24.05.2008
Скачать в других форматах:

Г. ван Ронген

Литургия Божьего завета. План реформатской литургии

Литургия Божьего Завета

План Реформатской Литургии

 

Преподобный Г. Ван Ронген

 

Служитель Свободной Реформатской Церкви Лонсестена, в Тасмании, Австралия.

Опубликовано Интер-Лигой Издательского Совета учебных обществ Канадских Реформатских Церквей и Издательским Комитетом Свободной Реформатской Церкви Лонсестена.

 

Содержание

1 Что происходит в церкви?

2 “Весьма близко к тебе слово сие”

3 Божий Завет

4 Литургия Завета

5 Вотум

6 Приветствие

7 Божий Закон

8 Исповедание веры

9 Молитва

10 Чтение Писания и Проповедь

11 Приношения

12 Благословения

13 Улучшения

 

1. ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ?

И в самом деле, что же происходит в Церкви? Несомненно, каждый из нас способен ответить на этот вопрос. Кто-то скажет: мы ходим в Церковь поклоняться Богу. Другой ответит: В Церкви мы слышим Божье Слово. Третий провозгласит, что в Церкви Бог говорит с нами, а мы отвечаем Ему посредством пения, молитвами и приношениями. Четвертый даже процитирует из 38 Воскресенья Гейдельбергского катехизиса: "слушать Слово Божье, участвовать в таинствах, открыто молиться Богу в присутствии других, делать христианские пожертвования".

Каждый из этих ответов верен. Но нужно задать еще несколько вопросов. Например: Почему наша литургия именно такая, как сейчас? Почему служитель начинает словами: “Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю”? Почему он продолжает словами: “Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Иисуса Христа"? Почему иногда даже произносит длинную и совершенно другую фразу: “Благодать вам и мир от Того, Который есть, был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его; и от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь»?

Кроме того, каков наилучший порядок для нескольких «элементов» в нашем церковном служении? Ибо истинным фактом является существование различий в литургиях Церквей. Может принести некоторую пользу, если мы напишем об этом. Это может предостеречь нас от того, чтобы бы мы слишком привыкли к тому, как проходят наши церковные служения, и не осознавали их истинное значение, не знали богатств нашей “Реформатской литургии”.

2. “ВЕСЬМА БЛИЗКО К ТЕБЕ СЛОВО СИЕ”

Мы начнем с текста, из которого взяты эти слова. Этот текст находится в 30-й главе Книги Чисел, стихи 11-14 и мы цитируем:

 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его”.

Позже, апостол Павел процитировал эти слова в своем Послании к римлянам, в 10 главе, где он рассматривал "проблему Израиля". Его соотечественники – евреи – отвергли проповедь Евангелия Христа, хотя Слово было близко к ним (Римл. 10:8). Здесь Павел применил отрывок из 30-й главы Второзакония к проповеди Благой вести о приходе Христа в этот мир и Его воскресении.

Но давайте сначала рассмотрим его в ветхозаветнем контексте. Это очень полезно. Что же это за Слово, которое "близко к тебе"? В 11-м стихе 30-й главы использовано другое слово. Слово "Заповедь", также как и в стихе 16-м. В 16-м и 17-м стихах Моисей упоминает хорошо известную пару благословения и проклятия. Постаревший лидер древнееврейского народа говорил о Завете, который с ним заключил Бог на горе Синай. Слово Божье, которое было очень близко к ним, было Божьей заповедью, Божьим Заветом, как мы об этом читаем во Второзаконии 29:1: "Вот слова завета..."

Во Второзаконии 12:11 мы также читаем о Божьем обещании. "Тогда какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там". Бог откроет Себя там. Израильтяне встретят своего Бога посредством Его Имени, Его откровения.

В Его слове Он Сам будет "близко к тебе". Посредством Своего Слова Бог будет обитать среди них.

В Новом Завете все точно так же. Апостол Павел применил Второзаконие 30 к Евангелию Христа, к новозаветним дням. Он писал о Новом Завете в крови Христа, в противовес Ветхому Завету, "Закону Моисеевому". И сегодня Бог находится посреди Своих людей посредством Своего Слова, которое близко к нам. Литургия - это сущность заветних отношений с Богом. Этот завет был зафиксирован в Библии. Священное Писание – это заветний документ. Бог пребывает среди нас Своим Словом, где бы мы ни собирались во имя Спасителя.

3. БОЖИЙ ЗАВЕТ

"Реформатская литургия" основана на Божьем Завете. Если это так – а это так, то нам нужно знать, что означает Божий Завет.

Сначала общий вопрос: что такое завет?

Мы можем с уверенностью сказать: завет – это торжественное обещание, связанное клятвой. Но этого будет недостаточно, чтобы осветить картину.

За последние годы накопилась литература о заветах и межнациональных договорах Древнего Востока. Раскопки и другие археологические предприятия привели к открытию многих документов, содержащих тексты и ратификационные ритуалы заветов.

Сюзеренство (сюзерен – суверен, осуществляющий управление), вид межнационального договора, особенно привлекло много внимания. Нам стоит обратиться к деталям, но мы не можем сделать этого сейчас. Однако, очевидным фактом является разительное сходство между Божьим Заветом с Израилем и этими языческими договорами – хотя в этом свете отличительный характер Божьего Завета выглядит сильнее, будучи совершенно иным!

Образец сюзеренского договора можно проследить в "Десяти Заповедях", в книге Второзакония, в обновлении Завета согласно 24-й главе Иисуса Навина, в завете с царем Давидом и в некоторых псалмах – Бог был небесным Сюзереном. Израиль был Его нацией-вассалом, чтобы быть послушной Ему. Если они будут хранить Его заветние слова, соблюдать его заповеди, Он обеспечит их процветание и счастье.

Иногда царь-вассал официально "усыновлялся" своим господином. То же самое и в отношении еврейского народа: они стали Божьими наследниками, когда Он сделал их "Его собственными", "Моим уделом из всех народов" (Исход 19:5). Это отпраздновалось дарением и получением "земельного надела", земли Ханаана - так же как другие "великие цари" (как их называли) наделяли своих любимых вассалов даром нескольких городов.

А сейчас мы подходим прямо к сущности вопроса. Примечательно, что все великие заветы Библии были заключены с людьми королевской крови.

Ной был своеобразным царем в свое время. Авраам был царской фигурой. Мы привыкли говорить "царь Давид". Когда Господь сказал: "Вот Новый завет в Моей крови", Он добавил: " Я помазываю вас на Царство".

То же самое и в отношении к народу Израиля. В провозглашении Синайского Завета – в котором был подведен итог договору – говорится: "Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исход 19:4-6); ср. Исаия 61:6).

Царство священников, царская нация! О том же говорится позднее в Библии по отношению к христианской церкви: "Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему" (Откровение 1:6; ср. 5:10; 20:6; 1-е Петра 2:9).

Таким образом, библейские заветы находятся в полном соответствии с "великим поручением человечеству", которое Бог дал в начале: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бытие 1:28).

Человек должен был быть царем, правящим как суверен, представляя "Великого Царя", Создателя. Человек должен был показывать образ царя, что означает: быть царем. Ибо сразу же после слов Бога: "Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" последовало: "и владычествуйте ..." (1:26).

После падения "первого из людей", когда жизнь была разрушена правителями-отступниками, Ламехом и тиранами из 6-й главы Бытия, Ной мог начать сначала. Он получил то же поручение: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 9:1-2).

После второго "падения" – истории Вавилонской башни – Бог дал новое начало с Авраама. Он даже заключил официальный договор с ним, отдав ему важное поручение, наделив его "земельным наделом" и пообещав, что в нем благословятся "все племена земные".

Обновление и увеличение этого завета нужно рассматривать через призму Синайского завета. Предлагался целый "образ жизни": Израиль должен был показать себя как "царство священников", что значит быть народом придворных небесного Господина, царским народом – позже, под правлением человека-царя, династии Давида – и еще позже, согласно пророчеству, под правлением великого сына Давида, грядущего мессианского Царя.

И хотя Израиль не подчинился этому завету, и потерял свой "земельный надел" в вавилонском плену, Бог пообещал "новый завет" (Иер. 31:31-34): возвращение из плена и даже обновленный Израиль.

Это возвращение в свою страну было только предварительным исполнением обещанного нового завета. Иисус Христос, во время последней Пасхи сказал: "Вот Новый Завет в Моей крови", и "Я помазываю вас на Царство". Согласно пророчеству, Он наделил Свой новый народ даром Его Святого Духа. Этот Дух преобразует Его заветний народ, обновит их по образу Христа так, чтобы они снова, как Его народ-вассал, могли показывать образ Бога, небесного Сюзерена. Как говорится в Гейдельбергском Катехизисе: "Почему нас называют христианами? Потому что я член Христа по вере и через это соучастник помазания Его. Как пророк я исповедую Имя Его. Как священник представляю себя в жертву живую во благодарение Ему. И как царь со свободной и доброй совестью восстаю на борьбу против греха и козней дьявольских в этой жизни. А в жизни будущей вместе с Ним буду царствовать над всем созданием Его (Воскресенье 12).

Его народ лично разделит с Ним радость вечной субботы, когда будет одержана победа в битве с дьяволом и его господством.

Это наша привилегия. Это "Великое Поручение", которым мы были наделены: быть царским народом, представителями Бога в этой жизни. Это искупление в Иисусе Христе – не только что мы "попадем в рай", но также что у нас есть освобождение от наших грехов. Бог начинает с нас вновь, несмотря на наши грехи. Мы были искуплены кровью Христа. И обновлены Христом. Не напрасно в Гейдельбергском Катехизисе так ясно подчеркивается работа Святого Духа!

Более того, "Великое Поручение" также содержит возвещение Евангелия по всему миру, когда бы и где бы это ни было возможно. Другие люди должны быть призваны к привилегиям так же, как и к заповедям Нового Завета. Слова Христа в 28-й главе 10-м стихе Евангелия от Матфея показывают нам образец заветнего языка!

Возможно, мы принадлежим к народу Нового Завета!

4. ЛИТУРГИЯ ЗАВЕТА

Что мы делаем в Церкви? Что представляет собой литургия? И в особенности, что такое Реформатская Литургия? Это все касается Завета. Нового Завета, в котором мы можем сегодня жить. Слово Завета очень близко к нам. Господь обитает среди Своего народа посредством завета. Господин Христос правит нами через него. У нас есть Библия. Мы Церковь с Библией. Библия – величайший заветний документ, типичная "Книга Завета". Атрибуты завета добавлялись в нее снова и снова. Наша Реформатская Литургия – это литургия Завета!

5. ВОТУМ

“Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю".

Это самые первые слова наших церковных служб, "вотум": слово посвящения. Как термин, это остаток с тех времен, когда латынь была официальным языком Церкви.

Это торжественное утверждение служит прообразом всей церемонии. В чем же цель и значение этих слов?

Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотим рассказать кратко об "исторической подоплеке" слова "вотум".

Ни для кого не секрет, что новозаветние послания начинаются с "приветствия". Возможно, чтение апостольских посланий на собраниях ранних христианских церквей повлияло на заимствование этого "приветствия" в начале каждого служения. Во всяком случае, мы находим "приветствие" в начале церковного служения довольно рано в истории Церкви. Но позже был представлен так называемый "интройт" (вступление): духовенство входило в церковь, а община тем временем пела «песнь вхождения». После этого священник обращался к людям с «приветствием».

С продлением литургии священнику пришлось проводить множество различных обрядов, прежде чем он мог приступить к своей непосредственной работе. Одним из этих обрядов было исповедание его собственных грехов и молитва о прощении и очищении. Тогда эта молитва начиналась словами: “Помощь наша в имени Господа”, а один из его помощников отвечал: “Сотворившего небо и землю".

Вот происхождение привычного начала наших служений: сначала “вотум”, а затем “приветствие”.

Мы можем понять, что после Реформации эти слова относятся не только к “духовенству”, но и ко всей общине.

Это очень хорошая и полезная традиция. Ибо что же на самом деле происходит, когда служитель произносит эти слова от имени общины? “Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю". Этот отрывок из 123-го псалма, из песни, в которой израильтяне выражали свою благодарность за то, что ГОСПОДЬ Бог помог им в их беде. Эта благодарность происходит из твердой уверенности в имени Господа. Его имени, что означает: Его само-откровение как активно присутствующего Бога. Господь показал Свое присутствие и деятельность, освободив Израиль от его врагов. Опасность полного разрушения была очень серьезна: “Если бы не Господь был с нами...”!

Израильский народ полагался - и Божий народ все еще полагается на помощь Господа, на Божью активность и присутствие.

И в самом деле, это замечательный “вотум” для начала церковного служения! Кроме того, псалом 123 – это один из “Песен подъема” или “Песен восхождения” (псалмы со 119 до 133). Предполагается, что эти псалмы пели процессии паломников, восходя на гору Сион во время трех великих Храмовых праздников Иудейского года. Они шли, чтобы предстать перед Господом, поклониться Ему, призвать Его имя, так как их единственная помощь была в имени Господа, Всемогущего Бога.

“И предстали пред Господом Богом” - это выражение взято из книги Иисуса Навина 24:1. Здесь оно использовано для описания собрания всех израильских племен, когда нужно было обновить Синайский Завет после первоначального завоевания Земли Обетованной и прежде смерти Иисуса Навина (согласно традиции обновления завета, когда правящий царь чувствовал приближение своей смерти, он предусматривал порядок наследования своими наследниками и верность своих царей-вассалов своему преемнику, "преемственность в завете"). Он заботился о преемственности своих наследников, и о преданности им своих вассалов, «завет преемственности».

Этот ритуал проводился каждый раз, когда израильтяне поднимались на гору Сион, чтобы предстать перед Господом, воспевая “Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю".

Что еще более: то же самое по отношению к нам самим! Произнося эти слова в начале церковного служения, мы тем самым выражаем свои чувства радости и благодарности, потому что мы можем жить в заветних отношениях с Господом Богом, Всемогущим Создателем земли и небес, и которого мы признаем активно действующим сегодня, чтобы помогать нам и освобождать нас, и дать нам обильные сокровища Его грядущего Царства!

Посредством этого прекрасного “вотума” мы задаем типологию всего церковного служения.

Мы не изолируемся от современной жизни. Мы не собираемся для того, чтобы исполнить свои религиозный долг или удовлетворить свое благочестие. Нет. Мы хотим предстать перед Господом, нашим Заветним Богом, Которому мы желаем поклоняться, потому что Он наш Помощник, Которому мы желаем молиться за Его активное присутствие, чтобы помогать нам в опасности, вражде, искушении и “маловерии”. Мы не забываем о своих повседневных заботах и проблемах, нашем усилии верно служить Богу в том, как мы живем. Мы приносим все это с собой в церковь, хотя это не отвлекает нас. Ибо мы должны успокаиваться и укрепляться в нашей вере: Бог с нами посредством Своего Слова, Его свидетельства!

В самом деле, первые слова наших церковных служений характеризуют нашу литургию как имеющую отношение к заветним отношениям, в которых мы можем жить не только во время служения, но и каждый день в нашей жизни.

6. ПРИВЕТСТВИЕ

После “Вотума” во время церковного служения мы слышим знакомые слова: “Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Иисуса Христа. Аминь".

Во многих церквях “приветствие”, как его называют, также произносят и во время вечернего служения. Но тогда мы обычно слышим:

“Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас от грехов наших кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь”.

Первое приветствие было взято из посланий апостола Павла. Многие их них начинаются так - Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам и Филимону (апостолы Петр и Иоанн, а также Иуда, использовали немного другие формулировки, но примечательно, что слова “благодать”, “милость” и “мир” есть в них тоже).

“Добавление”, используемое некоторыми служителями: “и общение Святого Духа” не встречается в апостольских посланиях. А раз апостолы не делали приветствия “троичными”, зачем нам так делать?

Приветствие, упомянутое вторым, заимствовано из Откровения 1:4-6. Без всякой на то причины, многие служители обрывают его на половине. Это тем более печально, потому что “провозглашение завета” (Исход 19:5,6) возвращает его: соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему” - “а вы будете у меня царством священников и народом святым”.

Действительно поражает слово” мир”.

Это слово очень часто встречается в договорах древнего Ближнего Востока.

Оно иллюстрирует отношения между двумя партнерами в “паритетной сделке”, но никоим образом не в “завете сюзеренства”. Эта ситуация и отношения были мирными. Никакой вражды, напряжения, войны, напротив, оба царя обеспечивали друг другу процветание, особенно это касалось сюзерена, который предоставлял своему вассалу свой “мир”.

Слово “мир” также использовалось древними евреями в их приветствиях: “шалом лека” - “мир вам” (Судей 6:23;1 Царств 25:6 и т.д.). Христос произнес эти же слова Своим последователям в день Своего воскресения (Иоан. 20:19). “Шалом” означает благосостояние, процветание, следствие мирных отношений с Господом Богом, небесным Сюзереном.

И вновь мы слышим заветний язык!

То же самое в отношении слова “благодать”. Это милость божественного Владыки по отношению к тем, кто восставал против Него прежде. Это милость, основанная на заслугах Христа.

В связи с этим примечателен способ формулировки своих приветствий апостолом Петром. 2 Петра 1:2: “Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего”.

Это напоминает нам о том, что следует дальше в церковном служении: проповедь Слова Божьего. Ибо нет знания без проповеди Евангелия. Другими словами, когда служитель уверяет общину в милости и мире Божьем, он указывает на знание, которое получила эта община посредством проповеди.

И что больше: он указывает на то, что должно быть во время церковного служения: будет проповедовано Божье Слово, свидетельство Его завета. Это поддержит знание о Боге и Спасителе, что принесет мир.

Слова приветствия не бездейственны!

Они не всего лишь набор обычных приветствий, хотя и в древнееврейском стиле. Нет! Эти приветствования как таковые иллюстрируют то, что должно произойти, что будет результатом проповедования Божьего Слова, принятого по вере.

Служитель произносит эти слова от имени Бога.

“Вотум” иллюстрирует наши отношение к Богу: мы ожидаем от Него помощи. “Приветствие” выражает отношение Бога к нам: Он желает прийти с милостью и миром; вот о чем будет свидетельствовать проповедь Его Слова.

Мы предпочитаем эти формы приветствия той, которая вводится во многих церквях – скорее – вводится вновь, так как в Римско-католической церкви это часть их “интройта”: “Да пребудет с вами Господь”, - произносит служитель; “и с вашим духом”, - отвечает община.

Первая часть, возможно, соответствует древнееврейскому способу приветствия (Руфь 2:4; Судей 6:12; Луки 1:28); вторая – 2 Тимофею 4:22, Галатам 6:18; Филимону 1:25. Но последние слова были использованы как “прощание”. Первые недостаточно содержательны по сравнению с апостольскими приветствиями.

Иногда это нововведение является частью “восстановления” только что упомянутого “интройта” - вхождения духовенства торжественной процессией, в то время как община поет; после этого читается вступительный текст.

Мы не приветствуем такое нововведение.

Может быть интересно узнать, что в Римско-Католической Церкви лишь Папе и епископам позволяется говорить: “мир да пребудет с вами”, а “обычный” священник должен говорить лишь: “да пребудет с вами Господь”... Еще одно подтверждение Римско-Католической иерархии.

Наилучшим отношением будет слушать это “приветствие” с открытыми глазами. Разве мы когда-нибудь закрываем их, когда нас кто-то приветствует?

Община должна говорить “аминь” или пропевать его песней.

7. БОЖИЙ ЗАКОН

В первом разделе мы обратили внимание на отличительное сходство между Божьим Заветом с народом Израиля и светскими договорами, заключавшимися в литературе, собранной за последнее десятилетие.

Возможно, понадобится повторить, что образец сюзеренского договора – завет, возложенный на его вассалов “Великим Царем” - можно проследить в “Десяти Заповедях” и некоторых других библейских “документах”. Сюзеренский договор: Бог – небесный Сюзерен; Израиль – его народ – вассал должен подчиняться Ему. Он обеспечит их процветанием, если они будут хранить Его заветние слова, Его заповеди.

Это очень важно для понимания чтения Божьего Закона во время наших утренних воскресных служений.

Считается, что Божьему Закону уделяется особое место в кальвинистской церкви. Возможно, это верно, хотя мы помним, что “Десять Заповедей” читались особенно поучительно во время служений в некоторых областях в Позднем Средневековье.

Но Жан Кальвин ввел чтение Закона Божьего в качестве постоянного “литургического элемента”.

Оно заменило так называемую “Великую славу” в литургии Римско-Католической Церкви. С IV века за “интройтом” - который мы уже упоминали ранее - следовал “Кирие”: “Господи, помилуй!” Изначально это было лишь изречение священником чувства недостойности; но позже стало применяться ко всем людям в церкви.

Затем Жан Кальвин заменил его пением “Десяти Заповедей”. Да-да, пением!

Это была кальвинистская “Великая слава”, торжественное обещание служить Богу, исполняя Его заповеди. Разве это не по Писанию - служить Богу, подчиняясь Его святой воле?

Это комбинировалось со старой “Кирие”, ибо за каждой строфой метрического текста “Десяти Заповедей” следовало пропевание этого слова, этой молитвы о милости. Не удивительно, что это было ответом на предыдущие элементы исповедания грехов и их прощения: устами служителя община исповедовала свой грех и молилась о прощении - “публичное признание греха” на 44-й странице нашей “Книги хвалы” своего рода напоминание об этом; а после этого служитель провозглашал отпущение грехов раскаивающимся.

Так практиковал Кальвин в Страсбурге. После его возвращения в Женеву он ввел чтение “Десяти Заповедей”. Это происходило после проповеди. Порядок был изменен, по сравнению со Страсбургом: сначала чтение Божьего закона, и лишь потом публичное исповедание в грехах и отпущение.

По предложению известного Питера Датена чтение “Десяти Заповедей” включили в первую часть служений в голландских церквях. Божье слово будет читаться перед первой молитвой во время утренних служений и перед Апостольским символом веры во время вечерних служений. По нашему мнению, это хорошее и подходящее место.

Ибо в чем заключается характер Божьего Завета? Что же такое “Десять Заповедей” на самом деле?

Они – Конституция Завета, который Бог возложил на Свой народ. “Основной закон”.

Сначала мы слышим “провозглашение Завета” в Исходе 19:3-6 (почему бы нам не читать эти слова вместе с текстом “Десяти Заповедей” во время наших служений?) “А вы будете у Меня царством священников и народом святым ...”

Затем мы находим Конституцию в Исходе 20, в “Десяти Заповедях”.

После этого следует “Книга Завета” (Исход 21-23), в котором заповеди были усовершенствованы и применены в казуистической форме. Позже, при обновлении завета перед смертью Моисея эту “Книгу Завета” расширили до “Книги Второзакония”; и в определенном смысле можно сказать, что вся Библия – это сегодняшнее свидетельство Завета. Но с этим предметом мы надеемся разобраться позже, когда нам нужно будет обсудить сущность проповеди Божьего Слова.

Хеттейские и ассирийские договора изучались в течение примерно десятилетия. Сходство с Божьим Заветом на Синае действительно поразительно! Это можно подтвердить, кратко упомянув типичные черты вассальных заветов:

Текст договора начинался с “Преамбулы”: “ Вот слова...”, в которой “Великий царь”, заключивший завет со своим вассалом, называл себя...

“И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой...”. Это “преамбула” Божьего завета.

Затем следовал “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЛОГ”: “Великий Царь” напоминал своим вассалам о предыдущих с ними отношениях и особенно о благосклонстве, проявленном с его стороны. Это считалось основанием вассальных обязанностей. У вассала были все причины поступать согласно условиям этого завета.

Такой же элемент мы находим в этих словах Божьего завета: “. . Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”.

Третья и наиболее усовершенствованная часть содержала “УСЛОВИЯ”. Обычно первое из них было запретом вассалу вступать в какой бы то ни было союз с другим царем.

“Да не будет у тебя других богов пред лицем моим”, это часть договора в Синайском завете: отношения с Богом исключительны!

Были сформулированы БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ.

В Божьем завете они не были оговорены в отдельной части “текста договора”. Мы находим их во 2-й, 3-ей и 5-й заповедях.

Другой отличительный и важный аспект был обнаружен условиями для “ХРАНЕНИЯ И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ” завета.

Копия текста, находившаяся у вассала, должна была храниться в храме его главного бога. В условленное время завет нужно было публично зачитывать, обычно от одного до четырех раз в год.

Вот что произошло и со “Скрижалями Синайского Завета” (Исход 40:20): они были положены на хранение в Божьем святилище.

Во Второзаконии 31:10-13 мы ясно читаем об условиях периодического чтения Божьего завета в собраниях народа Израиля.

Другой интересный факт заключается в том, что заветние отношения обновлялись последующими поколениями вассальской династии. Условия изменяли и осовременивали, чтобы они соответствовали “новой ситуации”. Это может объяснить различия между текстами 20 гл. Исхода и 5 гл. Второзакония.

Кроме того, это может просветить нас относительно Божьего пророчества в 16 и 23 главах Иеремии:

“Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской”; но “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной, и из всех земель, в которые изгнал их”: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их”, пророчество, тесно связанное с приходом “Ветви Давида”, обещанного Мессии.

Тогда это означает, что с прошествием времени, со времен Синая, ситуация совершенно изменилась, потому что мы живем под Новым Заветом!

Тогда давайте посмотрим на чтение “Десяти Заповедей” на наших утренних богослужениях в этом свете!

Мы не считаем, что нововведение “публичного исповедания грехов и отпущения” необходимо, во-первых, потому, что мы можем исповедовать свои грехи в молитве и мы слышим о прощении в проповеди Божьего Слова, а во-вторых, чтением Божьего Закона в нашей новозаветней “ситуации”: “исторический пролог” содержит “отпущение” и мы отвечаем Божьей воле посредством пения псалма, своего рода “аминь”.

Сегодня мы слышим другое предложение, а именно, что нам - благодаря новозаветним дням – не стоит продолжать чтение “Десяти Заповедей” на наших церковных служениях, а скорее чтение некоторых апостольских установлений и наставлений.

Но хотя нам нужно осознавать тот факт, что Завет обновляется и мы сейчас живем в Новом Завете (Иеремия 31, Евреям 8 и т.д.), и в результате “применение “Десяти Заповедей” должно происходить в свете этого обновления, этих апостольских установлений и наставлений в сравнении с “казуистическим применением” “Конституции Завета”, “Основным Законом”. Было бы немудро заменить ими чтение “Десяти Заповедей”.

Сделав это, мы бы утратили прекрасный элемент в нашей литургии, который характеризует всю ее сущность: литургия как разновидность заветних отношений с Богом. Более того, вся наша жизнь состоит из наслаждения привилегиями Завета.

Чтение Божьего Закона - замечательная часть нашей “Реформатской литургии”! Это учит нас, также как и Ветхий Завет (Втор.31:12), “чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего”.

8. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

Во время вечерних богослужений в наших церквях община исповедует свою веру устами служителя, который цитирует “Апостольский символ веры”.

Этот Символ (англ. “creed”) – название происходит от “credo”, с латинского “я верю” - довольно стар. Его относят к III или даже IV столетию. Его происхождение до конца не выяснено.

Было несколько определяющих факторов, которые сыграли в этом роль.

Римский имперский обычай требовал признания цезаря Господом. Когда христиан призывали подтвердить свою преданность, они признавали ее перед властями посредством краткого исповедания веры, например “Иисус Христос - Господь”.

Более вероятно, что происхождение “Апостольского символа” тесно связано с таинством крещения. Религиозные наставления обращенных состояли из обучения их значению формулировки, произносимой при крещении: “Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”, как итог всей священной истории, в которой Отец, Сын и Дух Святой выступали поочередно. Формулировка публичного исповедания веры, которую нужно было произнести перед крещением, полностью соответствовала этому: люди, готовящиеся ко крещению, должны были произнести вслух своего рода итог этого религиозного наставления. Эта формулировка становилась все более неизменной.

Другим фактором был рост ереси в Христианской Церкви. Некоторые из исповедальных формулировок в Новом Завете являются очень четкой реакцией на ложную доктрину. Апостол Иоанн писал: “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына” (1 Иоан. 2:22). А также: “А всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога” (1Иоан.4:2).

Но есть еще кое-что. Примечательно, что Новый Завет уже содержит некоторые простые исповедания или фрагменты символа.

Против неверующих евреев, которые назвали Иисуса проклятым, христиане провозглашали: “Иисус есть Господь” (1Кор. 12:3).

Евнух из Эфиопии перед крещением заявил: “Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий” (Деян. 8:37).

Неудивительно, что появлялось что-то вроде “основы отличительного христианского учения”. Вот почему автор Послания к евреям мог говорить об “исповедании нашем” (Евр. 3:1, 4:14) или “исповедании упования” (Евр. 10:23). А в послании Иуды (1:3) о “вере, однажды преданной святым”.

“Преданный” - хорошо известный термин в новозаветних письменах. Мужи апостолы “получили” этот священный вклад прежде чем “передать” его другим. Апостол Павел утверждает так относительно установления “Вечери Господней”, смерти Христа и воскресения (1Кор.11:23; 15:3). “Полученный” и “переданный” были у евреев техническими терминами для передачи авторитетного учения.

Все это привело к развитию исповедальных формулировок. Это подтверждается в Римл.10:9, 10 и 11; 2 Кор. 4:13, где подтверждается необходимость исповедовать Спасителя.

Некоторые примеры исповедальных формулировок находятся в 1 Кор. 8:6: “Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им”; и в Ефес. 4:4-6: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Эти два последних отрывка очень важны для понимания значения “литургического элемента”, который мы обсуждаем. Они показывают очевидное влияние “Шема”.

Любой, кому знакомо значение этого слова, вспомнит о нем, услышав или прочитав два вышеупомянутых отрывка.

Что же тогда это “Шема”? Само название уже и так “технический термин”. Он происходит из Втор. 6:4: “Слушай, Израиль” (евр. Шема Израел”).

Шема стал израильским исповеданием веры. Его даже цитировали дважды в день, утром и вечером. Обычай был основан на: “Ложась и вставая”.

Он был составлен из трех отрывков Писания. Сначала Втор. 6:4-9:

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Вторая часть Шема была Втор. 11:13-21, содержащая краткое изложение благословений и проклятий Божьего Завета и частичное повторение последних слов перикопы во Втор.6.

На третьем месте были Числа 15:37-41, где говорится о кистях на краях одежд, “чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш. Во время служений в синагоге этому исповеданию веры предшествовало и следовало произнесение нескольких благословений, которые со временем переросли в так называемыйШемон Есрех”, содержавший 18 хвалебных речей, сейчас даже 19, а во время пребывания Господа Иисуса на земле, возможно, всего 6.

Считается, что Шема, как и “Десять Заповедей”, был записан на свитке, и должен был читаться в синагоге. Но даже не учитывая этого, нам может быть ясно сейчас, что это еврейское исповедание веры было неизменным ответом на милости и обязанности Синайского Завета, выраженных в Декалоге.

Разве слова Павла в 1Кор. 8:6 и в Еф. 4:4-6 не ясно напоминают нам об этом еврейском символе?

Разве они не могут называться новозаветней версией Шема?

Комментатор предлагает, что в первом упомянутом выше тексте апостол цитирует из письма, которое Коринфяне написали Павлу. Если бы это было так, то молодая христианская церковь была бы уже наделена “Христианским Шема”, который бы тогда считали переросшим в “Апостольский Символ”.

Это действительно поразительно, что у этих отрывков есть что-то общее не только с древнееврейским исповеданием, но также с нашим наистарейшим и кратчайшим символом веры!

Все это может показать нам непосредственную связь между тем, как мы исповедуем свою веру во время вечернего богослужения, и обновлением нашей верности Божьему Завету слушанием чтения Конституции, “Десяти Заповедей” во время утренних служений.

Божьи Заповеди и наше исповедание веры не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Божий Закон – как мы увидели это раньше – должен рассматриваться в свете “преамбулы” и “исторического пролога” этого заветнего документа.

Примечательно, что израильское исповедание веры заканчивалось повторением одного и того же предложения: “Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской”.

Шема христианской церкви (1Кор.8:6 и Еф.4:4-6) содержит увеличенный “исторический пролог”, обновленный в связи с “новой ситуацией”, Новым Заветом.

«Апостольское вероопределение» довело этот процесс до логического конца. Этот документ по сути есть ничто иное как итог всей Библии, полная священная история в двух словах.

Поэтому то и важно то, что женевские реформаторы Гийом Фарель и Жан Кальвин заменили чтение Никейского символа Апостольским символом веры. Последний более подлинный по сравнению с Никейским и Афанасьевым символом, все еще используемыми в англиканской церкви как альтернатива литургии.

В ранней церкви община исповедовала свою веру в конце служения. Это можно понять: это было обусловлено его связью с публичным исповеданием веры и крещением.

По некоторым достойным причинам предпочтительнее его сегодняшнее место в нашей литургии – в начале нашего вечернего богослужения.

Древняя традиция, согласно которой все утверждения, произносимые по отношению к общине, или от ее имени должны были подтверждаться словом “Аминь”, можно восстановить или вновь ввести, хотя и в более “современном” варианте: пропеванием “аминь”.

Но почему бы не сделать наилучшее? Почему бы всей общине не произносить вслух или петь ее Символ? Это был бы наилучший способ выразить благодарность Господу за привилегии жизни в заветних отношениях с Ним!

 

9. МОЛИТВА

Обычно на наших церковных служениях произносят две различные молитвы, одну в начале, а другую в конце.

“ ... Потому что молитва - главная часть благодарности, которую Господь требует от нас, и, более того, потому что Господь посылает Свою милость и Дух Святой лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно молит Его об этом и благодарит”. Вот как звучит ответ на вопрос 116 в Гейдельбергском катехизисе «Почему христианам необходима молитва».

Его милость и Дух Святой... Эти слова служат примером содержанию христианских молитв, а также церковных молитв.

Это полностью соответствует словам Спасителя: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него!(Луки 11:13). Господь Христос научил Свою Церковь, что молиться небесному Отцу – значит просить у Него силы Святого Духа.

Что же это значит?

И в самом деле, ожидание евреев в те дни, когда Спаситель был на земле – хотя и не ясно выраженное в молитвах, которому сопутствовало т.н. «Шема» - было о будущем излитии Святого Духа, Который укрепит, особенно грядущий Избавитель. Любые иудейские писания могут это подтвердить.

Более или менее это ожидание было основано на пророчествах Ветхого Завета. В Исаии 32:15, Иезек. 11:19, Иоиль 2:28 и т.д. Мы слышим об обещанном обновлении Израиля как народа Божьего завета, связанного с приходом Духа Святого. Излитие Духа Святого тогда было бы наиболее важным даром Нового Завета!

Обучая Своих учеников молиться Духу Святому, Господь Христос хотел сказать: Новый Завет здесь! Божий Завет был действительно обновлен! Люди Божьего Завета были наделены ценнейшим даром Святого Духа. Этот Дух даст им возможность способствовать проповеди Евангелия Царства по всему миру и показать совершенно иной способ жизни. Неудивительно, что Гейдельбергский Катехизис так часто говорит не только о крови Христа, но и о Духе Христа, о возрождении Духом Святым. Неудивительно, что все, что касается молитвы, эта брошюра преподносит в свете «милости Духа Святого до тех пор, пока после этой жизни не достигнем цели — совершенства» (Вопрос 115).

“Почему христианам необходима молитва?” имеется в виду: для людей Нового Завета. Как Божьи участники Нового Завета мы просим дара этого завета – Духа Святого.

Молитва также является сущностью завета.

Это ясно при прочтении псалма 49, в котором поется о Господе, идущем судить Израиль и его образ жизни – находится ли он в соответствии с заветом или нет. Верный способ поклонения Богу таков: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (ст. 14 - 15).

Все то же в Псалме 122: песня «рабов», чьи очи «обращены на руку господ их». Слово «раб» использовалось также и в отношении царей-вассалов. В случае несправедливости, допущенной другими по отношению к ним, они могли подать прошение их сюзерену на почве их заветних отношений.

Это еще более ясно из «адресата» молитвы «Отче наш»: «Отче наш, Сущий на небесах». Отец, вот как верующие обращаются к Богу. Ради Христа они были усыновлены как Его дети и наследники; вассалы сделались «детьми Великого Царя».

Молиться - это значит признавать и почитать небесного Сюзерена, принимать завет снова и снова.

Между Словом Божьим и Духом Святым существует тесная связь.

Мы взяли за отправную точку этой серии очерков Втор. 30:14: «Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его». Бог с нами посредством Своего имени, Его Слова.

Вот почему формы в нашей книге литургии «Песнь хвалы» содержат не менее чем три разных молитвы для использования их в начале богослужения, перед проповедью. Во времена Великой Реформации первой молитвой на каждом служении было «общее (публичное) исповедание грехов» и прошение относительно проповеди Слова Божьего наряду с возрождающей и обновляющей работой Святого Духа.

Вторая молитва, после проповеди, могла содержать благодарение за дар Слова Божьего, а также молитва ходатайства. Наши праотцы называли ее «молитвой за все нужды Христианства».

Это кажется нам правильным порядком: в начале богослужения, после вступительных элементов, прежде проповеди Слова Божьего, которой предшествует краткая молитва относительно этой проповеди, и лишь затем ответ общины и участие в приношениях, ходатайствах и т.д.

 

10. ЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ И ПРОПОВЕДЬ

Мы можем повторить еще раз отправной пункт этих очерков. Ею было Второзаконие 30:14: “Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.

Это может показать нам, что двумя наиболее важными элементами нашей «Реформатской Литургии» являются чтение Писания и проповедь Слова Божьего. Они должны идти вместе.

(...)

Но что же такое Библия на самом деле? И, следовательно, каково значение чтения Писания и проповеди?

Когда мы разбирали сущность «чтения Божьего закона», мы указали на древнее правило периодического чтения древних заветних документов.

Но другой параллелью является то, что проповедь напоминает нам об указаниях и толковании Закона Божьего во времена Ветхого Завета.

Выводя вперед две этих параллели, мы хотим отметить, что на чтение Писания и проповедь – так же как и на другие элементы нашей «Реформатской литургии» – нужно смотреть в свете завета, который заключил с нами Бог.

Это было ясно еще с того времени, когда в первом пункте мы прочитали Втор. 30:14 в его контексте и узнали, что Моисей говорил о Синайском Завете. Так как там есть такие отличительные синонимы выражения «Слово», а именно «заповедь» и «слова Завета».

Апостол Павел применил эту мозаику, говоря о новозаветних днях. Когда он писал о Новом Завете в Христовой крови, он процитировал Втор. 30:14 (в Римл. 10:8)! Новый Завет, тот самый, в котором мы сегодня живем! Библия - это письменное воплощение завета.

Ее начало (книга Бытия) рассказывает нам о его «предыстории» и проясняет: заключением этого завета Бог желал восстановить жизнь Его народа согласно Его первоначальным намерениям, когда Он сотворил человека по Своему собственному образу. Израиль должен был быть «Царством священников», народом Божьих придворных, представлявших Бога здесь на земле, живущих как его вассальные цари, показывая, как Его усыновленные князи и княгини своим образом жизни его славу и величие.

Позже мы читаем нечто об установлении завета; Авраам, Синай; о нескольких его обновлениях, и об обещании Нового Завета (Иеремия 31), начавшегося реализовываться в Господе Иисусе Христе, Который указал на элементы «Вечери Господней», сказав: «Это Новый Завет в Моей крови».

Не удивительно, что и «провозглашение завета» повторяется (Исход 19:3-6) и применяется апостолом Петром к народу Нового Завета, Христианской церкви (1 Петра 2:9) и в книге Откровения (1:6; 5:10; 20:6).

Даже миссионерская проповедь Евангелия должна рассматриваться в этом свете. Слова Христа в Матф. 28:19 показывают образец заветнего языка: нужно призвать язычников к Евангелию и общине Его власти в Новом Завете!

Тот же самый образец можно увидеть в апостольских писаниях: Христианская Церковь наставляется в привилегиях и обязанностях Нового Завета. Это даже находится в начале послания евреям и, хотя не упоминается по названию – в посланиях Римлянам и Галатам.

Кратко: всю Библию нужно рассматривать как воплощение Завета и его разных обновлений.

Это также открывает широкую перспективу на полное исполнение Божьих заветних обещаний, когда празднование Вечери Господней «доколе Он придет» будет заменено лучшим пиром.

Чтение Писания, так же как и проповедь Слова Божьего, нужно рассматривать в этом свете.

Сегодняшний заветний документ - Библия, состоит из Ветхого и Нового Завета, что означает: Завет нужно читать! Бог желает, чтобы Его отношения с нами были нам известны!

Божье заветнее Слово должно быть проповедовано, что значит: объяснено, истолковано, применено с тем, чтобы мы могли понять привилегии и обязанности этих отношений, чтобы мы вновь и вновь узнавали о благословениях и проклятиях этого завета, и чтобы мы могли быть побуждены насладиться нашим заданием, и исполнять его с благодарностью: быть Царством священников, особенным достоянием Бога, Его народом.

11. ПРИНОШЕНИЯ

После проповеди и ответа общины посредством пения «песни аминь» наступает время для Приношений. (...)

Гейдельбергский Катехизис трактует четвертую заповедь как возложение на Его народ обязанности, “чтобы церковная служба велась по Евангелию... усердно посещал Церковь Божию, слушал Слово Божие... делал христианские пожертвования в пользу бедных».

Служение Слова раньше поддерживалось посредством «регулярных приношений», хотя иногда в различных местах, был еще и сбор для Церкви.

Но что касается христианских пожертвований, они даются «в пользу бедных».

Способ приношения денег посредством сборов относится ко времени апостола Павла, как мы это читаем в 1 Кор.16:1-2: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Не совсем ясно, использовались ли эти сборы «в пользу бедных» в иерусалимской церкви – из Римл. 15:26 и 2 Кор. 9:12 это можно предположить, так как они упоминают «бедных между святыми в Иерусалиме» и «скудость святых» или - «нуждающейся церкви Иерусалима». Такое толкование двух приведенных выше текстов также возможно. Но то, что еженедельные сборы в церкви берут свое начало здесь – очевидный факт.

Однако есть еще более важный вопрос: каков характер этих сборов? И не только способ собрания денег, но также и «регулярные пожертвования». В Евр. 13:16 их называют «жертвы»: "Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу". В Римл. 15:17 приношения в общинах бывших язычников называют «священнодействие благовествования», делом служения, литургии. И во 2 Кор. 9:12 говорится о «деле служения», «диаконии служения». Приношения – это жертвы Богу. Они и есть литургия, священнодействие Богу. Их цель - Бог. Их назначение – поклонение Богу. Лишь в этом случае они являются средством помощи другим людям и другим Церквям.

Разве эти Приношения не занимают свое законное место в нашей «Реформатской литургии»?

Эта литургия характеризуется заветними отношениями между Богом и нами: Он наш небесный Великий Царь, а мы - Его вассалы, представляющие славу Его Царства здесь, на земле.

Цари-вассалы древнего Ближнего Востока должны были приходить и приносить их ежегодную дань к трону сюзерена: золото, серебро, плоды земли, животных и т.д.

Это то, что мы делаем в церкви посредством Приношений.

Нет, Приношения не значат: взять немного денег и положить их в сумку для пожертвований «для доброго дела».

Эта часть нашей «Реформатской литургии» еще и предмет завета! Это знак и подтверждение нашего подчинения, а также благодарности за привилегию жить в заветних отношениях с Господом Богом, нашим Великим Царем. Это способ принести честь нашему Заветнему Богу!

 

12. БЛАГОСЛОВЕНИЕ

В конце наших церковных богослужений произносится Благословение.

Это литургическая форма благословения.

Наша традиция основывается на том факте, что когда ветхозаветний священник заканчивал свою работу в святилище, он выходил, чтобы благословить народ, а также на том, что апостолы использовали благословение, чтобы закончить им свои послания (напр. Римл. 15:13; 2 Кор. 13:17; Евр. 13:20, 21): они оба были делом литургии, как это ясно без всякого пояснения из ветхозаветнего обряда, и из новозаветней практики чтения этих посланий во время церковных служений.

Благословение - это торжественное произнесение благословения и одновременно просьба о благословении.

Но особенное ударение приходится на первый элемент хорошо известной формулировки «Ааронова благословения» (Числа 6:24-27)

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!»

Это благословение используется в основном на наших утренних служениях. Во время вечернего служения произносится «апостольское»: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами».

«Аароново благословение» было известной формулировкой среди древних евреев. Мы находим множество упоминаний об этом в Книге Псалмов: например, в Псалмах 4:7, 30:17, 42:3, 43:5, 79:1, 4, 88:19 и 117:27. Последний, псалом 117 пели во время праздника Кущей. После этого весь Израиль должен был предстать перед Господом (Втор. 31:11).

В святилище было Божье «пеним», Его лице. Израиль предстал перед лицем Господа. Там, на Ковчеге Завета почила Божья слава, Его «шхина»: величественное провозглашение Его живого присутствия (Исх. 34:33-35).

Эта «шхина», иногда невероятный свет, часто идентифицируется с Божьим «пеним» - отсюда выражение в псалме 4:7: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (см. Пс. 26:1, 8, 9; 31:16).

Этот свет прольется на израильтян. Это лице будет обращено к ним, согласно «Ааронову благословению». Этот впечатляющий и незабываемый символ Божьего присутствия и действия будет сиять над ними не только пока они будут во святилище, но также и когда им придется возвратиться и вновь взяться за свои повседневные дела. Бог пребудет с ними посредством Своего Слова: Его Имя (Его Слово) было возложено на детей Израиля посредством Благословения (Числа 6:27). «Весьма близко к тебе Слово сие».

Это благословение тесно связано с заветом Бога.

И хотя слово «завет» не используется в самом начале Библии, впервые мы встречаем его в истории о Потопе: заветы, которые Бог заключил с Ноем. Примечательно, что первое благословение, которое упоминается в Библии, – это повеление занять положение представителей Бога на этой земле (Бытие 1:27-28): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» – благословение в повелительном наклонении!

Разве это не ведущая мысль всех великих заветов Библии - поставить человека или даже целый народ в положение Божьих вассальных царей или царство?

Этот элемент уже показывает нам, что благословение, которое священники должны были «возложить» на израильтян, тесно связано с заветом.

Но кроме того, мы находим Божьи благословения вместе с Его проклятьями в других заветних текстах, которые воспроизведены в Библии: «Десять Заповедей», книга Второзакония, особенно 11:26-32 и главы 27-29; Иисус Навин 24 и т.д. Благословение в Числах 6 может считаться видом литургического итога благословениям этих заветних текстов.

Когда Господь пришел устанавливать Новый Завет, Он издал «новый набор благословений», так называемые “Заповеди блаженства” (Матф. 5:3-12).

Все Евангелие Христа символизировалось жестом, с которым Он оставил Своих учеников, возносясь на небо: Он благословил их (Луки 24:51).

Его апостолы переложили благословение словами в конце своих посланий. И теперь Новый Завет будет исполнен в Новом Иерусалиме. Отрывок из Откровения 22:4-5 ясно напоминает нам об «Аароновом благословении»: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков».

Что же выражает Благословение в конце нашего церковного служения? То, что Бог будет обитать с нами, в Своем живом присутствии, со Своим Словом и Духом. Заветние отношения продолжаются и в повседневной жизни. Мы можем увидеть нашу повседневную жизнь и дела в свете Откровения 22: они не «нечисты»

Это чудесное окончание для наших служений. Оно подводит итог всему, как будто оно и есть целая «литургия», и его назначение укреплять нас в убеждении, что Бог с нами, что Его слово близко к нам, что мы можем жить с Ним в завете для того, чтобы мы могли обновить нашу верность завету.

И в то же самое время эта литургия показывает нам, что «Реформатская литургия» не ограничивается «благочестивыми часами в Церкви», но что настоящая литургия начинается только тогда, когда заканчивается церковное служение.

 

13. УЛУЧШЕНИЯ

По нашему мнению, было бы мудро дать общине чувствовать себя более активными в литургии.

В этом отношении нужно рассмотреть альтернативу для ответа посредством пения Псалма: пропеть или проговорить «Аминь».

В частности мы хотели бы предложить чтение вслух всей общиной «Апостольского Символа» и «Отче наш».

Но наилучшим изменением из всех стало бы то, чтобы мы научились лучше понимать характер нашей «Реформатской литургии»:

«Но весьма близко к тебе Слово (завет) сие» (Втор. 30:11-14). Божье имя пребывает среди нас (Втор. 12). Его завет проповедуется нам. Его заветний закон читается публично снова и снова. Этот завет вновь принимается общиной, неделю за неделей.

Мы укрепляемся в заветней общине с нашим Господом во имя Христа, чтобы мы могли наслаждаться Им в нашей повседневной жизни.

И Господь хочет, чтобы мы были верны Ему. Он радуется, глядя вниз на Свое Царство священников, Его святой народ.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.