11.06.2008
Скачать в других форматах:

Роберт Годфри

Что значит прославлять Бога?

Взгляд на 150 псалом

 

Несколько недель назад я посетил богослужение в другом штате. Читая бюллетень и просматривая порядок служения, я был удивлен, увидев раздел богослужения под названием "Х/П". Зная, что старею и не понимаю многих современных нововведений, я все-таки был удивлен и озадачен данным заголовком. Я думал, что хорошо разбираюсь в литургике и знаю кое-что о традиционных богослужебных формах. Поэтому я с удивлением спросил себя «Что же такое Х/П.?» Я мобилизовал все свои усилия в поиске разнообразных латинских фраз, но было очевидно, что ни одна из них не поможет мне с объяснением. Дойдя, наконец то, в богослужении до "Х/П", я понял что это аббревиатура для выражения «Хвала и Поклонение». По всей видимости, многие из вас знали уже об этом. Но я был удивлен. Я еще не слышал об этой аббревиатуре и полностью не понимал эту фразу. Но это напомнило мне, что во многих церквях, которые я посещал, вступительная часть богослужения целиком состоит из так называемых песен прославления, а сам раздел часто представлен под названием «Служение поклонения».

 

Использование такой терминологии беспокоит меня. Мне как проповеднику хочется думать, что моя проповедь также часть поклонения. Для меня тягостно представить, что поклонение закончено, когда община завершает пение, и я начинаю проповедовать. Эта новая формулировка натолкнула меня на дальнейшее размышление о современном понимании богослужения, а в более узком рассмотрении, что мы подразумеваем под термином «Прославление».

 

Употребление песен прославления широко распространено и очень популярно в наше время. Изначально, впервые услышав об их использовании, я подумал, что должно быть, все эти песни являются библейскими псалмами. Ведь на иврите собрание 150 псалмов названо «Книга хвалы». Но вскоре я понял, что песни прославления и псалмы – это не одно и тоже. Обсуждая вопрос о поклонении, люди часто цитируют150 псалом, рассматривая его как «высшую инстанцию» для оправдания любого действия, представленного как прославление Бога. Ведь, кажется, что в данном псалме содержится все разнообразие актов прославления. И ведь не даром там есть фраза «Хвалите Его в танцах» (в русском синодальном переводе «с ликами» – примечание переводчика). Дает ли нам 150 псалом в таком случае своеобразный карт-бланш для нашей литургики? Чему же, действительно, учит этот псалом касательно прославления?

 

Как Господь желает, что бы мы прославляли Его? Каков характер нашего прославления? Какой должен быть характер нашего поклонения? И что наиболее важно, чему само Святое Писание учит нас о прославлении? Мы как представители Реформатской церкви всегда настаивали на обязательном поклонении Богу так, как Он этого хочет. Поэтому единственный путь, который мы можем выбрать для ответа на эти вопросы, – исследование Его Слова. Особо акцентируя внимание на этом очень важном, часто цитируемом 150 псалме – кульминационном псалме книги псалмов.

 

 

150 псалом о поклонении

 

150 псалом, вне всяких сомнений, направлен на прославление Бога. Его частый рефрен «Славьте Господа» появляется 13 раз. А его призыв к поклонению – подходящая кульминация Книги Хвалы. Некоторые исследователи Псалтири отмечают то, с какой тщательностью эта книга в целом была составлена. В первой части Псалтири содержится много псалмов Плача. Большинство из них отражают бремя человеческого бытия и печаль, легко проникающую в нашу жизнь. Но, направляясь к концу книги псалмов, мы слышим все возрастающий хор псалмов хвалы, наслаждения и радости, достигающих своего апогея в 150 псалме – квинтэссенции Хвалы. По предположению исследователей, Псалтирь, вероятно, была составлена с целью отразить всю многогранность жизни верующего в его движении от страданий к славе. Поэтому 150 псалом – это кульминация славы, упования и хвалы, принадлежащая нам как народу Божьему. Поэтому нам полезно, рассматривая этот псалом как ключевой, задать себе вопрос: «Что здесь говорится о прославлении Бога?», «Как он направляет нас в хвале?». Могу предположить, что данный псалом нужно понимать в его контексте направления хвалы. Так как здесь содержатся «Где?», «Почему?», «Как?» и «Кто» Хвалы. Как будто псалмопевец выполнял работу хорошего журналиста.

 

 

«Где» прославления

 

Где нам нужно прославлять Господа? Псалмопевец наставляет нас во второй части первого стиха « Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его».

 

Прежде всего, провозглашается, что мы должны прославлять Бога в Его храме в его святом месте. Таким образом, мы должны прославлять Его, сосредоточив свое внимание на общинный характер нашего поклонения. Мы должны быть поклоняющимися людьми. Мы должны быть людьми, собранными воедино прославлять Бога и поклоняться Ему.

 

Это учение Нового Завета. В послании Евреям 10:25 сказано: «И не оставляйте собрания вашего как есть у некоторых из вас обычай». Очень легко думать, что мы можем поклоняться и прославлять Бога в любом месте, делая из этого вывод о неважности общины как Его народа. Ведь мы можем, в таком случае, оставаться у себя дома и поклоняться в уединении. Но псалмопевец делает ударение на центральность именно общинного поклонения. Общинное богослужение просто необходимо. Оно чрезвычайно важно для Божьего народа. Мы должны прийти вместе. Нам необходимо сосредоточиться на Боге.

 

У вас могут быть друзья, говорящие о возможности поклонения Богу во время игры в гольф. Я думаю, что это хорошая идея, если бы она была осуществима. В Вестминстерской Богословской Семинарии достаточно игроков в гольф и я надеюсь, что они способны поклоняться Богу в игровое время. Но я слышал, что на поле для гольфа головы людей забиты совершенно другим. Иногда во время игры мы сталкиваемся с препятствиями и помехами. По собственному опыту знаю об искушении думать не о Господе, а о чем-то другом. Поэтому Бог, осознавая наши немощи, прекрасно зная, как легко мы отвлекаемся, зная, что некоторые из нас игроки в гольф, говорит нам о необходимости собираться, вместе прославляя Его в святилище, поклоняясь вместе с Его людьми.

 

Псалом также провозглашает: «хвалите Его на тверди силы Его». Я думаю, что эта фраза призывает нас прославить Господа во всем Его творении. Прославляйте Его, где бы вы ни были. Прославляйте Его во все времена, в любом месте, даже во время игры в гольф. В первом стихе псалмопевец говорит не только о нашем собранном, богоцентричном поклонении как общины, но и обо всех аспектах нашей жизни. Мы должны прославлять Господа всегда. Вся наша жизнь должна, насколько это возможно с нашей стороны, преизобиловать хвалою. Нам не следует быть просто «Воскресными христианами», ограниченными только утренним и вечерним богослужениями. Но хвала должна характеризовать нас в любом жизненном моменте, где бы мы ни находились. Это высказывание отлично согласуется с классическим взглядом Реформатской церкви на поклонение. Вся наша жизнь – это жизнь для Бога во всех проявлениях, в школе, на работе, дома. Они не находятся вне Господа. Это не те аспекты, в которых мы не служим Господу. Но все грани нашей жизни - это территория прославления Бога. Так где же мы прославляем Бога? Мы прославляем Его повсюду. Мы славословим Его со сфокусированным посвящением, собираясь вместе как его народ.

 

 

«Почему» прославления

 

Почему мы прославляем Господа? Второй стих нам говорит об этом. Мы славим Бога за Его деяния и личность. Прославляем Господни «могущественные свершения» и «превознесенное величие».

 

Мы славословим Его за то, что Он соделал. Размышляя о Господе, вознося голоса наши в хвале, нам необходимо осознавать, что наши песни должны быть преисполнены признанием Божьих деяний. Бог – наш Творец. Бог – наш Судья. Бог – наш Хранитель. Бог – наш Искупитель. Нужно размышлять о том, что Бог уже совершил в прошлом, совершает в настоящем и будет совершать для нас в будущем. Нам следует прославлять Господа за все Его чудные деяния.

 

Более того, мне кажется, что данный псалом вдохновляет нас признать в своем прославлении Его личность и атрибуты. Мы славим Его за «превознесенное величие». Используя язык человеческих взаимоотношений, можно сказать, что нам нравится, когда люди признательны нам за нашу работу. Думаю, родителям нравится, когда дети благодарят их время от времени. Мы рады когда, сделав что-то особенное для друга, получаем в ответ признание и благодарность. Это важно. Но в человеческих взаимоотношениях время от времени наступают моменты, когда мы желаем, чтобы нас любили просто за то, кто мы есть.

 

Господь показывает нам, что такое же отношение должно характеризовать наши взаимоотношения с Ним. Нам следует любить Его такого, каков Он есть. Мы должны любить Бога за Его превознесенное величие – ради Его Самого. Иногда сделать это весьма тяжело. Ведь нам намного удобней думать о том, что Господь сделал для нас и благодарить Его именно за это. Но нам необходимо благодарить Бога за Его личность, величие, благость, любовь, верность. Поэтому нам следует размышлять не только об Его деяниях, но и о Нем самом – таком, каков Он есть. «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс.144:3).

 

 

«Как» прославления

 

Мы подошли к рассмотрению самой большой части 150 псалма, призывающей прославлять Бога во всем музыкальном разнообразии, «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных». Подозреваю, что если бы вас попросили составить список того, как нам следует славить Господа, вы бы написали больше о песне и молитве. Тогда почему псалмопевец говорит в этом отрывке не о словах прославления, а в большей степени о звуках хвалы, возносимых Господу? Почему он акцентирует внимание на этих музыкальных инструментах – струнных, ударных и духовых – практически полный спектр орудий древнего Израиля? Почему он хочет, чтобы мы сосредоточили наше внимание на звуки хвалы, издаваемые этими инструментами?

 

Нам не следует рассматривать данные орудия как чистую абстракцию, как инструменты, без какой-либо подоплеки, истории или характера. И, конечно, мы не должны понимать псалом следующим образом: «Если мы действительно желаем истинного прославления Бога, тогда у нас обязательно должны быть трубы, тимпаны и кимвалы». Могу предположить, что благочестивый израильтянин, услышав этот псалом, сразу бы представил множество событий, во время проведения которых использовались эти музыкальные орудия. Данные инструменты были тесно взаимосвязаны с важными церемониями израильского богослужения и общественно-политической жизни. Когда народ Божий читал или пел этот псалом, мысленно он возвращался к тем славным деяниям.

 

Подумайте о трубах. Трубы звучали на разнообразных торжественных религиозных церемониях – жертвоприношения в Храме, День Искупления, великий победоносный момент переноса Ковчега Завета в Иерусалим (Числа 10:10, Левит 25:9, 2 Царств 6:15). Призыв псалмопевца прославить Господа должен был напомнить людям о могучих деяниях Божьих и Его величии. Они помнили, что трубы использовались для призыва на совместные богослужебные и общественные собрания (Числа 10:4). Они напоминали Божьему народу о призыве к битве Господней против Его врагов для защиты Израиля. Напоминали о помазании на царство их царей (Иисус Навин 6, Книга судей 7). Этот инструмент, как мы видим, обращал их взоры к разнообразным событиям, на которых Израиль прославлял своего Бога. Прославьте Его в храме Его. Прославьте Его под небесами Его во всех делах своих.

 

Подумайте о псалтири и гуслях. Эти инструменты ликования (Бытие 31:27) использовались для игры при посвящении Храма и посвящении восстановленных стен Иерусалима. Иногда сопровождали проведение жертвоприношений и пророчеств. Использовались при праздновании победы в битвах (2 Пар. 5:12, Неемия 12:27, 1 Царств 10:5, 1 Пар. 25:1-6, 2 Пар. 29:25, 20:28). И снова мы видим все богатство исторического контекста этих музыкальных орудий. Они производили не только звуки прославления Господа. Это были звуки, тесно взаимосвязанные с религиозной, национальной и военной историей Божьего народа. Все что Израиль совершал в служении Господу, проявлялось в их прославлении.

 

«Хвалите Его с тимпаном и ликами». Здесь снова упоминаются инструменты, особенно используемые для выражения радости. В Святом Писании танец часто противопоставляется трауру. В книге Екклесиаста написано «Время плакать и время танцевать» (в русском синодальном переводе «время плакать» – прим. переводчика). Тимпаны и танцы выражают времена счастья, празднеств и величие триумфа (Псалом 29:11, Иеремия 31:4, 13). В Израиле тимпаны и танцы использовались в праздновании военных побед. Поэтому мы видим, как Мариам танцует. Как она ведет жен израилевых в танце, играя на тимпане, празднуя гибель фараона в Красном море и спасение своего народа (Исход 15:20). Мы находим частые упоминания о танцующих женщинах во время празднования побед Саула и Давида над врагами Бога (1 Царств 18:6, 21:11, 29:5). Во время праздника сбора урожая также присутствовал танец (Книга судей 21:21). В Святом Писании нет ссылок использования танца в Богослужении Израиля, кроме одной – трагическое событие поклонения и танца золотому тельцу (Исход 32:19). Но в самом богослужении Яхве мы не найдем упоминаний о танце как его неотъемлемой части.

 

Есть только одно возможное исключение из правил. Во 2 Книге Царств 6:14 говорится, что «Давид скакал из всей силы пред Господом» во время перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И вы, конечно, помните, что его жена, дочь Саула, обвинила его за этот танец и получила Божье проклятие за свою критику.

 

Это событие весьма интересно. Оно описывает нам обнаженного Давида, танцующего пред Ковчегом. В таком случае возникает закономерный вопрос. Может ли быть единственно приемлемым литургическим танцем, упоминающимся в Библии, именно танец в голом виде? Конечно, этот вывод может привести нас еще к большим проблемам, чем те, что у нас есть в нашем исследовании поклонения в целом. Так что же в действительности там происходило? На мой взгляд, когда Писание говорит, что Давид был наг, оно не имеет в виду физическое обнажение. Подразумевается, что он отложил в сторону свои царские облачения и регалии. Он снял с себя царские ризы, обычно одеваемые царями для торжественных событий. Давид уничижил себя пред народом и Господом. То, что он отказался в этот момент от знаков отличия своего положения, и есть его нагота (надеюсь, мое толкование не слишком викторианское, благоразумное прочтение текста, но наиболее вероятное, так как нагота не была частым событием в Израиле). Жена критиковала Давида именно за снятие царских облачений. За его кротость и смирение пред Богом и людьми. Давид не вписывался в ее картину понимания образа царя и воина, когда он присоединился к танцующим пред Ковчегом женщинам, сняв с себя все знаки отличия. Но он воздал подобающую хвалу Богу в этом празднестве великой победы завоевания Иерусалима, дарованной Господом Своему народу. Давид не желал славы для себя. Он радовался в смирении во время этого триумфального события в жизни Израиля. Поэтому танец Давида был проявлением празднования победы, которую его Бог, Великий Господь дал Своему народу.

 

Струны и органы, упомянутые в 150 псалме, – также музыкальные орудия ликования. Кимвалы больше ассоциируются с переносом Ковчега и храмовыми жертвоприношениями (2 Царств 6:5, 2Пар. 29:25). Поэтому мы можем увидеть, что данные музыкальные инструменты не только производят звуки прославления Господа, но и целую историю взаимоотношений между Богом и Его народом в хвале.

 

Величайшее описание использования музыкальных инструментов в истории Израиля происходит именно в момент перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И это важно отметить. 1 Паралипоменон 13:8 представляет собой ключ для понимания. Мы читаем: «Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах». Обратите внимание на фразу «Из всей силы». Как мы должны славить Господа? Мы должны славить Бога из всей силы. Это основное учение данного отрывка. Это великое послание Святого Писания. Наше прославление Бога не может быть поверхностным и случайным. Оно должно быть от всего сердца.

 

Мне нравится приходить в церковь и петь. Это одно из немногих мест, где мне разрешено это делать! Поэтому меня всегда беспокоило наличие людей, не желающих петь на богослужении. Конечно, могут быть веские причины для выборочного пения. Иногда я прекращаю петь в некоторых церквях, и тогда мои дети спрашивают меня «Что неправильно в богословии этой песни?» Поэтому есть время, когда мы не поем. Но мы призваны воспевать хвалу от всего сердца. Господь желает видеть энтузиазм в нашем поклонении Ему. И этот энтузиазм не заключается в громкости производимого нами звука. Это не самое главное в нашем прославлении.

 

Иногда, возвратившись домой после богослужения, я спрашиваю детей о содержании песни, которая мне понравилась больше всего. Они научились быть готовыми отвечать на такие вопросы. Но вы знаете, это хорошая проверка для каждого из нас. Помним ли мы то, о чем пели две минуты спустя? Позволяем ли мы восхитительным благословениям хвалы наполнить наши сердца, наш разум, акцентируя внимание на содержании песни?

 

В наше время звучат голоса, выступающие против большого количества слов в нашем прославлении. Есть даже шутка об этом. «Современная церковь поет четыре слова и три ноты на протяжении двух часов». Но Бог даровал нам изобилие слов для прославления.

 

Слова, которые дороги нам. Слова, которые нам следует любить. Слова, которые связывают нас со всей историей его великого искупительного служения. Поэтому, когда мы читаем эти слова о музыкальных инструментах истории Израиля, мы понимаем две важные истины. 1) Мы должны прославлять Господа во время богослужения. 2) Мы должны прославлять Господа во всех аспектах нашей повседневной жизни.

 

Совершенно очевидно, что мы не в состоянии одновременно управлять автомобилем и прославлять Господа «из всей силы», как во время богослужения. Но мы желаем позволить нашим сердцам соединиться с Богом. Вот почему Библия подчеркивает важность знания Святого Писания. Вот почему важно запоминать его до тех пор, пока слова не заполнят наше сердце и разум. Вот почему так восхитительно петь именно библейские псалмы. Когда слово Самого Бога насаждается в сердце и разуме. Когда мы действительно знаем псалмы, тогда наша хвала Богу возносится легко и естественно. Так как же нам прославлять Господа? Нам нужно прославлять Господа «из всей силы», сосредотачиваясь только на Нем.

 

 

«Кто» прославления.

 

Кто должен прославлять Бога? Псалом завершается последним аккордом «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя». Все мы, получившие жизнь от Бога, сотворенные Им и дышащие благодаря дыханию, данному нам Самим Господом, созданные по Его образу и подобию для общения с Ним, да прославим Его. Нам было вверено необычайно важное задание, дана великая заповедь – прославлять Господа! Да не посмеем пренебрегать ею и относиться как к чему-то незначительному. Но все мы, имеющие дыхание жизни, особенно те, кто искуплен Иисусом Христом, кто был воссоздан, заново рожден Духом Божьим, испытавшие спасительную работу Иисуса Христа в своих сердцах, должны участвовать в деле прославления. Наши жизни должны быть наполнены хвалою. Прославляя Его всей силою своею, собранные воедино и служа Господу в огромном пространстве мира, которое Он нам дал. Будем хранить себя от тривиального отношения к прославлению Бога. Ведь прославление не ограничивается лишь частью жизни и богослужения под аббревиатурой "Х/П". Мы должны увидеть мир, созданный Богом во всей его многогранности, понимая, что можем поклоняться Ему везде.

 

Я надеюсь, вы увидели, как наполнен хвалою 150 псалом, каким образом научает и направляет нашу хвалу. Да прославят Господа всей силою своею все творения Его!

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Viktor
07.06.2011 | 18:42
Прекрасно и доступно. У нас этому учат в Церкви. Жаль не все прихожане слышали учение. "От недостатка ведения страдает народ".