30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 8

ВОПРОС 24

 

ОТЕЦ, СЫН И СВЯТОЙ ДУХ

Заметки

         1. Содержание, суть нашей веры – это Божьи евангельские обетования, и они кратко изложены в двенадцати статьях символа веры (см.: вопрос/ответ 22). Бог обещает не просто что-то и не просто многое, но обещает нам Самого Себя. «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). Поэтому содержание нашей веры – это Сам Бог. Наша вера и упование устремляются к Нему и хватаются за Него. Наша вера – это не просто рассудочное убеждение, что Бог есть. Через веру мы находим покой в Боге, вверяем себя Ему. И все в символе веры говорит о Боге, о том, каков Он для нас и что делает, а также чего мы ждем от Него. Он говорит о Боге Отце и нашем создании, о Боге Сыне и нашем искуплении, о Боге Святом Духе и нашем освящении. Мы говорим в исповедании, что Бог сотворил нас и с тех пор охраняет нас, что Бог Сын через пролитие крови Своей стал нашим Искупителем и что Святой Дух освящает нас и вводит в вечную, блаженную жизнь.

         2. Потому что именно так, через обетование, Бог милостиво связал Себя с нами. Мы ведь были крещены во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Согласно прекрасному объяснению, которое содержится в Чине крещения, это означает, что Бог Отец обещает нам, что Он будет нашим Отцом и обеспечит всем необходимым, что Бог Сын обещает нам очищение посредством Его крови и что Бог Святой Дух обещает нам, что Он будет пребывать в нас и действовать в нас, так чтобы сообщить и открыть нам все, что мы имеем во Христе.

         Эти обетования мы и принимаем верой. На них мы полагаемся. И так мы исповедуем в кратком изложении нашей веры, что Бог Отец есть и наш Отец, что Он как всемогущий Творец неба и земли заботится о нас; что Бог Сын есть наш Искупитель, что Он искупил нас Своей кровью; что Бог Святой Дух освящает нас и довершит наше искупление.

 

Вопросы

1.      Каково содержание нашей веры? Что пообещал нам Бог? Что мы делаем через веру? О Ком говорится в символе веры?

2.      Что обещает нам Бог в крещении? Какую веру мы исповедуем?

 

 

 

ВОПРОС 25

 

КАК СЛАВНО ТВОЕ ИМЯ!

Заметки

         1. Здесь мы признаем, что исповедуем Бога таким, как сказано выше, «потому что Бог так явил Себя в Слове Своем». Ибо мы познаем Бога из Его Слова и в свете Его Слова, а также из творения и поддержания Им всего существующего (см. Бельгийское исповедание, артикул 2). В Своем Слове Бог милостиво явил нам Свое Имя. Это Имя – не просто звук, в Нем мы встречаемся с Самим Богом. Его Имя – Бог, Господь, так как Он Сам открылся нам, обратился к нам. В этом Имени мы познаем Бога. В Писании слова «Имя Господа» используются для указания на Самого Бога (Прит. 18:10). Единое Имя Божье, через которое мы познаем Его сущность, Господь милостиво открыл в Святом Писании через многие Имена. Эти Имена – словно множество цветов спектра, вместе образующих свет. И в каждом из Имен мы не просто встречаемся с чем-то от Бога, но с Самим Богом.

         Так, например, под различными названиями – «семя», «плод», «зерно», «пища» и т. д. – мы подразумеваем зернышко в его целостности.

         2. Мы различаем Божьи Имена таким образом:

         а) Имена собственные. Например, Бог, Господь;

         б) совершенства (1-е Пет. 2:9), или качества (добродетели). Например, Святой;

         в) личные Имена: Отец, Сын и Святой Дух.

         3. Имена собственные – это Имена, которые принадлежит Богу, и никому другому:

         а) Бог (евр. Элохим, сокращенно – Эл). Оно употребляется во множественном числе, чтобы указать на полноту силы. Под этим Именем мы знаем Бога как Творца и Правителя всего;

         б) Господь (ЙХВХ, ЯХВЕ, но не Иегова). Под этим Именем Бог явился Своему народу как Сущий – «Я есть тот, кто есть», Верный и Неизменный (Исх. 3:14, 6:1 и далее);

         в) Господь, то есть Повелитель, Правитель, Собственник;

         г) Яхве Саваоф, Господь воинств. Эти воинства – Израиль (2 Цар. 6:2), звезды (Пс. 32:6) или ангелы (Ис. 37:16).

         4. Совершенства, или качества. Они показывают, каков Бог, раскрывают Его сущность. Первый артикул Бельгийского исповедания называет следующие из них:

         а) Бог един. Есть только Один Бог (Втор. 6:4; 1-е Кор. 8:4–6). Политеизм (многобожие), т. е. учение о том, что существует множество богов, так же безумно, как и атеизм – учение о том, что Бога нет;

         б) у Бога простая сущность. Простой – в смысле несоставной. В Боге все совершенно. В Нем нет составных частей, не говоря уже о каком-то их противостоянии (1-е Иоан. 1:5);

         в) Его сущность духовна. Бог есть Дух (Иоан. 4:24). Это выше любой материи;

         г) Сущий, Сущность. Бог существует, Он есть – Единственный, существующий Сам из Себя;

         д) Вечный. У Бога нет начала, развития или конца. Течение времени неприменимо к Нему. Сегодня у нас нет того, что мы имели вчера или будем иметь завтра. Но с Богом не так. См.: Пс. 89:2, 3;

         е) Непостижимый. Он превышает возможности нашего разума. Это не исключает того, что мы можем познавать Бога в Его откровении (Иов 36:26);

         ж) Невидимый. Ничьи глаза не могут увидеть Его;

         з) Неизменный. См.: Иак. 1:17. В Нем нет изменения. Даже когда Он сожалеет о чем-то (Быт. 6:6), изменяется не Он, а человек;

         и) Бесконечный и вездесущий. См.: Пс. 138:7. Бог на горах, в долинах; Он повсюду, хотя не везде присутствует одинаково: например, в небесах – не так, как в аду;

         й) Всемогущий. Бог может сделать все, что хочет (Луки 1:37);

         к) Бог обладает совершенной мудростью. Он всегда выбирает лучшее и стремится к достижению высочайшей цели. См.: Рим. 11:33–36;

         л) Справедливый. Он вознаграждает творящих добро и изливает гнев на делающих зло. Он держит Свое Слово, не оставляет вину без наказания, и наоборот – не карает невинного (Исх. 34:7);

         м) Бог благ. Он желает добра Своему творению, и наипаче Своим избранным. Он проявляет любовь к людям, милость к виновным, милосердие к страждущим, долготерпение к заслужившим наказания.

Завершение первого артикула исповедания тоже заслуживает внимания: Бог также есть изобилующий «источник всякой благости».

         Мы можем упомянуть и о таких качествах Бога:

н) Святой. Бог далек от всякого греха и ненавидит его, Он возвышен над всем творением (1-е Иоан. 1:5; Ис. 6:3);

о) Бог всеведущ. Он знает и постигает все еще от вечности (Деян. 15:18).

А теперь посмотри еще раз на каждое из этих качеств, подумай о них и ответь себе на такие вопросы: 1) как утешает меня то, что Бог именно таков? и 2) к чему это побуждает меня?

5. Личные имена. Бог един. Но сущность Единого Бога так богата, что она существует в (но не из!) Трех Лицах. Эту тайну мы называем Триединством. Мы не находим этого слова в самом Святом Писании, но находим то, на что указывает Слово. И находим только в Слове. Потому что эту тайну мы можем познать только оттуда, а не из природы (см.: вопрос/ответ 25).

6. То, что в Боге есть множество в единстве, становится очевидным уже из 1-й главы книги Бытие, стих 26: «И сказал Бог: сотворим человека». См. также: Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему». Из последующего становится ясно, что это единство по своей сути – тройственность (Ис. 63:9, 10).

В Новом Завете эта тройственность в единстве проявляется сразу же в извещении о рождении Христа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). А во время крещения Иисуса на Иордане крещается Сын Божий, нисходит Святой Дух и с небес говорит Отец. Три Личности также наречены четкими именами в благословении (2-е Кор. 13:13) и в повелении о крещении[10] (Матф. 28:19).

Однако в Бельгийском исповедании, артикул 9, мы читаем следующее: «Все это мы узнаем как из свидетельств Святого Писания, так и из соответственных деяний Трех Ипостасей, и особенно тех, кои мы постигаем в нас самих». Последними словами вероисповедание не полагает еще один источник знания в дополнение к Святому Писанию, а дает понять, что Писание учит различать Три Личности не только через различные тексты, но и через указания на их личную работу. И эту работу мы также замечаем в нашей жизни. Исповедание Троицы – это не скучная теория. Каждый христианин знает именно Триединого Бога: как своего Творца, перед Которым он виновен, и одновременно как своего Искупителя, на Которого он возлагает свое упование, и как своего Освятителя, Который Сам производит в нем желание и дела.

7. Поэтому «мы верим только в Единого Бога, Который является единой сущностью, троичного в Ипостасях, реального, истинного и от вечности различающегося по их собственным невыразимым свойствам, а именно: Отец, Сын и Святой Дух» (Бельгийское исповедание, артикул 8).

Различия Трех Личностей (Ипостасей) очевидны из:

а) Их качеств. Первая Личность – Отец. Он существует в Себе и из Себя. Вторая Личность – Сын. Отец дал Ему жизнь в Нем Самом. Он был рожден Отцом («рожден» значит «произведен из сущности»). Третья Личность – это Дух. Он исходит как дух, дыхание от Отца и Сына и возвращается к Ним опять. Через Него Бог живет во всем;

б) Их Имен. Они никогда не употребляются беспорядочно;

в) Их труда. Труд Отца – творение, Сына – искупление, Святого Духа – освящение.

Впрочем, во всех этих трудах принимают участие все Личности Троицы, но таким образом, что одна из Них как бы выдвигается на передний план. Так, искупление приносит Сын, но Отец послал Его для этого, а Святой Дух прилагает Его свершение к тем людям, которые даны Отцом Сыну;

г) Их порядка бытия. Первая, вторая и третья Личности. Этим мы не указываем на последовательность или иерархию Ипостасей. Все Трое равны и являются Богом от вечности. И каждый из Трех обладает всецелой Божественной сущностью.

Единство Лиц. См. Бельгийское исповедание, артикулы 10, 11. Из Писания следует, что Сын и Святой Дух равны Отцу. Потому что Писание наделяет не только Отца, но и Сына и Святого Духа:

а) Божественными именами.

Сын также именуется Господом, «Богом крепким», «Отцом вечности» (Ис. 9:6). Святой Дух также назван Богом (Деян. 5:3, 4);

б) Божественными качествами.

Сын – вечный и всеведущий (Мих. 5:2; Иоан. 21:17).

Святой Дух – вездесущий (Пс. 138:7);

в) Божественным деянием.

Сын и Святой Дух действуют в творении (Иоан. 1:3; Пс. 32:6);

г) Божественной честью.

Мы крестимся в том числе и во Имя Сына и Святого Духа (Матф. 28:19).

8. Это исповедание Троицы всегда останется таковым, которое превыше нашего разума, хотя в нем нет ничего, что бы противоречило разуму. Мы не говорим, как насмешливо это представляют мусульмане, что 3 = 1. Потому что мы не говорим, что одна сущность – это три сущности. Мы утверждаем, что Три Личности имеют одну сущность.

9. Под этим исповеданием мы понимаем, что:

а) Бог, столь богатый Сам по Себе, не нуждался в творении. Он не нуждался в нем, чтобы преодолеть одиночество и получить общение. Ведь Отец имел вечное общение с Сыном, и они оба соединены с Духом. Бог совершенен в Себе и не нуждается в каком бы то ни было творении;

б) все, что необходимо для нашего искупления, заключено в Боге. Он Сам, будучи в Отце нашим Судьей, искупает нашу вину в Сыне и освящает нас в Святом Духе.

А. Изложение учения о Троице в Бельгийском исповедании пространно и великолепно. Артикул 8 разъясняет, что имеется в виду, когда говорится, что мы верим в Бога, «Который является единой сущностью, троичного в Ипостасях». В артикуле 9 обстоятельно доказывается, что это исповедание отвечает Писанию. В артикуле 10 автор продолжает приводить библейские доказательства в пользу Божественности Сына, а в артикуле 11 показывает, что и Святой Дух есть Бог.

Б. В богослужебных формах вера в Троицу находит свое выражение во многих местах. В Чине крещения обетования Божьи описываются в контексте Троицы. См. также: молитвы и благодарения в Чинах крещения и Вечери Господней. Здесь и повсюду церковь изъясняется в тринитарных выражениях.

 

Примечания

1. Люди пытались так или иначе классифицировать Божьи качества. Общеизвестно одно разделение, которое обладает определенной ценностью, хотя его и нельзя считать полностью удовлетворительным: передаваемые (сообщаемые) качества (которые в какой-то степени могут быть и у творения) и непередаваемые (несообщаемые) качества (которые творение иметь не может).

2. Иногда предпринимались попытки вывести Триединство из творения: три измерения в пространстве, три лица в языке, три временных отношения, три сочленения в живом организме. Но на самом деле о Троице мы знаем только из Святого Писания.

3. Используемые церковью термины вовсе не равноценны истине. Бавинк писал: «Мы охотно променяем их на другие слова, если те будут лучше».

 

Заблуждения

Политеизм (многобожие), атеизм, материализм, агностицизм, иудаизм, арианство, савеллианство, мусульманство (ислам), модернизм, учение Восточной церкви о том, что Святой Дух исходит только от Отца.

 

Вопросы

1.      Откуда мы знаем о Боге? Что Бог открыл нам в Своем Слове? Каково Его Имя? Как Бог явил Свое Имя в Слове? Что нужно всегда помнить о каждом из Имен?

2.      Как мы разделяем Божьи Имена?

3.      Назови Имена собственные и скажи, что они значат.

4.      Назови семь качеств и убедись, что ты знаешь, что значит каждое из них.

5.      Встречается ли слово «Троица» в Библии? А что тогда в ней есть? Можем ли мы знать о Троице из творения и порядка во вселенной? Откуда же тогда мы знаем об этом?

6.      Приведи несколько доказательств из Писания в пользу учения о Троице. Подразумевает ли выражение из Бельгийского исповедания, артикул 9 («…из… деяний Трех Ипостасей… кои мы постигаем в нас самих»), существование еще одного источника знания? Что же тогда там имеется в виду?

7.      В чем мы различаем Три Личности? Почему Отец именуется Отцом, Сын – Сыном, а Святой Дух – Святым Духом? В чем заключается особый труд каждого и Них? Существовал ни Отец когда-либо без Сына?

8.      Докажи отрывками из Святого Писания, что Сын и Святой Дух тоже есть Бог.

9.      Можем ли мы постичь Триединство Бога? Противоречит ли истина о Троице разуму?

10.  Что мы понимаем под исповеданием Троицы?

 

 

 


[10] Это повеление часто называется Великим поручением. – Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.