыбели до смертного одра, сообщая ему благодать. Однако далеко не каждый может принять все семь таинств! Так, священник не может принять таинство брака, а женатый католик не может принять таинство рукоположения. Кроме того, семь таинств проводят разделение между клиром и мирянами. Однако Слово Божье поддерживает не семь таинств, но только два: крещение и Вечерю Господню.

 

Вопросы

 

  1. Какие таинства существовали в ветхозаветный период? Когда они были установлены?
  2. Почему они были заменены? Какие новозаветные таинства заменили собой ветхозаветные таинства?
  3. Сколько таинств существует? Сколько таинств признают римские католики?

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.