30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 19

 

Вопросы 50–51

 

Сядь одесную Меня

 

50. Почему добавлено «сидящего одесную Отца»?

 

Ответ: Христос взошел на небо для того, чтобы там провозгласить Себя Главою Своей Церкви. Через Него Отец правит всем и вся.

 

51. Какую пользу приносит нам слава Христа как нашего Главы?

 

Ответ: Во-первых, через Духа Святого Он изливает на нас, как на Своих членов, небесные дары. Во-вторых, силой Своей Он защищает и охраняет нас от всех врагов.

 

Примечания

 

Положение Христа, сидящего одесную Отца, тесно взаимосвязано с вознесением, но в то же время отлично от Его положения в момент вознесения. То, что Он находится одесную Отца, указывает на ЦЕЛЬ вознесения и показывает его РЕЗУЛЬТАТ (из Святого Писания мы знаем, что пророк Илия был взят на небо, но не был посажен одесную Бога). В псалме 109, стих 1, говорится следующее:

 

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

 

В Деяниях, 7:56, описывается видение Стефана:

 

«...вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»

(см. также: Матф. 26:64, 28:18).

 

В древнем обществе место по правую руку хозяина было почетным. Оно предоставлялось особенно уважаемым людям. В этом же значении упоминается место одесную кого-либо и в Святом Писании (см.: 3-я Цар. 2:19 и Матф. 20:21). Однако нам не следует буквально воспринимать это выражение Символа веры. Бог есть Дух, и посему мы можем говорить о Его деснице только образно. Нам следует понимать данное выражение в контексте того смысла, который в него был заложен. Таким образом, оно подразумевает, что Христос был наделен ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ВЛАСТИ и ВЫСОЧАЙШИМИ ПОЧЕСТЯМИ.

 

Господь, говоря «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18), говорит не о Своем всевластии, но о всякой власти, которая существует среди ангелов и людей, как на небе, так и на земле.

 

Этой властью и почетом был наделен Тот, Кто ранее был уничижен за грехи наши, дабы ПРОВОЗГЛАСИТЬ Себя Главой Церкви. Конечно, Господь всегда был Главой Церкви, но теперь данный факт стал очевидным для всех. Воссев одесную Отца, Он провоглашает Себя Главой Церкви. В катехизисе сказано, что Отец управляет всем сущим чрез Господа Христа. Бог управляет всем посредством Своего провидения (воскресный день 10). Но теперь мы узнаем, что Божье провиденциальное управление осуществляется ЧРЕЗ Христа. Таким образом, провиденциальное правление Самого Христа осуществляется для спасения и славы Его Церкви.

 

Обсуждая вопрос Христова вознесения в предшествующем разделе, мы узнали, что Он совершает ради нас на небесах. Рассмотрев вопросы/ответы настоящего раздела, мы пришли к выводу, что власть и величие Христа в небесах так велики, что Он правит как нами, так и всем мирозданием. Он не только послал нам Своего Духа, чтобы забрать нас на небеса (воскресный день 18), но через этого Духа Он также посылает Свои небесные дары членам Своего Тела, которые еще пребывают на земле. Посредством этих даров Он помогает им на этой земле жить в соответствии с небесным образом жизни. Небесные дары – это дары, ниспосланные с небес, которые подготавливают нас к небесной жизни: возрождение, освящение. Пребывая на небесах, Он тем не менее защищает и хранит нас здесь, на земле, от всех наших врагов, которые восстают против Него (2-е Тим. 4:17–18).

 

Комментарии

 

Ни один человек (например, папа римский) или собрание людей (собор, синод, пресвитерия, магистериум) не имеют права считать себя Главой Церкви. У нас есть только один Владыка – Христос. Отдельные люди или собрание людей могут лишь служить в Церкви, уча христиан тому, что только Христос является единственным Главой Церкви. Поэтому Церковь должна управляться не постановлениями (человеческими), но учением Божьим посредством провозглашения Слова Христа Царя.

 

В ветхозаветном храме не было стульев или сидений. Священнику не позволялось во время богослужения садиться ни на мгновение. Кроме того, ветхозаветные священники никогда не могли закончить храмовое богослужение, потому что кровь постоянно приносимых в жертву козлов и овнов в действительности не очищала людей от греха. Но единственным Первосвященником, Который завершил Свое служение, является Иисус Христос. Посему Он получил право воссесть после завершения Своего служения!

 

Вопросы

 

  1. В чем состоит разница между положением Христа в момент вознесения и Его небесным положением как восседающего по правую руку Отца?
  2. Докажите на основании Святого Писания тот факт, что Христос действительно восседает одесную Отца.
  3. Что означает Его положение по правую руку Отца? Какой властью Он наделен?
  4. Почему Он получил эту власть и почет?
  5. Какую пользу может принести нам положение Христа как восседающего одесную Отца?
  6. Кто в таком случае управляет Церковью и как должны руководить Церковью служители?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 52

 

Приди, Господи Иисусе

 

52. Чем утешает тебя возвращение Христово для суда над живыми и мертвыми?

 

Ответ: Тем, что среди всех скорбей и гонений я с поднятой головой ожидаю с неба такого Судью, Который прежде Сам предстал за меня на суд Божий и снял с меня всякое проклятие; ожидаю Того, Кто подвергнет всех Своих и моих врагов вечной каре, а меня со всеми избранными возьмет к Себе в небесную радость и вечную славу.

 

Примечания

 

Христово возвращение на облаках узрит всякое око (Деян. 1:11; Откр. 1:7). Кроме того, Господь придет на землю внезапно и неожиданно, подобно вору в ночи (Матф. 24:37–38). Никто не знает, когда произойдет это событие. В Евангелии от Марка, 13:32, говорится следующее:

 

«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

 

Безусловно, в Святом Писании говорится о признаках времени Христова пришествия: распространение нечестия (Матф. 24:12), явление сына беззакония, антихриста (2-е Фес. 2:9–12), слухи о войне и сами войны (Марк. 13:7–8), землетрясения (Луки 21:25–27), жестокие преследования Церкви (Матф. 24:14), проповедь евангелия всем народам (Матф. 24:14). Эти знамения являются постоянным напоминанием человечеству: «Смотрите, Он грядет!»

 

Христос возвратится в блистательной славе. В Евангелии от Матфея, 25:31, сказано:

 

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей».

 

Вместо нынешних небес и земли возникнет новое небо и земля (2-е Пет. 3:7–12). Но прежде воскреснут мертвые. Все народы будут собраны пред Господом, Который разделит их на две группы, подобно пастуху, отделяющему овец от козлов (Матф. 25:32). Каждый человек получит то, чего заслужил, живя в теле, – либо доброе, либо худое (2-е Кор. 5:10). Тогда будет задан вопрос: «Совершались ли наши дела по вере, которая объединяет нас во Христе?»

 

В катехизисе спрашивается только о том УТЕШЕНИИ, о котором говорится в данном ответе (о Христовом возвращении для суда над живыми и мертвыми). Ибо Христово возвращение является великим утешением для Церкви. Церковь, пребывая на земле, притесняется и угнетается миром. Цель, которую преследует Церковь, презирается миром и подвергается оскорблениям. Но вот что говорится в 37-м артикуле Бельгийского исповедания об избранных Божиих:

 

«...и их дела – в настоящем обвиняемые как еретические и нечестивые многими судьями и гражданскими властями – будут признаны делами Сына Божьего».

 

Ответ на 52-й вопрос катехизиса дополняет это высказывание следующими словами:

 

«Он подвергнет всех Своих и моих врагов вечной каре, а меня со всеми избранными возьмет к Себе в небесную радость и вечную славу».

 

Вот почему в 37-м артикуле Бельгийского исповедания сказано:

 

«...напоминание о сем суде является по справедливости ужасным и страшным для нечестивого и злодея, но в высшей степени радостным и утешительным для праведника и избранного. Ибо затем совершится их полное искупление и они пожнут плоды своего труда и страданий, которые они перенесли».

 

Поэтому Дух и Невеста молятся: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Есть ли у нас такое желание? Тот, кто совершает дело Христово на этой земле, желает скорейшего возвращения Иисуса Христа! Но там, где не слышится молитва «Маранафа!», вера приходит в упадок.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. Внимательно прочитайте 37-й артикул Бельгийского исповедания, в котором каждое слово пронизано ожиданием пришествия Иисуса Христа преследуемой Церквью.
  2. Ожидание Господня возвращения также присутствует в молитве, которая произносится перед совершением таинства крещения, из формы крещения младенцев и взрослых: «...и в последний день могли предстать безбоязненно пред судейским престолом Христа, Твоего Сына».

 

Вопросы

 

  1. Каким образом возвратится Христос? Когда Он возвратится? Перечислите признаки времени Его пришествия. Что эти признаки означают?
  2. Что совершит Христос во время Своего второго пришествия? В соответствии с чьей волей Он будет вершить суд?
  3. Почему Христово возвращение является таким огромным утешением для Церкви?
  4. Ожидает ли Церковь с нетерпением Христова возвращения?

 

Ереси

 

1. Милленаризм (хилиазм). Слово «миллениум» состоит из двух латинских слов – «mille» («тысяча») и «annus» («год») и переводится на русский язык как «тысячелетие»[14]. Термин «милленаризм» («хилиазм»), в свою очередь, используется для описания еретического учения о так называемом «тысячелетнем правлении Христа» (см.: Откр. 20:2, 4, 6). Учение о тысячелетнем царстве возникло очень давно и получило широкое распространение. Его придерживаются так называемая Апостольская церковь (не имеющая ничего общего с древней первоапостольской Церковью), расселиты (свидетели Иеговы), мормоны и всевозможные направления адвентистов седьмого дня. Однако у каждой из этих групп разработана своя собственная концепция Миллениума.

 

Милленаристы учат, что Христово второе пришествие будет осуществлено в два этапа. Первый этап Христова возвращения ознаменует собой сокрушение антихристианских сил; связывание сатаны; воскрешение умерших верующих; воссоединение всех верных со Христом, особенно евреев, которые были обращены в христианство и вернулись в Палестину; Христово правление над миром из среды этого собрания верных, способствующее духовному возрождению и материальному благополучию. Некоторые считают, что Христос будет править в Иерусалиме, другие (мормоны) – что в штате Юта, в то время как остальные указывают на небеса, как на постоянное местопребывание Господа. В конце этого тысячелетнего правления Христос возвратится на небеса, а сатана будет вновь освобожден. Вскоре после этого события Христос возвратится снова. Второй этап Христова возвращения ознаменует собой воскресение всех людей и последний суд. Милленаристы отличаются друг от друга в толковании деталей своей ереси (например, продолжительности тысячелетнего царства, обстоятельств его начала, места и роли в нем иудеев и так далее).

 

Для обоснования этой ереси милленаристы ссылаются на Святое Писание, особенно на книги пророков. Конечно, в данной работе у нас нет возможности рассмотреть каждый из текстов, которыми пытаются подтвердить истинность данного учения. Да и нет нужды этим заниматься, ибо совокупностью «свидетельства» Святого Писания, представленного милленаристами, является двадцатая глава книги Откровение. Если в данной главе тысячелетнее царство описывается в том виде, в каком оно изображается милленаристами, то и тексты пророков необходимо рассматривать таким же образом. Но если 20-я глава книги Откровение учит чему-то другому, тогда толкования милленаристами текстов из пророческих книг не будут иметь под собой оснований. В данной главе, например, не говорится о том, что сатана будет полностью бессилен на протяжении тысячелетнего периода, но о том, что он связан, дабы не прельщать более народы. С того времени как Христос вошел в славу, воссев одесную Отца, сатана не имеет власти прельщать народы. С того самого времени мы живем в миллениуме (1 000, то есть 10x10x10, является символическим числом и подразумевает длительный и завершенный промежуток времени).

 

Кроме того, в 20-й главе Откровения не говорится о том, что избранные будут править со Христом на ЗЕМЛЕ после первого воскресения. В 4-м стихе этой главы Откровения Иоанн не говорит, что он видел ВОСКРЕСЕНИЕ душ обезглавленных за свидетельство о Христе. Скорее, Он видел их ЖИВЫМИ (то есть в небесах). Он видел, что эти души царствовали со Христом на НЕБЕСАХ.

 

Милленаризм (хилиазм) является опасной и вредной ересью, поскольку:

 

а) данное учение изображает искаженную картину взаимосвязи между Ветхим и Новым Заветами. Дело в том, что, согласно милленаристскому взгляду, Новый Завет не представляет собой осуществление Ветхого Завета. А осуществление Ветхого Завета якобы произойдет позже, во время Миллениума. При таком подходе искажается понимание учения Святого Писания;

 

б) данное учение сводит на нет христианскую жизнь. Ведь, согласно учению хилиастов, Христос еще не начал царствовать. Но на самом деле Он и сейчас является Царем, Который правит всем сущим. Однако милленаристы презрительно относятся ко всем предприятиям христиан. Они довольствуются пассивной проповедью.

 

Согласно учению Ч. Т. Рассела, основоположника секты свидетелей Иеговы, Христос возвратился в 1874 году и начиная с 1914–1918 года мы живем в Тысячелетнем царстве. Невидимое присутствие Христа на земле предположительно доказывается множеством изобретений и научных открытий, которые были сделаны в начале Миллениума!

 

 

 

 

 

 

[14]             В Нидерландах эту ересь предпочитают называть Хилиазмом. В оригинале данной работы, автор объясняет, что этот термин создан из греческого слова «chilios», то есть «тысяча». прим. пер. (На русском языке, термин «милленаризм», предпочтительнее также переводить как «хилиазм». прим. пер.).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.