08.12.2008
Скачать в других форматах:

Дж. Лигон Дункан III

Божественность Христа

Кто такой Иисус? Обладает ли Он Божественной природой? Подобные вопросы занимают умы пытливых исследователей на протяжении почти двух тысячелетий с момента завершения земного служения Иисуса из Назарета. Его ученикам, по их собственному признанию, в течение всего периода их ученичества было трудно определить, кто же Он на самом деле. Но после Его вознесения и Дня пятидесятницы у них больше никогда не было ни малейшего сомнения в правильном ответе. Мы, христиане, как верующие во Христа и как Его свидетели, должны незыблемо утвердиться в понимании Божественности нашего Господа и верности Ему. Не только для того, чтобы мы могли свидетельствовать о Нем другим людям, но и для Его славы, и для нашего духовного благоденствия.

 

Важный вопрос

 

Этот вопрос не представляет собой только спекулятивный или исторический интерес. Он слишком важен, чтобы его можно было низвести до уровня интеллектуальных опытов на университетском курсе по философии религии или высокопарно и непочтительно «препарировать», а затем чтобы какой-нибудь второсортный академический умник на курсе «Религия 101» отбросил его за ненадобностью. Этот вопрос имеет вечные последствия.

 

Совершенно бесспорно то, что непосредственные ученики Христа рассматривали этот вопрос как дело высочайшей важности. Ведь Христос спросил их прямо: «А вы за кого почитаете Меня»? (Матфея 16:15). Он ясно сказал им, что правильный ответ — это откровение вечного Бога с фундаментальной важностью для Его царства. Карл Барт, не будучи консервативным евангельским богословом, могу вас уверить, правильно сказал: «То, как человек думает о Христе, определяет, в конечном итоге, его восприятие мира». Как бы мы не рассматривали этот вопрос, совершенно очевидно, что он не только достоин того, чтобы его задавали и исследовали, но и чтобы отвечали на него со всей тщательностью и осторожностью.

 

Учение Писания

 

При рассмотрении этих вопросов наш разум отчаянно нуждается в подкреплении размышлений словами Святого Писания. В великой дискуссии относительно Божественности Христа саркастические замечания евангельских христиан о вере в «Личность, а не в утверждение» указывают на присутствующее смущение, неуверенность относительно природы и значимости данного обсуждения. Тем самым, эти замечания являют собой грустную и недостаточную реакцию на те вызовы мира «вере, однажды преданной святым», с которыми сталкивается современная церковь. Безвкусное выражение «если ты искренен, тогда не имеет никакого значения, во что ты веришь» представляет собою глубоко ошибочную сентиментальность, особенно когда обсуждаемая доктрина является сердцевинным аспектом искупления. Придерживаясь такой точки зрения, мы вряд ли будем популярны на современном рынке идей. Будучи христианами, мы призваны быть Христовыми свидетелями. Прежде всего, это означает соответствие свидетельства нашей жизни и слов содержащемуся в Святом Писании объективному откровению о Христе. А это, конечно, требует от нас знания того, каково же свидетельство Библии относительно Божественности нашего Господа.

 

Для читателей, заинтересованных в обширном рассмотрении содержащихся в Библии свидетельств о личности Христа, рекомендуются четыре классические работы — Х. П. Лиддон, «Божественность нашего Господа» (1867), Б. Б. Уорфилд, «Господь Славы» (1907), Герхардус Вос, «Иисус говорит о Себе» (1926), Роберт Л. Реймонд, «Иисус — Божественный Мессия: Новозаветное свидетельство» (1990). В данной статье едва ли возможно предпринять попытку полного обзора мест Библии, которые относятся к нашей теме, но даже краткое рассмотрение некоторых отрывков Святого Писания в полной мере подтвердит утверждения Христа и Его современников о Его Божественности. Некоторые люди говорят, что в Новом Завете не существует стиха, который бы говорил: «Иисус есть Бог». При этом подразумевается, что на страницах Нового Завета мы не найдем прямых ссылок на Божественность Христа. Однако это неправда. Например, в указанных ниже отрывках Божественность Иисуса или явно утверждается, или четко подразумевается. В послании Титу 2:13 апостол Павел говорит о верующих «ожидающих блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В начале своего второго послания апостол Петр приветствует «принявших с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2-е Петра 1:1). Лука записал обращение апостола Павла к Эфесским пресвитерам (Деяния 20:28), в котором он напоминает им, что они являются блюстителями «Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Подобные заявления не будут иметь никакого смысла, пока мы не примем полностью учение о Воплощении: Христос был Богом во плоти, и посему мы можем говорить о Боге, пролившем собственную кровь. Иоанн свидетельствует об Иисусе (которого он называет Логос – Слово) в предисловии своего Евангелия 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Далее, он говорит об Иисусе — Слове как «Единородном от Отца» (Иоанна 1:14). А затем делает поразительное заявление: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). Таким образом, Иоанн утверждает не только Божественность Христа, но также и Его уникальную способность явить Отца миру. Поэтому нет ничего удивительного в исповедании Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28). Автор послания к Евреям рассматривает Христа, Сына, как личность, о которой говорил псалмопевец в псалме 44:6: «Престол Твой, Боже, вовек!» (Евреям 1:8). Иаков, брат Господа нашего, говорит о себе как о «рабе Иисуса Христа» (Иакова 1:1). А в Иакова 2:1 он называет своего брата «Господом славы». Ни одно из этих высказываний Иакова совершенно не типично для родственника или благочестивого верующего иудея. Они, прежде всего, явственно указывают на то, что Иаков воспринимает и признает Божественную природу Христа. Можно продолжить перечисление отрывков, свидетельствующих о Божественности Иисуса (например, Матфея 1:23, Иоанна 17:3, Деяния 2:17, 33, Колоссянам 2:9, 2-е Фессалоникийцам 1:12, 1-е Тимофею 1:17, 1-е Иоанна 5:20), но и рассмотренных ранее отрывков из Евангелий от Луки, Иоанна, посланий Павла, Петра, автора послания к Евреям и Иакова вполне достаточно для обоснования учения о Божественности Христа. Эти места Писания представляют собой важное собрание основ учения апостолов и их помощников. Все это недвусмысленно и единогласно свидетельствует о Божественности нашего Господа. Божественная природа Христа описывается разнообразными способами в многочисленных местах Писания.

Во-первых, авторы Нового Завета свободно и без каких-либо оправданий приписывают Иисусу атрибуты единого, истинного Бога Израилева. Никакой иудей первого столетия от Р. Х. не вздумал бы это сделать, не имея полного понимания радикальной богословской значимости данного приписывания. Автор послания Евреям применяет по отношению ко Христу слова псалма 101:25, 26, утверждающие вечность Бога: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евреям 1:11,12). А апостол Иоанн, как мы уже видели, провозглашает вечность Слова в прологе к своему Евангелию: «В начале было Слово». Неизменность нашего Господа утверждается в Евреям 13:8, где говорится, что Христос «и вчера, и сегодня, и вовеки один и тот же». Сам Иисус утверждает Свою вездесущность в отрывке, где записано Великое Поручение: «И се Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20). А быть со всеми всегда возможно лишь в том случае, если Христос обладает тем, что богословы называют «вездесущность» – атрибутом, который принадлежит только Богу Израилеву. Неоднократно подчеркивается в Евангелиях и всеведение Христа. Тому пример поразительное утверждение Иоанна, что Иисус «знал всех людей» и «знал, что есть в человеке» (Иоанна 2:24,25). А вот чуть ли не случайное упоминание Луки о знании Иисусом мыслей фарисеев (Лука 6:8). Новый Завет также указывает на то, что Христос обладает Божественным атрибутом всевластия. Он сам утверждает Свою неограниченную власть в своем заявлении: «Вся власть дана Мне на небе и на земле» (Матфея 28:18). Апостол Павел вторит Христу в своем высказывании: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9,10). Говорить о вечной, неизменной, вездесущей, всезнающей и всемогущей личности, значит утверждать, что эта личность Божественна. Этому и учит Новый Завет относительно личности Христа.

Во-вторых, Святое Писание свидетельствует о Божественности Христа тем, что великие ветхозаветные имена Бога приписываются Христу. Иисус очень часто применяет божественные имена Бога Израилева по отношению к Самому Себе. Ученики Христа поступают аналогично, приписывая Ему эти уникальные имена. Например, величественное ветхозаветное имя Бога Завета — ЯХВЕ, или ИЕГОВА, которое переводится как Господь (Куриос) в Септуагинте (Греческий перевод Ветхого Завета) и используется там свыше 700 раз, применяется в своем полном значении и по отношению ко Христу в многочисленных ситуациях. Павел указывает на то, что фундаментальным исповеданием христианина является устное признание «Иисуса Господом» (Римлянам 10:9). Он рассматривает данное исповедание как необходимое для спасения и как свидетельство работы Святого Духа в жизни человека (1-е Коринфянам 12:3). К тому же, он отмечает, что придет день, когда весь мир исповедает Христа Иисуса Господом (Филиппийцам 2:11). Это провозглашение божественного господства Христа, вероятно, является самым ранним исповеданием Церкви. Во свете ветхозаветной важности этого термина и стойкой защиты ранними христианами уникального господства Христа становится очевидным, что термин «Господь» представляет собой что-то намного большее, чем просто вежливое обращение или признание Его своим Господином. Можно добавить, что новозаветные авторы постоянно применяют ветхозаветные тексты с термином «Господь» по отношению ко Христу (например, в Евангелии от Иоанна 12:41 говорится, что Исаия видел в своем видении Христа, восседающего на троне (Исаия 6:10). Также можно рассмотреть Римлянам 8:34, Деяния 2:34, 1 Петра 3:22). Коротко можно упомянуть о том, что Иисус неоднократно использует величественный термин «Я ЕСМЬ» по отношению к Самому Себе в Евангелии от Иоанна (8:58, 6:35, 8:12, 24, 11:25, 14:6 и 18:5–8). Также Он называет Себя «Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (Откровение 22:13). Применение к Иисусу этих божественных имен являет собой мощный аргумент в пользу того, что Новый Завет говорит о Божественности Христа.

В-третьих, авторы Святого Писания указывают на совершение Христом божественных деяний, приписываемых в Ветхом Завете только Богу. Можно привести по крайней мере четыре примера этого.

1.      Иоанн, Павел и автор послания к Евреям говорят о Христе как о Творце мироздания и провиденциальном Держателе всего сущего (Иоанна 1:1–3, Колоссянам 1:15–17, Евреям 1:1, 3, 10). Утверждение, что только Бог может создать творение и поддерживать его существование, является основополагающей аксиомой богословия иудеев.

2.      Евангелия указывают на то, что Иисус творил чудеса и спасал людей благодаря Своей собственной внутренней силе. Хотя пророки и апостолы тоже совершали чудеса и знамения, но они делали это внешней силою, а не своей собственной. «Сын дает жизнь кому пожелает» (Иоанна 5:21) — это заявление касается не просто ученика или святого человека. «Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:40) — эти слова не мог произнести даже самый великий пророк Израиля. «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоанна 2:19) — это вызов, не имеющий аналогов среди высказываний самых великих служителей Бога. Ученики Иисуса четко понимали эту разницу. Петр объясняет это в Деяниях 4:7–10. Христова сила была не только иного свойства, отличная от силы пророков. Она была внутрисущностной, не получаемой извне.

3.      Евангелия изображают Христа, Который прощает грехи в одностороннем порядке. Например, Иисус говорит книжникам капернаумским: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Марка 2:10,11). Везде Он утверждает свое право на эту власть. Христос даже делегирует часть этой власти своим ученикам (Матфея 16:19, 18:18, Иоанна 20:23). Кто, как не Всевышний, может прощать грехи и делегировать такую власть?

4.      Новый Завет приписывает Христу право последнего суда над ангелами и людьми. В Ветхом Завете это право принадлежало только Богу. Как говорит Павел: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2-е Кор. 5:10). По словам Самого Иисуса, Отец «весь суд отдал Сыну» (Иоанна 5:22). Это правда, что святые будут судить ангелов и людей вместе с Ним, но только благодаря тому, что имеют взаимосвязь с Иисусом, а не из-за своего врожденного права. Все эти божественные действия, приписываемые Христу, — дополнительное свидетельство Его божественности.

В-четвертых, ученики Христа поклонялись Ему как Богу. Все они были иудеями, которые прекрасно понимали, что поклонение кому-то другому кроме Бога представляет собой идолопоклонство и богохульство. Когда мы осознаем, что «великая цель Писания — отвратить мир от идолопоклонства», тогда этот факт дает пищу для размышления и достоин более пристального внимания. Весь Новый Завет насыщен славословиями Христу (например, Римлянам 9:5, 2-е Тимофею 4:18, 2-е Петра 3:18). К Нему возносят молитвы (например, Деяния 7:59, 60, 9:13, 14, Откровение 22:20). Когда ученики встретили своего воскресшего Господа, они инстинктивно «поклонились Ему» (Матфея 28:17). Иоанн провозглашает, что Христос достоин «принять… честь, хвалу и благодарение» (Откровение 5:12).

Сила данного свидетельства представляет собой еще одно неоспоримое доказательство учения Нового Завета о Божественности Иисуса Христа. Другие линии аргументации можно выстроить в следующем порядке. Уникальная роль Христа в спасении, Его предсуществование, непорочное зачатие, Его воскресение, учение Ветхого Завета о божественном Мессии, свидетельство Иоанна Крестителя, разнообразные титулы Христа, свидетельство Его врагов и Тринитарные формулы Нового Завета. Однако нашего краткого обзора вполне достаточно, чтобы показать весомость доказательства Божественности Христа в Евангелиях и посланиях. Роберт Л. Дабни однажды тонко отметил: «Если у апостолов не было намерений учить этой доктрине, тогда их постигла поразительная неудача. Ведь в таком случае они блистательно произвели то, чего избегали. Особенно удивительно увидеть это в книге, посвященной искоренению идолопоклонства».

Конечно, свидетельство Святого Писания относительно утверждений Христа может звучать неубедительно для некоторых людей. Но совершенно смехотворно даже предположить, что Божественность Христа не утверждается и не рассматривается Святым Писанием. Отцы Церкви, жившие до Никейского Собора, четко свидетельствуют об этом фундаментальном правиле веры. Климент Александрийский был представителем их «высокого взгляда на Христа», когда в первой половине третьего столетия сказал следующее: «Верь, о человек, в Него, кто есть человек и Бог. Веруй в Него, который страдал и которому поклоняются как живому Богу. Служители, веруйте в Него, который был мертв. Все люди веруйте в Него, единственного Бога всех человеков. Уверуйте и получите спасение».

Важность учения о Божественности Христа

Вопрос 38 Вестминстерского Большого Катехизиса звучит так: «Почему было необходимо, чтобы Посредник был Богом?» А затем мудро, по-библейски отвечает:

«Посредник должен был быть Богом для того, чтобы укрепить человеческую природу, не дать ей навлечь на себя вечный гнев Божий и подпасть под власть смерти; чтобы Его страдания, послушание и ходатайство приобрели особую цену и особую силу; чтобы удовлетворить правосудие Божие, снискать Его милость, искупить особенный народ, дать избранным Духа Своего, победить всех их врагов и привести их к вечному спасению».

В этом тексте можно увидеть по крайней мере восемь богословских причин, которые обосновывают необходимость Божественности нашего Господа.

1.      Божественность Христа была необходима для того, чтобы перенести бремя искупления. Тяжесть гнева Божьего за грехи мира так велика, что ни один смертный не сможет ее выдержать. Христу суждено было выпить эту чашу до дна. Только Божественный Спаситель мог пройти через это.

2.      Божественность Христа была необходима для придания Его посредническим деяниям неограниченной ценности. Гнев Бога требует бесконечного удовлетворения за грехи человечества. Но никакое ограниченное существо не сможет заплатить такую цену и тем самым исполнить все требования строгой справедливости Завета.

3.      Божественность Христа была необходима для того, чтобы угасить Божий карательный гнев. Завет дел требовал совершенного личного послушания. Наказание за непослушание — смерть. Последовательное отступничество Адама и Евы от их заветных обязательств ввергло весь человеческий род в состояние длительного сопротивления Богу. Только драгоценная жертва возлюбленного единородного Сына Небесного Отца была единственно достаточной для исполнения справедливого приговора Всемогущего Бога по отношению ко всем нам.

4.      Христова Божественность была необходима для приобретения благоволения Отца. Но это не значит, что Бога следует заставлять или уговаривать полюбить Его народ. Никак нет! Искупление не произвело в Боге любовь к нам. Напротив, оно является выражением Его любви и обязательным условием Его заветного благоволения по отношению к нам. Тем не менее, так как Бог проявил Свою любовь к нам для искупления нашего, требуется бесконечное наказание и всепоглощающая праведность для обеспечения Его вечного благословения. Для выполнения такого задания нужен Божественный Спаситель.

5.      Христу была необходима Божественная природа для приобретения Себе Своего народа. Божественный Христос буквальным образом выкупил Свой народ. Христос заработал наше спасение. Мы спасены делами, Его делами! Только Божественный Спаситель мог заплатить столь дорогую цену для нашего искупления из рабства греха и смерти.

6.      Христова божественность была необходима для излития Святого Духа на Христовых учеников. Было чрезвычайно важно, чтобы наше спасение можно было не только завершить, но и применить. Христос сказал ученикам, что Ему необходимо вознестись на небеса и сесть по правую руку Отца. Только в этом случае Он сможет послать Святого Духа (Иоанна 16:7). Только у Вечного Бога-Человека есть право посылать Святого Духа куда Он пожелает, дабы Его спасение было применено ко всем верующим.

7.      Христова Божественность была необходима, чтобы одержать победу над всеми врагами Его народа. Наш Господь, Глава спасения нашего, не только совершил удовлетворение гнева Божьего, нейтрализовав осуждающую силу греха, но также решительно уничтожил мощь сатаны, мира и смерти. Это разрушительное действие искупления требовало неограниченных способностей Божественного Главнокомандующего Господних воинств.

8.      Христова Божественность была необходима для совершения нашего вечного спасения. Наше вечное блаженство по своей сути — наслаждение нашим Господом. Он не только Творец нашего искупления, Он его содержание. Он не только средство нашего спасения, Он его цель. Во славе мы не только становимся счастливы благодаря Ему, но и в Нем. Только Божественный Спаситель может служить великим источником блаженства для всего искупленного человечества.

Заключение

Богослов прошлого столетия Роберт Л. Дабни напоминает нам, что данный вопрос имеет первостепенную важность. Он написал: «Это основная статья открытого богословия. Она затрагивает вопрос не только существования Божества, но и вопрос, можно ли нам доверять Христу, повиноваться и поклоняться Ему как Богу. Она затрагивает природу и действенность Его искупительных должностей, устройство Церкви и ее обрядов. Верующий в Божественность Христа является христианином. Тот, кто не верит (каким бы ни было его вероисповедание), является деистом». Сила логики Дабни неотразима. «Кто такой Христос?» – это вопрос, от которого мы не можем уклониться. Мы не можем дистанцироваться от него. Никто не может. Мы не можем размышлять о нем в состоянии независимого противоречия, так как нам обязательно нужно предоставить ответ на этот вопрос. Мы не можем занимать нейтральную позицию по отношению к нему, потому что Христос не позволит нам это сделать. На этот вопрос мы можем ответить: «Это Воплощенный Бог», и преклонить колени пред Ним. Или сказать что-либо другое и отречься от Него. Другого выбора нет. К. С. Льюис в своем классическом обращении «Что нам делать с Иисусом Христом?» указывает на важность данного вопроса для каждого человека. Предоставим заключительное слово ему: «Что нам делать с Иисусом Христом? У этого вопроса есть, в каком‑то смысле, до смешного наивная сторона. По‑настоящему серьезно будет звучать: «А что Он сделает с нами?»  Вы должны принять или отвергнуть это.

Дж. Лигон Дункан III

Дж. Лигон Дункан III является ассоциированным профессором систематического богословия в Реформатской Богословской Семинарии, г. Джексон, Миссисипи. Он получил образование в Университете Фурмана и Богословской Семинарии Завета. Недавно Дж. Лигон Дункан завершил докторскую программу в Эдинбургском Университете. В данное время он работает соредактором «Вестминстерского Исповедания в 21 столетии», многотомного сборника очерков, посвященного 350-ой годовщине издания первого Вестминстерского Исповедания Веры.

1995, 1999 Евангельский Исповеднический Альянс

Переведено с разрешения автора.

Первоначальный текст: Д. Лигон Дункан, «Божественность Христа», журнал «Современная Реформация» 4.6 (ноябрь — декабрь, 1995): 27–32.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Елена
06.06.2012 | 22:37
Здесь есть всё: точность,мудрость, логика, сила!
Слава Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому!!!
Спасибо за помощь.
Добавьте Ваш комментарий
400 символов максимум
Защита от спама. Введите сумму чисел: 8 плюс 9 =